Арнульф (пфальцграф Баварии)
- 1 year ago
- 0
- 0
Арнульф Миланский ( итал. Arnòlfo di Milano , нем. Arnulf von Mailand , лат. Arnulphus Mediolanensis ; около 1000 — между 1077 и 1080 ) — итальянский хронист, клирик и правовед , первый городской летописец Милана , автор «Истории миланских архиепископов» ( лат. Gesta Archiepiscoporum Mediolanensium ) .
Происходил из аристократического миланского сословия «капитанов» ( итал. capitanei ) и приходился внучатым племянником архиепископу (970—974) .
Судя по всему, получил неплохое образование, поскольку был прекрасно знаком не только со Священным Писанием и церковным правом , но и античными классиками. Несомненно имел также доступ к церковным архивам и библиотекам Милана, материалы которых использовал в своей хронике.
Исходя из этого, принято считать, что он был представителем высшего духовенства, включавшего клириков , служивших в двух кафедральных соборах Милана, в отличие от остальных священников, имевших приходы в других церквях города . В то же время, существует альтернативная версия, согласно которой духовного сана он не имел, а служил в архиепископском суде, или даже нотариусом , что косвенно подтверждается его повышенным интересом к различным правовым вопросам . Активно выступал против клюнийской реформы , в частности, введения целибата и отмены симонии , и поддерживавших преобразования местных сторонников римской курии и движения патаренов .
Мнение некоторых исследователей о том, что его можно отождествить с диаконом Арнульфом, подписавшим в 1059 году соглашение между архиепископом Милана , с одной стороны, и легатом римского папы Николая II Пьетро Дамиани и епископом Лукки Ансельмо да Баджио , с другой, не получило достаточных доказательств .
В 1077 году включён был в состав миланской делегации, направленной к папе Григорию VII , который, возможно, находился в то время в Каноссе , чтобы обсудить примирение между Миланом и папским престолом .
Вероятно, вскоре после возвращения из этой поездки скончался в Милане, возможно, около 1080 года .
Автор «Деяний архиепископов миланских» ( лат. Gesta Archiepiscoporum Mediolanensium ), известных также как «Книга о недавних деяниях» ( лат. Liber Gestorum Recentum , или Liber gestorum latestum ), написанных на латыни между 1072 и 1077 годами .
Хроника охватывает события начиная с 925 года , когда, по мнению Арнульфа, бургундский граф Гуго Арльский стал королём Италии (в реальности это произошло в следующем 926 г.), и поставления в архиепископы , на самом деле имевшего место в 936 году, и кончая 1077 годом . События X — начала XI веков описываются на основании городских анналов и ряда других неустановленных источников, полученных из вторых рук , начиная же с 1018 года летописец излагает события преимущественно как очевидец, пользуясь как материалами миланского городского архива, а так и привлекая в качестве источников акты римского собора 1027 года, установления, данные миланской церкви папскими легатами, и послания римских понтификов .
Созданное в эпоху политических потрясений и острых противоречий в церковной и светской жизни городской коммуны Милана , сочинение Арнульфа по своему характеру объединяет в себе городскую хронику, церковную летопись и полемический трактат. Главным содержанием его является история борьбы между высшей знатью Милана и мелкими феодалами- вальвассорами при архиепископе , последовавших противоречий среди местного духовенства из-за инвеституры и церковных реформ, а также движения патаренов под предводительством диакона (1010—1066) .
Труд Арнульфа разделяется на пять книг. Первые три, написанные между январём 1072 и апрелем 1075 года, последовательны по содержанию, в частности, вторая из них посвящена архиепископату патаренами и противниками реформ в Милане. Книга IV, написанная в 1076 году, посвящена событиям в Милане до гибели вальвассора , одного из лидеров патаренов (лето 1075 года), а книга V и последняя, написанная летом 1077 года , заканчивается поставлением архиепископа , событиями в Каноссе и избранием антикоролём Германии швабского герцога Рудольфа (1077) .
(1018—1045), а третья — столкновениям междуИсторию Арнульф трактует с позиций миланской знати, заинтересованной в гегемонии своего города над Северной Италией и автономии местной церкви от Рима. В частности, излагая биографию своего родственника архиепископа Арнульфа II Арсагского (998—1018), он рассказывает о конфликте его с епископом Асти , братом Ульрика Манфреда , маркграфа Турина (1006—1008), которого он отказался рукополагать из-за того, что предшественник последнего Пьетро, лояльный Милану, был ранее смещён императором Генрихом II . После того как обиженный клирик прямиком отправился в Рим, где был удостоен сана самим папой Иоанном XVIII , он отлучён был от церкви Арнульфом II, собравшим затем войско, осадившим со своими вассалами Асти и вынудившим строптивого епископа сложить с себя знаки отличия.
В то же время, описывая кровавые столкновения между миланской чернью и местными рыцарями , вспыхнувшие в 1042 году и продолжавшиеся в течение трёх лет, Арнульф не забывает отметить, что поводом для них послужило избиение вальвассором одного из плебеев, а лидером восставших стал благородный рыцарь по имени Ланцо. Изначально выступив горячим критиком реформаторов, в четвёртой и пятой книгах хроники он несколько смягчает своё мнение о церковных преобразованиях, что, вероятно, явилось следствием визита к папе Григорию в Каноссу.
Не всегда объективный в своих оценках и нестрогий к хронологии , Арнульф весьма педантичен в отношении конкретных фактов, что выгодно отличает его обстоятельное, но небольшое по своему объёму сочинение от более подробного, но местами баснословного труда его младшего современника Ландульфа Миланского-старшего (около 1085 г.). В этом плане представляет несомненный интерес описание им не только местных интриг, социальных противоречий, внутрицерковной борьбы или катастрофических городских пожаров 1071 и 1075 годов, но и военных действий, в частности, подробностей неудачной осады Милана войском императора Конрада II в мае 1037 года, несомненно, сделанное им как очевидцем.
Краткость, простота и доступность изложения материала сочетаются у Арнульфа с безупречностью языка, а анализ текста его сочинения выдаёт знакомство автора с трудами Саллюстия , Павла Орозия и Исидора Севильского . Несмотря на это, потомками его «Деяния епископов» надолго были забыты, и лишь около 1333 года их использовал миланский хронист Гальвано Фьямма , вольно цитируя в своей «Истории Милана от основания города» .
Известно не менее 12 рукописей хроники Арнульфа, датированных XIII — началом XVIII века, которые хранятся в Амброзианской библиотеке и в Милане, в Модене , библиотеке графов фон Шёнборн в Поммерсфельдене , Национальной библиотеке Франции в Париже и Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке Йельского университета в Нью-Хейвене .
Хроника Арнульфа Миланского была впервые опубликована в 1711 году в Ганновере Г. В. Лейбницем в сборнике «Scriptores Brunsvicensia illustrantes» (G. G. Leibniz. Scriptores Brunsvicensia illustrantes. Hannover, 1711—1723). Следующее её издание было подготовлено в 1723 году в Милане О. Бьянки в 4-м томе свода «Rerum Italicarum Scriptores», выпускавшегося под редакцией Л. А. Муратори .
Комментированное научное издание хроники было выпущено в 1848 году в Ганновере Л. Бетманном и В. Ваттенбахом в 8-м томе « Monumenta Germaniae Historica », а в 1994 году переиздано в новой серии того же свода под редакцией немецкого историка-медиевиста . Лучшим итальянским изданием является выпущенное в 1996 году в Болонье в серии «Источники по истории средневековой Италии» под редакцией Ирены Скаравелли.
Первый полный русский перевод, выполненный в 2012 году И. В. Дьяконовым по изданию Клаудии Цей 1994 года для сайта « Восточная литература », с предисловием и некоторыми комментариями В. Ваттенбаха, опубликован в 2020 году московским издательством «Русская панорама» в сборнике итальянских хроник из серии «MEDIÆVALIA: средневековые литературные памятники и источники». Новый русский перевод, выполненный по болонскому изданию 1996 года доцентом кафедры истории России средних веков и раннего Нового времени РГГУ Д. А. Боровковым, увидел свет в 2021 году в серии «CHRONICON» санкт-петербургского издательства «Евразия».