Мирис, Ян ван
- 1 year ago
- 0
- 0
Франс ван Мирис , Франс Янс ван Мирис Старший ( нидерл. Frans van Mieris, Frans Jansz van Mieris, Frans van Mieris de Oudere ; 16 апреля 1635 , Лейден — 12 марта 1681 , Лейден ) — голландский живописец , один из малых голландцев . Мастер небольших картин бытового и портретного жанров на интимные, камерные сюжеты , стиль , которых близок произведениям Яна Вермеера Делфтского , Питера де Хоха , Герарда Треборха , Габриеля Метсю . Представитель позднего периода « Золотого века голландской живописи ».
Франс Янс был старшим в семье потомственных живописцев из Лейдена . Его сыновья — Ян ван Мирис (1660—1690) и Виллем ван Мирис (1662—1747) также стали живописцами. Внук — сын Виллема — Франс ван Мирис Младший (1689—1763) — живописец, гравёр , нумизмат и историк .
Франс ван Мирис был сыном ювелира и огранщика бриллиантов Яна Бастианса ван Мириса из Лейдена , Южная Голландия . Отец хотел научить его собственному ремеслу, но Франс предпочитал рисование и учился сначала у своего двоюродного брата, ювелира Виллема Франсона, затем у художника по стеклу Абрахама Торенвлита и его сына Якоба , основателя « Лейденской академии рисунка » (Leidse Tekenacademie). В 1650 году Франс перешёл в обучение к известному живописцу Герарду Доу , крупнейшему представителю лейденской художественной школы «тонкой живописи» (Leiden fijnschilder manner). Художники «тонкой манеры» возродили технику старых нидерландских мастеров эпохи братьев ван Эйк : их маленькие картины, написанные на деревянных досках или медных пластинах, отличаются исключительной передачей мельчайших деталей и иллюзорностью изображения.
В 1658 году Мирис был принят в лейденскую Гильдию Святого Луки , в 1663 и 1664 годах он — её капитан и в 1665 — декан. В 1657 году художник женился на Кунере ван дер Кок. В этом браке у супругов было пятеро детей, из которых двое сыновей — Ян и Виллем ван Мирис стали известными художниками.
Франс ван Мирис был хорошим другом живописца Яна Стена . Ван Мирис уже при жизни был известен за пределами Нидерландов. Среди его покровителей были лейденский профессор-физиолог Франциск Сильвий де ле Боэ , император Священной Римской империи Леопольд I , великий герцог Тосканы Козимо III Медичи , который посетил его мастерскую в 1668 или 1669 году. В 1699 году Франс ван Мирис продал шесть картин Августу II Сильному, королю Польскому (1670—1733).
Однако Мирис потерял большую часть своего богатства из-за алкоголя и неэффективного управления своим состоянием. Франс ван Мирис был похоронен в Питерскерк (церкви Святого Петра) в Лейдене. Его последователем стал Адриан ван дер Верфф .
Картины Франса ван Мириса, как правило, очень небольшого размера (20—30 см), с самого начала хорошо оплачивались, и даже после его смерти они оставались одними из самых желанных произведений искусства, когда-либо созданных в Нидерландах. Знатоков покоряла тонкость живописи, тщательная отделка деталей и «блестящая яркость» красочной поверхности «тонкой лейденской манеры» (Leiden fijnschilder manner). Изучая миниатюрные картины Мириса, «жемчужины мировой живописи», поражаешься как этот художник «писал холодный свет и тёплые тени на шёлке и бархате, и трудно не поймать себя на мысли о том, что ни Антуан Ватто, ни импрессионисты, в сущности, ничего не открыли» . Однако Мирис творил в относительно поздний период «золотого века» и в его произведениях заметны черты кризисного маньеризма .
Значительные собрания работ Франса ван Мириса хранятся в картинной галерее Гааги и в мюнхенской Старой пинакотеке . В санкт-петербургском Эрмитаже имеется пять картин Франса Мириса.