Interested Article - Лабранда
![](/images/006/685/6685687/1.jpg?rand=95594)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/b0f3aced57398b79db9da54bd08aa5dc.gif)
- 2021-05-05
- 1
Лабра́нда ( др.-греч. Λάβρανδα ) — античный город в Карии , исторической области в Малой Азии . Известный в древности религиозный центр карийцев — святилище Зевса Лабрандейского.
У милясийцев есть 2 святилища Зевса: одно — так называемого Зевса Осого; другое — Зевса Лабрандинского. Первое находится в городе, а Лабранды — селение вдали от города, на горе, вблизи прохода из Алабанд в Миляс . В Лабрандах есть древний храм и деревянная статуя Зевса Стратия, почитаемая окрестными жителями и милясийцами. От святилища до города идёт мощеная дорога длиной почти что 60 стадий, называемая священной; по ней движутся священные праздничные процессии. Жреческие должности всегда пожизненно занимают знатнейшие граждане. Эти храмы принадлежат собственно городу, третий же храм — Зевса Карийского — является общим святилищем всех карийцев; в нём имеют долю как братья лидийцы и мисийцы . Рассказывают, что в древности Миляс был простым селением, родиной и местопребыванием карийских царей из рода Гекатомна. Город ближе всего к морю у Фиска, который является якорной стоянкой для милясийцев.
— Страбон .
В настоящее время находится на территории Турции в 14 километрах от Миляса, в провинции провинции Мугла .
История
![](/images/006/685/6685687/5.jpg?rand=362674)
![](/images/006/685/6685687/6.jpg?rand=924641)
Древнейшие археологические находки, обнаруженные на территории города — остатки керамики, относятся к середине VII века до н. э.
Самое раннее, обнаруженное архитектурное сооружение датируется VI веком до н. э. . По всей видимости, это фрагменты храма, располагавшегося здесь до постройки в IV веке до н. э. храма Зевса .
В 540-е годы до н. э. после того, как персидский царь Кир II Великий , захватив город Сарды и пленив церя Крёза , подчинил себе соседнее Лидийское царство , земли Карии попадают под власть Империи Ахеменидов . Завоёванные территории были разделены на военно-административные округа — сатрапии , в основном совпадающие по границам с расположенными на них прежде государств. Во главе каждой сатрапии был назначен наместник — сатрап ( др.-перс. xšaθrapāvan — хранитель царства ), обладавший военной и гражданской властью.
Во время правления Дария I наместник соседнего Милета , Аристагор , опасаясь лишения власти за неудачную попытку овладеть островом Наксос , решает поднять восстание против центральной власти в Персии . Ему удаётся добиться поддержки у малоазийских греческих городов, в результате чего восстание распространилось на Эолию , Карию, Ликию и, даже, Кипр .
В 497 году до н. э. недалеко от Лабранды произошла битва между мятежниками и персидскими силами, под руководством военачальника Давриса , зятя Дария I.
… персы подошли к Меандру и переправились через него. Жестокая битва персов с карийцами произошла у реки Марсия и длилась долго; наконец персы одолели своей численностью. Персов пало 2000, а карийцев 10000. Беглецы с поля битвы были вынуждены укрыться в Лабранды, в святилище Зевса Стратия, именно в огромной священной платановой роще (карийцы же, насколько известно, единственный народ, который приносит жертвы Зевсу Стратию). Так вот, укрывшиеся там беглецы стали держать совет, как им спастись: сдаться ли персам или же лучше совершенно покинуть Азию.
— Геродот .
Вскоре восстание было полностью подавлено. Власть персов в Малой Азии была восстановлена.
В 385 году до н. э. царь Артаксеркс II назначил сатрапом Карии местного правителя Гекатомна , который стал основателем династии Гекатомнидов, состоящей из его детей. Именно при Гекатомнидах, последовательно правивших до прихода Александра Македонского в 334 году до н. э. , в Лабранде было построено большинство дошедших до нас строений.
Гекатомн и его дети, главным образом, Мавсол (для погребения которого был сооружён знаменитый галикарнасский мавзолей , одно из семи чудес света ) и Идрией , уделяли огромное внимание Лабранде. От Миляса до святилища была проложена священная дорога, фрагменты которой сохранились до наших дней. По всей видимости, представители правящей династии одновременно являлись и верховными жрецами святилища и право это было пожизненным и передавалось по наследству.
В 335 —- 334 годах до н. э. , во время ежегодного торжественного жертвоприношения, была попытка покушения на Мавсола, но охрана её предотвратила.
Около 240 года до н. э. верховный жрец Коррис жалуется царю Селевку II , что Миляс незаконно удерживает доходы и священные земли, принадлежащие святилищу.
После большого пожара в IV веке святилище начинает приходить в упадок.
Начиная с 1948 года на территории святилища шведскими специалистами ведутся археологические раскопки.
Достопримечательности
Южные пропилеи
![](/images/006/685/6685687/7.jpg?rand=425557)
Построены во время правления Идриея. Фасад был украшен двумя высокими (5,4 метра) мраморными ионическими колоннами.
«Дорическое строение»
Названо так из-за четырёх дорических колонн. Среди фрагментов здания сохранилась надпись: «Идрией — сын Гекатомна из Миляса» ( др.-греч. IΔPIEYΣ EKATOMNΩ MYΛAΣEYΣ ANEΘHKE ). В римское время здание входило в комплекс «восточных» бань. Внутри располагался бассейн с водой, который в византийское время, предположительно, использовался для ритуальных омовений, совершаемых перед службой в храме.
«Восточные бани» и Византийская базилика
Бани построены в I веке н. э. на средства Клавдия Менелоса ( лат. Tiberios Klaudios Menelaos ), предположительно, состоятельного жителя соседнего Миляса.
В конце IV — начале V века н. э. , рядом с банями построена христианская церковь с белым мраморным полом, одной апсидой . Особенностью церкви является отсутствие колонн внутри помещения.
Храм Зевса
![](/images/006/685/6685687/8.jpg?rand=763522)
Построен во время правления Идриея (351—344 годы до н. э.). Храм Зевса — центральное сооружение святилища. Посвящён Зевсу Лабрандейскому ( др.-греч. Λαβρανδεύς ). Мраморный храм, окружённый ионической колоннадой (6×8 колонн 6,4 метра высотой). Внутри располагалась статуя Зевса. Согласно дошедшим изображениям на монетах и барельефах, в правой руке Зевс держал копьё, а в левой — двойной топор — лабрис .
Почему в руке у Зевса Лабрадейского в Карии не скипетр и не перун , а боевой топор ?
Дело в том, что Геракл , сразив Ипполиту , захватил среди прочего её вооружения боевой топор и подарил его Омфале . После Омфалы лидийские цари носили и почитали его наряду с другими священными предметами, унаследованными от предшественников. Так было до Кандавла . Кандавл же, ни во что его не ставя, передал топор одному из товарищей; а когда Гигес отложился от Кандавла и пошёл на него войной, из Миляса в помощь Гигесу пришёл с войском Арселис, убил и Кандавла, и его товарища, и топор с остальной добычей привёз в Карию. И здесь, посвящая статую Зевсу, он вложил ему в руку боевой топор и назвал этого Зевса Лабрандейским, потому что боевой топор у лидийцев называется «лабрисом».
— Плутарх .
Из-за сходства с храмом Афины в расположенной неподалёку Приене есть предположение, что храм Зевса построен известным архитектором Пифеем , являющимся также автором знаменитого Мавзолея в Галикарнассе .
В бассейне, находившемся у храма, плавали ручные рыбы с золотыми ошейниками и кольцами . Эти рыбы использовались для предсказаний. Им задавали вопросы и протягивали пищу. Если рыба съедала протянутое, то считалось, что ответ на вопрос является положительным.
Восточный портик
![](/images/006/685/6685687/9.jpg?rand=806489)
IV век до н. э. Портик , длиной 44,5 метра украшен мраморными дорическими колоннами высотой 4 метра. За колоннадой располагались четыре квадратные комнаты, оборудованные скамьями для проведения ритуальных пиршеств во время религиозных праздников.
Андрон Мавсола (Андрон Б)
![](/images/006/685/6685687/10.jpg?rand=177289)
Андрон Мавсола ( др.-греч. ανδρών — мужская комната ) — помещение для проведения ритуальных пиршеств. Построен Мавсолом (377—352 годы до н. э.) 10.5 м высота и 12 м ширина мраморного фасада с двумя ионическими колоннами и дорическим фризом с триглифами . Внутри — скамьи вдоль стен для проведения ритуальных пиршеств. В трёх нишах на задней стене, предположительно, размещались статуи Зевса, Мавсола, его сестры и жены Артемисии II .
Андрон Идриея (Андрон A)
Андрон Идриея. Построен при Идриее, о чём гласит обнаруженная надпись: «Идрией, сын Гекатомна из Миляса, посвящает андрон Зевсу Лабрандейскому» ( др.-греч. IΔPIEYΣ EKATOMNΩ MYΛAΣEYΣ ANEΘHKE TON ANΔPΩNA ΔII ΛAMBRAYNΔΩI ). Внутри вдоль стен были расположены скамьи, на которых размещались пирующие. В нишах на задней стене, предположительно, находились статуи Зевса, Идриея и его сестры и жены Ады .
Северный портик
![](/images/006/685/6685687/11.jpg?rand=17779)
Изначально построен во время правления Мавсола. Восстановлен и частично перестроен между 102 и 114 годом жрецом Полиетом. Фасад был дополнительно украшен двенадцатью мраморными 4-метровыми коринфскими колоннами.
Прочее
- Гробница конца IV века до н. э. с пятью каменными саркофагами.
- Стадион
- Некрополь V века до н. э. .
- Крепость на акрополе, предположительно IV век до н. э. Внутри находятся строения, возможно казармы. Окружена 9 башнями, также вокруг находятся 5 отдельно стоящих башен.
Примечания
- Страбон . География. XIV, II, 23.
- Геродот . История . V, 35.
- Геродот . История . V, 119.
- Плутарх . Моралии. Греческие вопросы 45.
- Клавдий Элиан . от 1 июля 2020 на Wayback Machine (лат.) . XII, 30.
Ссылки
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/b0f3aced57398b79db9da54bd08aa5dc.gif)
- 2021-05-05
- 1