Interested Article - Цирк (картина)

« Цирк » — картина Жоржа-Пьера Сёра , написанная в стиле неоимпрессионизма . Последняя работа художника, оставшаяся незавершённой на момент его смерти в марте 1891 года . В настоящее время хранится в музее Орсе в Париже .

Картина является третьей крупной работой Сёра на тему зрелищных представлений после «Парада» (1887—1888) и «Канкана» (1889—1890). На ней изображена цирковая артистка, стоя скачущая на лошади в парижском цирке Фернандо, переименованном в 1890 году в Медрано в честь знаменитого клоуна . Цирк, расположенный на углу улицы Мучеников ( Rue des Martyrs ) и бульвара Рошешуар, неподалёку от студии Сёра, пользовался большой популярностью у парижан и был запечатлён на картинах таких художников, как Ренуар (« »), Дега (« ») и Тулуз-Лотрек (« »).

Как и в более ранних работах, Сёра синтезировал в картине художественное творчество и научный подход . Перед её написанием он сделал несколько подготовительных этюдов, сосредоточившись на разработке динамических линий и ограниченном использовании цвета. В процессе работы Сёра руководствовался теориями известного редактора и библиотекаря Шарля Анри об эмоциональном и символическом значении линий и цвета, а также трудами химика Мишеля Шеврёля и физика Огдена Руда о взаимодополнительных цветах . Работа несёт отголоски японской гравюры и графических работ Жюля Шере , также оказавших на Сёра влияние.

Картина выполнена в технике пуантилизма , позволяющей художнику достичь оптической иллюзии в восприятии цвета за счёт плотного размещения множества разноцветных мазков. В работе доминируют белый и три основных цвета , преимущественно красный и жёлтый, с синими оттенками. По краям холста изображена солидная объёмная тёмно-синяя рама.

Композиция картины разделена на две части: нижнюю правую занимают цирковые артисты, изображённые с преобладанием кривых и волнистых линий, создающих ощущение движения, в верхней левой показаны прямые ряды зрителей, разделённые по социальным классам — от элегантно одетого высшего общества в первом ряду (человек в цилиндре — друг и коллега Сёра Шарль Ангран ) до простонародья на галёрке.

Ощущение пространства создаёт белый клоун, стоящий спиной на переднем плане и отвернувшийся от зрителей в зале. Справа за инспектором манежа демонстрируют акробатику два других клоуна.

Незавершённый «Цирк» впервые был выставлен в Салоне Независимых в марте 1891 года . Сёра работал над картиной до последних дней: местами осталась незаполненная основа и сетка синих линий, необходимая Сёра для разработки композиции. Первые критики жаловались на одеревенелость персонажей, похожих на автоматоны . Позже это назвали предвосхищением кубизма .

По окончании выставки картину вернули матери Сёра, и та оставила её в комнате на бульваре Маджента, в которой умер художник. Около 1900 года картину приобрёл Поль Синьяк , у него её выкупил американский коллекционер Джон Куинн, впоследствии пожертвовавший её Лувру в 1927 году. «Цирк» выставлялся в Музее в Люксембургском саду , в Государственном музее современного искусства , в национальной галерее Жё-де-Пом, а с 1977 года и по сей день картина находится в музее Орсе .

Примечания

  1. Article Seurat , in Encyclopædia Universalis (2004).
  2. . Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано из 25 июня 2016 года.
  3. . Дата обращения: 8 июня 2018. 4 марта 2016 года.

Ссылки

.

Источник —

Same as Цирк (картина)