Interested Article - Саптариши
- 2021-02-01
- 2
Саптари́ши , также Саптарши ( санскр. सप्तर्षि IAST : saptarṣi « семь мудрецов »), — индийское название семи мифических мудрецов, так называемых риши (рши) .
Уже « Ригведа » повествует о семи главных «великих» риши . Там они носят эпитет «божественных», «отцов» и упоминаются заодно с богами . Определённых имён у них ещё нет. В « Шатапатха-брахмане » они уже индивидуализируются и получают имена. В пуранах Ваю и Вишну к семи риши прибавляется ещё по одному. Позднее в число великих Риши заносятся ещё законодатель Ману , поэты Вальмики и Вьяса , Гаутама и другие.
« Вишну-пурана » делит всех риши на три класса :
- царственные риши, как Вишвамитра ,
- божественные риши или полубоги, как Нарада ,
- Риши-брахманы — сыновья Брахмы, как Васиштха и другие.
Духовные сыновья Брахмы именуются Манаса-путра (санскр. Mânasâ-putras = «сыновья духа») (см. параллели с зороастрийскими Амеша-Спента , «бессмертные святые» ). Они считаются творцами Вселенной и прародителями всех ныне живущих.
К очень древним чертам семи Риши принадлежит их отождествление с семью звёздами Большой медведицы , основанное, может быть, на созвучии слов «рши» (rshi — «провидец», «мудрец») и «rksha» (« медведь », ср. греч. άρκτος, лат. ursus). Отсюда и предание, что Риши были прежде медведями.
Священные тексты
Ранний список семерых риши даётся в « Джайминия-брахмане » (2.218-221): Васиштха , Бхарадваджа , Джамадагни , Гаутама , Атри , Вишвамитра и Агастья .
В « Брихадараньяка-упанишаде » (2.2.6) Агастья заменяется Атри.
В более поздней « Гопатха-брахмане » (1.2.8) говорится о девяти риши: Васиштха, Бхарадваджа, Джамадагни, Гаутама, Атри, Вишвамитра, , Агастья и Кашьяпа .
«Вишну-пурана»
По « Вишну-пуране » их имена: Крату , Пулаха , Пуластья , Атри , Ангирас , Васиштха и Бхригу (XXI.28).
Затем от сосредоточившегося (Брахмы) родились наделённые разумом потомки — их тела и способности возникли от телесной (сущности Брахмы).
От членов мудрого (бога) появились «познавшие поле». Это я уже поведал ранее. Все они, боги и другие существа, а также неподвижные (предметы) пребывали как вместилище трёх гун . Но, поскольку эти существа, движущиеся и неподвижные, не размножались, мудрый (бог) сотворил иных, наделенных разумом сынов, подобных себе.
(Эти) — наделённые разумом Бхригу, Пуластья, Пулаха, Крату, а также Ангирас, Маричи , Дакша , Атри и Васиштха. (VII.1-5)
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Булич С. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
- . Дата обращения: 8 марта 2009. 29 марта 2019 года.
Литература
- Falk, Maryla. Androgyn uniwersalny // Mit psychologiczny w starożytnych Indiach / (przeł.), Marek Mejor (red.nauk.). — Kraków: , 2011. — ISBN 97883-242-0978-1 .
- Saptariszi // Joga - Encyklopedia / Maria Kużniak (tłum.). — Poznań: , 2004. — ISBN 83-914652-5-X .
- Wieszcz // Słownik mitologii hinduskiej / Andrzej Ługowski (red.nauk.). — Warszawa: , 1994. — (Świat Orientu). — ISBN 83-86483-20-2 .
- 2021-02-01
- 2