Клятва в зале для игры в мяч
- 1 year ago
- 0
- 0
Рота́ — в древнерусском процессе так называлась судебная присяга , клятва .
Согласно словарю В. И. Даля , в XII веке в Великом Новгороде составлялись дружины, дававшие своему старосте роту (присягу), отправляясь артелями в торговлю или на похождения; члены дружин назывались ротниками. В современную автору словаря эпоху (XIX век) рота означала особые виды клятв вроде «отсохни у меня рука» (если неправду говорю); «чтоб мне провалиться»; «дай Бог лопнуть» и т. д. В тот же период в Сибири «рота» это обет, обещание, зарок, клятва Богу .
От слова «рота» происходили «роче́ние» и «ротьба́» — то есть клятва, божба. Роти́тель , ротительница — те, кто божится, клянётся или присягает. Рота́к — человек, у кого привычка божиться и клясться или ругливо проклинать. Роти́ть ( вологодская группа говоров ) — бранить, ругать, клясть, проклинать. Роти́ться — божиться, клясться, заклинаться .
В словаре М. Фасмера отмечается наличие слова с таким же значением в других славянских языках: сербохорв. ро̀та «присяга», словен. rótа «присяга», польск. rota «присяга», в.-луж. roćić sо «клясться». Там же проводятся параллели с древнеиндийским « » (правило, заповедь, закон, обет) и греческим « ретра » (изречение, договор) . Последней версии придерживался и немецкий индолог .
Чешский лингвист В. Махек пытался связать роту с древнеиндийским « rta » (правда) . Среди российских исследователей аналогичную попытку предпринимал М. Л. Серяков .
Первоначально рота означала спор, битву и имела значение суда Божьего ; отсюда развились впоследствии ордалии и судебные поединки . В значении присяги рота употреблена в договорах русов с греками в Х веке и в « Русской Правде » (глаголы «ротитися» и «клятися» употребляются безразлично в Священном Писании ; Матф. , ). В летописях выражение «присягать», «принести присягу» передаётся: «ходити (заходити) роте», «водити роте», «внити в роту» и т. д. Слово «клятва» стало употребляться преимущественно после введения христианства; позднее вошли в употребление названия «вера», «крестное целование»; наконец, гораздо позже, может быть, к концу XVII века, появилось польское слово «присяга». В инородческих шертных грамотах XVI века слова рота и « шерть » употребляются безразлично .
По договорам русов с греками рота применялась в следующих случаях :
По «Русской Правде» рота применялась :
Вспомогательным средством рота служила при судебном поединке и при свидетельских показаниях, при том показания послухов всегда оканчивались ротой. «Русская Правда» возлагает обязанность принести роту в одних случаях на истца, в других — на ответчика; возможно, что обязанность эта определялась и жребием .
В эпоху Псковской и Новгородской судных грамот рота признавалась окончательным способом решения дел, возникавших из :
В некоторых случаях рота являлась альтернативой поля (судебного поединка). По Псковской грамоте, при судебных поединках рота предшествует полю, составляя как бы первую, необходимую часть его .
Ответчику было предоставлено или самому принести присягу, или допустить к присяге истца. Личная присяга истца или ответчика всегда имела решающее значение, но при присяге свидетелей первоначально всегда можно было перейти к другим судам Божьим .
С течением времени рота, как и поединок, подверглась ограничениям; мало-помалу ей придается значение крайнего средства, употребляемого при отсутствии других доказательств; постепенно она заменила «поле». Присяга допускалась в исках, превышающих 1 руб. и лишь для лиц совершеннолетних, не более 3 раз в жизни; в некоторых случаях целовали крест родственники тяжущихся или люди вместо господ .
Форма роты, известная нам из договора русских с греками, различалась для язычников и христиан. По обряду язычников, всё оружие и золото их клалось на землю и затем произносилась клятва, состоявшая в призывании страшных казней на голову нарушителя; клялись оружием и богами Перуном и Волосом . Христиане клялись честным крестом и церковью св. Ильи и целовали крест; на нарушителя клятвы призывалась вечная месть Божья .
Судебная рота, вероятно, происходила на торгу . Присяга приносилась в Москве с большой торжественностью .
Ротные уроки — пошлины при покупке и продаже имуществ — назывались так потому, что продавец присягал в доказательство своего права на отчуждаемое имущество. Некоторые учёные полагают, что ротными уроками именовались судебные пошлины с дел, решаемых присягой .