Музей невинности (музей)
- 1 year ago
- 0
- 0
Музей Градостроительства и быта
— единственный в России музей градостроительства и быта
.
Расположен в особняке « Дома Шаронова », отнесённом Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года к памятникам архитектуры РФ. Входит в состав Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника .
Музей «Градостроительство и быт г. Таганрога» имеет значительную архитектурную ценность для Таганрога , находится в оживленном городском центре. Старинное здание (ранее дом хлеботорговца Е. И. Шаронова ) — архитектурный и культурный памятник в стиле «модерн», был возведён в 1912 году, автором проекта был друг А. П. Чехова , академик-архитектор Ф. О. Шехтель .
Адрес: Таганрог , ул. Фрунзе , 80.
Музей был открыт по постановлению ГК КПСС и исполкома Таганрогского городского Совета 3 ноября 1981 года с целью изучения и популяризации исторических и культурных памятников г. Таганрога . Музей находится в бывшем особняке крупного таганрогского помещика Е. И. Шаронова . Здание было построено в 1912 году в стиле модерн по проекту академика архитектуры Ф. О. Шехтеля . До 1917 года здание принадлежало Е. И. Шаронову. С 1920 по 1922 год в здании размещалась шелководческая станция, с 1923 года — детская поликлиника.
Во время оккупации Таганрога здание было занято штабом 1-й танковой армии Э. фон Клейста .
После 1944 года в здании размещались различные городские организации, включая Орджоникидзевский РК КПСС.
С 1981 года в здании располагается музей «Градостроительство и быт Таганрога». Созданием экспозиции музея руководила Л. А. Цымбал . В экспозиции представлены районы старого Таганрога, старинные фото, открытки, городские планы, образцы мебельного и декоративного искусства XVIII—XX веков, изделия из русского и западно-европейского стекла, демонстрирующие особенности стиля быта города с петровских времён до настоящего времени .
В цокольном этаже здания музея находятся четыре выставочных зала, в которых, помимо основной экспозиции, музей ведёт активную выставочную работу, предоставляя свои площади для современных художников, скульпторов, коллекционеров, а также разнообразных передвижных выставок.
Здание является жемчужиной «модерна», великолепным образцом синтеза архитектуры, живописи и скульптуры. Полутораэтажное здание имеет много общего с Ярославским вокзалом в Москве: те же островерхие башни, трапециевидная форма кровли с гребешком в центральной части, тот же ритм чередования различной формы окон. Композиция здания основана на асимметрии. Левая часть имеет 4-х угольную высокую башню с шатровым восьмигранным завершением. Наверху первоначально был круг с инициалами владельца дома «Е. Ш.», замененный вскоре на шпиль с флажком. В 1978 году флажок был укреплён на шарикоподшипнике и теперь вращается от ветра.
Основной фасад является наибольшей достопримечательностью здания. Структура памятника построена на асимметрии. Уникальный в своём роде мозаичный фриз сделан из майолики , его композиция соединяет ряд сюжетных групп. В ходе изучения здания появились утверждения, что панно были сделано по эскизам Н. Рериха , М. Врубеля , В. Васнецова в Абрамцевской мастерской рядом с Москвой . Мозаики посвящены сюжетам русских былин. Особняк является единственной в регионе достопримечательностью, где на фасаде применена монументальная живопись.
Музей ведёт достаточно активную выставочную деятельность, размещая в своих залах как произведения местных художников, так и различные передвижные выставки. Среди известных художников, выставлявших в музее свои работы — Юрий Шабельников , Александр Кисляков , Наталья Дурицкая , Юрий Фесенко .
Весной 2017 года стало известно, что в рамках федеральной программы «Культура России» будет произведена реставрация Дома Шаронова . Работы запланированы на 2017—2018 годы . На реставрацию Дома Шаронова было выделено 77 миллионов рублей . Конкурс на проведение работ выиграла ООО "Липецкая производственно-реставрационная компания «ЛАЙМ ПАРК» .
В декабре 2017 года были высказаны сомнения в отношении качества реставрационных работ : лицевую кирпичную кладку реставраторы расчищали не вручную, а абразивными кругами, и затем отшлифованную кладку окрашивали, а при замене окон был изменён рисунок оконных переплётов .