Алексушин, Глеб Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Глеб Владимирович Дерюжинский ( 1 ( 13 ) августа 1888 — 9 марта 1975) — американский скульптор российского происхождения. Сын правоведа В. Ф. Дерюжинского , внук сенатора А. А. Арцимовича .
Из смоленской шляхты. Родился в селе Отрадное Смоленской губернии в семье общественного деятеля Владимира Фёдоровича Дерюжинского (окончил Московский университет , автор работ по праву, редактор издания « Журнал Министерства Юстиции » с 1895 года и журнала «Трудовая помощь» с 1897 года) и его жены Софьи Антоновны, урождённой Арцимович.
Глеб Дерюжинский с самого детства лепил из подручного материала, на что обратила внимание его гувернантка. Он был отдан учиться в гимназию Гуревича , благодаря просьбам своей наставницы одновременно обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1896—1901) . Директором школы с 1906 года был Н. К. Рерих , который обратил внимание на талант юноши. Глеб был награждён медалью за работу «Две борзые», которую рекомендовали в музей школы, но отец отказался финансировать отливку скульптуры в бронзе. Заступничество Рериха привело к компромиссу: подчинившись семейной традиции, он поступил на юридический факультет Петербургского университета , но отец обещал позволить ему после окончания учёбы уехать учиться скульптуре во Францию. Во время учёбы в университете он продолжал учиться в Рисовальной школе у скульптора И. И. Андреолетти и в 1911 году получил серебряную медаль за композицию «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов».
Через некоторое время после окончании университета, в 1911 году он уехал в Париж; обучался в Академии Коларосси (ученик Жана-Антуана Энжальбер ) и Академии Жулиана , где на него обратил внимание Роден и пригласил Дерюжинского посетить свою студию. В 1913 году, вернувшись в Россию, он поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств , где учился сначала — у Г. Р. Залемана , затем — у В. А. Беклемишева . Отец сознательно не выдавал Глебу денег на карманные расходы, финансируя только его проезд в училище и завтрак, поскольку он желал выяснить, насколько сын предан искусству .
В 1914 году он был освобождён от воинской повинности с диагнозом «сердечный невроз» и продолжал учёбу в Высшем художественном училище, принимая одновременно заказы на бюсты и статуэтки. В 1915—1916 годах участвует в академических выставках в России . Фото его бронзовой статуэтки «Графиня Сюзан де Робьен с борзой» была помещена в журнале « Мир искусства ». Большой успех имели на выставках передвижников его работы: «Конная статуэтка», «Гермес, изобретающий кадуцей», «Поцелуй». В январе 1917 года участвует в выставке Общины художников . Первой работой в мраморе для него стал бюст покойной дочери графини Натальи Карловой , морганатической супруги герцога Георга Мекленбургского .
Летом 1917 года он вылепил с натуры и отлил в бронзе бюст князя Б. Б. Голицына ; ему позировал ставший председателем Временного правительства А. Ф. Керенский ; он создал портреты В. В. Беляшина , Н. Э. Радлова , С. С. Эскина, А. Н. Львовой. Переждать события октября 1917 года Дерюжинский решил, по приглашению Феликса Юсупова , в его крымском имении , в Кореизе, где он писал портрет Юсупова и его супруги Ирины, а также по просьбе Юсупова скрыл под новым слоем живописи две картины Рембрандта, которые владелец позднее смог вывезти за границу. Там же он участвовал в выставке «Искусство в Крыму». После того, как Ялта была захвачена Красной Армией, в юсуповском имении были все арестованы, включая скульптора, но благодаря заступничеству председателя Севастопольского Совета, Филиппа Задорожного , Дерюжинского освободили. Несмотря на планы покинуть в 1919 году вместе с Юсуповыми страну, он отправился в Херсонес на раскопки, где смог увидеть грот, в котором Агамемнон принёс в жертву Ифигению. После этого красноармейцы отрезали Севастополь от Кореиза.
Из Крыма ему пришлось бежать в Новороссийск, где тогда находилась добровольческая армия Деникина . В Новороссийске проводилась мобилизация, но Глеб Владимирович, как и в Первую мировую войну, по болезни сердца был освобождён от военной службы. В 1919 году его устроили гардемарином на судно «Владимир», шедшее в США с грузом руды. Во время плавания Дерюжинский стоял на вахте, но в свободное время лепил. По просьбе московского купца П. И. Морозова , плывшего тем же пароходом, он вылепил с газетной фотографии небольшой бюст генерала Корнилова . Благодаря тому, что Глеб на пропускном пункте упомянул своего брата, Бориса Дерюжинского, служившего в Копенгагене, в Русской миссии, США приняло его без проблем.
В Америке продолжил работу скульптором, создавая портрет Теодора Рузвельта он познакомился с его личным биографом, предоставившим ему для работы фото- и киноматериалы, и получил возможность детально изучить посмертную маску президента. В 1920 году портрет был выставлен в одной из ведущих галерей Нью-Йорка и произвёл чрезвычайно сильное впечатление; члены семьи Рузвельта, его друзья и сотрудники были поражены тем, насколько удалось Дерюжинскому передать не только внешнее сходство, но и духовный облик президента. Он впоследствии подарил портрет Женской ассоциации памяти Рузвельта, позднее бюст выставляется в доме-музее президента .
В это время в США находится и Н. К. Рерих, с которым в эмиграции у скульптора была переписка . Он знакомит Дерюжинского с Рабиндранатом Тагором и скульптор создаёт его гипсовый портрет и бюст из необработанной древесины. Осенью 1921 года в Нью-Йорке , в «Галереях Милча», прошла первая его выставка в США. В 1926 году на Philadelphia Sesquicentennial Exhibition получает золотую медаль за скульптуру «Ева», вырезанную из красноватого твёрдого дерева Южной Америки коко-болла. В 1928 году выставляет работы в Лондоне , где выполнил портрет английского портретиста Дж. Лауэри, который был приобретен музеем Метрополитен . Выставляется у Wilderstein & Co, в 1925 году журнал об искусствоведении International Studio выпускает статью, посвящённую работам скульптора, в частности, уделяя особое внимание его произведениям из дерева.
В 30-е годы Дерюжинский преподавал в колледже Сары Лоренс, а также в собственной студии.
Являлся действительным членом Национальной академии дизайна (1953 год), был членом Национального общества скульптуры и Лиги архитекторов .
Среди его работ скульптурные образы: Сергея Рахманинова , Сергея Прокофьева (1918), Александра Гречанинова , Александра Зилоти , Лилиан Гиш , леди Дианы Купер, Рабиндраната Тагора и Н. К. Рериха (1921), Э. Стивенсона , Джона Ф. Кеннеди , Хосе Р. Капабланки и многие другие .
Его группа «Похищение Европы» украшала Международную выставку в Нью-Йорке (1939).
В Брукгрин Гарден, в Южной Каролине, находятся три его монументальные скульптуры: «Самсон, борющийся со львом» (камень), «Экстаз» (бронза) и «Диана-охотница» (бронза), выполненные на заказ для музея, принадлежащего миллионеру Арчеру Хантигтону . В Соборе Непорочного зачатия в Вашингтоне стоят статуи: «Святой Игнатий Лойола», «Святой Купертино» и «Святой Бонавентуро», выше человеческого роста, выполненные в мраморе. В частной Капелле Кардинала Спелмана в Нью-Йорке скульптурная группа: «14 ступеней Крестного пути» (дерево), а в соборе в Сент-Луисе, Миссури — «Миссионер-проповедник Десмет, обращающий в христианство индейцев сиу». В Доме философии и теологии в Цинциннати находится его работа, 24 рельефа под названием «Крестный путь». В католической церкви Божией Матери Скоропомощницы в Бруклине — «Голгофа» (мрамор). «Мадонна и маленький Иисус» (дерево) — в иезуитской миссии в Мокаме, Индия. Скульптура «Святой Игнатий Лойола» (дерево) в Фордемском университете в Нью-Йорке. «Благовещение» (дерево) — в Музее города Сан-Диего , Калифорния .
Дерюжинский был одним из первых скульпторов в Америке, экспонировавшим работы в дереве. Степень его мастерства позволяла ему работать с любым материалом: дерево, мрамор. гранит, бронза, алюминий. Он говорил:
«Скульптура рождается в глине и умирает в гипсе, чтобы воскреснуть в материале… Для меня дерево всегда было наиболее пленительным материалом. Оно сохраняет трепет и тепло жизни и помогает воссоздать красоту человеческих форм и душу вещей».
Его патронессой некоторое время была миссис Дж. Г. Хаммонд, для которой он выполняет ряд работ: портреты её семьи, садовые скульптуры, а также «Солнечные часы», два глобуса, расположенные на мраморном постаменте с барельефом, изображавших в образе четырёх женщин четыре времени года. Для другого заказчика, Г. Л. Вайта, Дерюжинский создал другие «Солнечные часы», с классической колонной и двумя фигурами, символизирующими День и Ночь . В 1923 году создаёт скульптуру «Леда и лебедь», для которой позирует балерина Рут Пейдж .
В работах Дерюжинского сочетаются стиль классицизма, готики средневековья, есть элементы религиозной русской скульптуры. Персональные выставки проводились в нью-йоркских галереях: Knoedler (1928 год), Wildenstein (1933), Guild (1942). Награждён в 1928 году золотой медалью за скульптуру «Ева» на международной выставке в Филадельфии, в 1937 году золотой медалью на Парижской Всемирной выставке, в 1938 году был отмечен наградой Национ . альной академии дизайна , в 1957 и 1958 годах получил награды Американской профессиональной художественной лиги, в 1961 и 1964 году — награды Национального художественного клуба в Нью-Йорке. В 1969 году в Grand Central Palace прошла его последняя выставка. Две работы скульптора находятся в Москве — в Музее личных коллекций . В Екатеринбурге, в Объединенном музее писателей Урала находится портрет Анны Ахматовой и ещё два произведения скульптора — композиции на любовную тему, в стиле русского модерна начала XX века. Работы Дерюжинского можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Национальной портретной галерее Вашингтона , а также в музеях Толедо, Сан-Диего и Филадельфии
Семья художника революцией была разбросана по свету: мать с братом Борисом жила в Копенгагене; отец с сестрой — в России. Он оформил бумаги, позволяющие отцу и сестре приехать к нему, но Дерюжинский-старший умер от тифа, не доехав до Америки. В середине 1920-х годов он сам, с женой и сыном, посетил Данию, чтобы повидать мать и брата.
Обвенчался 30 апреля 1917 г. с поэтессой Палладой Богдановой-Бельской (урожд. Старынкевич) (1885—1968), одной из «звёзд» артистической жизни дореволюционного Петербурга, хозяйкой литературного салона. Брак закончился разводом в 1920 году . Утверждается, что спустя много лет Дерюжинский написал о ней роман, оставшийся неизданным . Также выполнил её скульптурный портрет.
Вторая жена — пианистка Александра Николаевна, скончалась в 1956 году ; от брака с ней имел дочь Наталью и сына Глеба Дерюжинского (1925—2011) — известного фотографа моды, автогонщика и пилота .
Третья жена (с 25 августа 1956 года) — поэтесса Наталья Семёновна Резникова (1911—1995).