Interested Article - Саткарья-вада
- 2021-07-27
- 2
Саткарья-вада ( санскр. सत्कार्यवाद , IAST : satkāryavāda , «учение о предсуществовании следствия [в причине]») — теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие заключено в причине . Согласно этой модели, следствие не возникает из ничего, а переходит из непроявленного в проявленное состояние.
Саткарья-вада имеет две разновидности, называемые паринама-вада и виварта-вада . Паринама-вада утверждает, что следствие представляет собой реальную трансформацию (паринама) причины. Например, растительное масло появляется в результате выжимки семян, а горшок появляется в результате манипуляций гончара с глиной при помощи его орудий . Такой подход разделяется классической санкхьей , вишишта-адвайтой Рамануджи , мимансой и йогой . Виварта-вада объявляет следствие иллюзорным проявлением (виварта) причины. Это подобно тому, как восприятие верёвки как змеи не означает действительного превращения верёвки в змею. Виварта-вада разделяется махаяной и адвайта-ведантой Шанкары . В Санкхья-карике Ишваракришна формулирует основное положение саткарья-вады следующим образом ( шлока 9):
Ввиду непроизводимости не-сущего, подборки материала, невозникновения всего [из всего], возможности произвести [только] возможное, [наличия] бытия причины [у следствия] следствие [пред]существует .
В. К. Шохин указывает, что Ишваракришна систематизировал доказательства ряда важнейших онтологических теорий путём соположения пяти обоснований саткарья-вады :
- то, чего нет, нельзя произвести;
- для получения определённого продукта необходимо заготовить специальный материал;
- всё не создают из всего;
- для любой производительной потенции существуют ограничения относительно её «компетентности»;
- следствие имеет ту же природу, что и его причина.
Саткарья-вада является одной из трёх моделей в индийской философии, которые описывают отношения между причиной и следствием . Её противоположность — асаткарья-вада , согласно которой следствие не содержится в причине. Этой доктрины придерживаются ньяя , вайшешика , хинаяна , материалистические системы и, отчасти, миманса . Третья доктрина известна под названиями садасаткарья-вада и анеканта-вада . Согласно анеканта-ваде, следствие одновременно и существует, и не существует в причине. Это зависит от того, кто и под каким углом зрения рассматривает данную проблему. Анеканта-вада является общепринятой доктриной в джайнизме . К ней близка философия основателя одной из школ мимансы по имени Кумарила-бхатта .
См. также
Примечания
- Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Циборан Л. . PSYLIB, 2004
- Чаттерджи С. , от 26 октября 2011 на Wayback Machine Пер. с англ. А. В. Радугин (главы I—III), Е. А. Тучинская (глава IV), А. Р. Романенко (главы V—X); Под ред. В. И. Кальянова . М.: Издательство иностранной литературы , 1954.
- Шохин В. К. . — М. : Ладомир, 1995. — 325 с. — (Ex Oriente Lux). — ISBN 5-86218-129-6 . 28 июня 2020 года.
- / Исслед., пер. с санскр., коммент., словарь мифологических имен, топонимов и реалий В. К. Шохин . — М. : Ладомир, 1997. — 363 с. — (Ex oriente lux). — ISBN 5-86218-318-3 . 25 декабря 2011 года.
- Lochtefeld J. G. от 11 марта 2016 на Wayback Machine New York; , 2002. ISBN 0-8239-3179-X
- 2021-07-27
- 2