Interested Article - Эль-Карак

Типичный ландшафт вокруг Эль-Карака. Вид с крепости.
Вид окрестностей с замка в Эль-Караке. В хорошую погоду отсюда можно увидеть противоположный берег Мёртвого моря (Израиль), расположенный к западу от города

Эль-Ка́рак ( араб. الكرك ‎) — город, расположенный на западе Иордании , и являющийся административным центром и крупнейшим населённым пунктом одноимённой мухафазы Эль-Карак . Располагаясь на торговом пути царей , в 140 км к югу от Аммана , Эль-Карак, некогда, был частью Иерусалимского королевства . Город развился вокруг крепости крестоносцев , возвышающейся на высоте около 1000 метров над уровнем моря, с которой можно без труда увидеть Мёртвое море . Имеются различные версии произношения и написания названия города на русском языке , среди которых наиболее часто встречающиеся: Эль-Карак, Карак, Керак, Аль-Карак.

География

Физико-географическое положение

Город находится на западе Иордании , в некотором отдалении от Мёртвого моря и израильской границы. Город разместился в ландшафтной области, которую с севера ограничивает вади аль-Муджиб , с юга вади аль-Хаса , а с запада Мёртвое море . Эта область представляет собой достаточно пересечённую местность, изрезанную сухими долинами. Почвы коричневые и серо-коричневые, характерные для кустарниковых степей. Одно из названий этой ландшафтной области — Ар .

Эль-Карак расположился на плато треугольной формы, которое возвышается более чем на 300—400 м над окружающей территорией. Плато имеет естественное происхождение и является частью одноимённого вади или сухой долины ( араб. wādīs ‎ — «долина»). Город лежит в южной части плато , форма которого сужается к югу. Таким образом, с трёх сторон город окружают крутые склоны вади .

Климат Эль-Карака типичный средиземноморский — большая часть осадков приходится на зимний период. Климат засушливый, осадков выпадает немного — порядка 200—300 мм в год. Так как город находится на высоте около 1000 м над уровнем моря, зимы достаточно прохладные и ветреные, изредка бывает снег. Средняя температура в январе — около 10 °C, в июле — 28°.

Экономико-географическое положение

К югу от Эль-Карака находятся два небольших городка: , специализирующийся на химическом производстве (прежде всего, калийные удобрения ) и Эт-Тафила , где производится цемент . К востоку от города находятся важные транспортные узлы Иордании , а к северу (140—160 км) расположена главная промышленная зона страны — Амман и Эз-Зарка . Важным элементом в экономико-географическом положении Эль-Карака является его близость к Израилю , через морские порты которого осуществляется вывоз и ввоз продукции в город. Эль-Карак находится в зоне орошаемого земледелия .

Транспортное положение

Некогда Эль-Карак располагался на так называемой Via Regia лат. «королевская дорога»), являвшейся важным торговым путём Ближнего Востока , берущего начало в Сирии и заканчившегося в Египте .

Сейчас город расположен к западу от главной автомобильной магистрали страны — Пустынное Шоссе (Desert Highway), которая протянулась по стране с севера на юг и объединила все крупные населённые пункты в единую транспортную систему. В этом же месте и в том же направлении протянулась и железная дорога Иордании . Связь Эль-Карака с главными транспортными артериями страны осуществляется посредством сети более мелких автодорог (через следующие транспортные узлы: , Маан , и Амман ). Автобусы из Эль-Карака регулярно отправляются в Амман , Эт-Тафилу , Маан , Акабу . Эль-Карак также связан сетью дорог с единственным портом страны — Акабой , через который осуществляется большая часть торговых операций. Помимо Акабы , Эль-Карак использует израильские порты для транспортировки своей продукции.

Преимущества транспортно-географического положения Эль-Карака в том, что он расположен на туристическом маршруте Амман — Эль-Карак — (он же Крак-де-Монреаль) Петра Акаба , который объединяет воедино все главные туристические объекты Иордании в единый комплекс. Таким образом, туристы, которые едут из Аммана в Петру , зачастую останавливаются в Эль-Караке.

История

Период Моавитян

Карта юга Ближнего Востока, ок. . Царство Моав Иудейское царство Израильское царство Филистимляне города-государства Финикийские государства Царство Аммон Царство Идумея (Эдом) Царство Арамейский Дамаск Ассирия арабские племена Набатейские племена Арамейские племена

Территория современного Эль-Карака была заселена ещё в железном веке , около 2400 г. до н. э. , и населяли её племена моавитян . Согласно Библии , моавитяне произошли, при кровосмешении (инцесте) Лота со своими дочерьми, которые прежде его напоили вином. Вскоре обе дочери родили по сыну — Моав (от кого произошли моавитяне) и (соответственно, прародитель аммонитян ). И моавитяне , и аммонитяне являлись врагами евреев .

В 850 г. до н. э. великий царь моавитян Меша объединил разрозненные племена в, так называемое, Царство Моав , куда вошёл и современный Эль-Карак, именуемый в те времена Кир Моаб (дословно «столица моабитов») и выполнявший преимущественно сельскохозяйственные функции. Столицей же царства стал город Дибон , который впоследствии утратил свои столичные функции, передав их древнему Эль-Караку. Преимущество Кир Моаб давало то, что он располагался на главном караванном пути, связывавшем Египет с Сирией .

В IX веке до н. э. Эль-Карак упоминается и в Библии под названиями Кир , Кирхаре , Кирхарешет и Кир Херес (Kir, Kir Haresh, Kir Hareseth и Kir Heres). Библия рассказывает о том, как царь Израильского царства и его союзники из Иудейского царства и Эдома (Идумеи) уничтожали моавитян , а также осадили царя Меша в его крепости Кирхаре .

Далее Эль-Карак попадает в зависимость от Ассирии , правителем которой тогда был Тиглатпаласар III (Tiglath-Pileser), ссылавший сюда пленников из завоёванного им Дамаска . Как раз таки в период его правления политика истребления завоёванных народов, проводимая предыдущими правителями Ассирии , была заменена политикой массового их переселения из одних районов в другие. Далее Эль-Карак становится важной составляющей частью Набатейского царства .

Греко-римский период

В течение всего периода расцвета Древней Греции и со времён завоеваний Александра Македонского Эль-Карак не потерял своих важных стратегических функций и был известен под именем Харха (Kharkha).

В 105 (по другим источникам в 205 ) году н. э. Кирхаре был завоёван римлянами , которые переименовали его в Каракмоба — «крепость, охраняющая Царство Моав». В 295 году н. э. Римская империя , владевшая тогда Палестиной (Эрец-Исраэль), разделила её на три части: Палестина Прима (Palestina Prima), куда вошли Иудея и Самария , со столицей в Кесарии ; Палестина Секунда (Palestina Secunda) со столицей в Скифополе — область верхнего Иордана и Генисаретского озера ; Палестина Терция (Palestina Tertia), включавшая Идумею и Моав со столицей в Петре . Как раз в составе Терции и находился тогда Эль-Карак.

Византийский период

Каракмоба на карте-мозаике из церкви в Ум аль-Расасе, датированная VIII веком н. э.

В IV веке н. э. Эль-Карак отошёл к Византии . Во времена Византийской империи он являлся епархией . Археологические раскопки в Эль-Караке не дали каких-либо находок, которые могли бы свидетельствовать об особенностях архитектуры того времени. Следы Византийского периода в Эль-Караке были обнаружены лишь на раскопках в греческой церкви Святого Георга .

Судить об особенностях Эль-Карака этого времени можно посредством анализа двух мозаичных карт, расположенных в церквях Иордании : в городе Мадаба (датированная 6 веком) и в городе (созданная примерно в 718 году).

На обеих картах современный Эль-Карак (на карте он обозначен как Каракмоба ) изображён как город, окружённый оборонительной стеной; хотя крепость была построена крестоносцами лишь в XII веке. В южной части отчётливо прослеживаются ворота, защищённые двумя башнями. В левой части расположена небольшая церковь с красной крышей. На картинке, с юга на север протянулось три ряда улиц, центральная из которых ведёт к большой церкви, вероятнее всего, являвшуюся кафедральным собором . Большая церковь может соответствовать современной церкви Джами аль-Умар (Jami' al-'Umar), тогда как маленькая церковь имеет два варианта соответствия: либо это церковь Св. Георга (the Church of St. George), либо церковь Аль-Кадир (al-Khadir). Такое обилие церквей и дало историкам повод полагать, что Эль-Карак в Византийский период являлся епархией . 629 годом датируется первое достоверно известное противостояние мусульман и Византийской империи . А уже в 636 году Эль-Карак впервые завоёван мусульманами , и местные христиане стали жить в соответствии с законами шариата .

Период крестоносцев

Каракмоба на карте-мозаике из церкви в Мадабе (Иордания), датированная VI веком н. э.

Начало становления Эль-Карака, как неприступной крепости, пришлось на XII век, когда на Ближнем Востоке появились крестоносцы . Возведение крепости крестоносцев началось в 1142 году под управлением Пайена де Мильи — в другой транскрипции Паган или Паганус ( фр. Payen le Bouteiller ) — являвшимся одновременно сеньором Трансиордании или Земли за Иорданом (Oultrejordain) и дворецким короля Фулька V Иерусалимского (фр. Foulque V), более известного как Фульк Молодой . Крестоносцы назвали этот форт Крак Моавский или Крак-де-Моав ( Crac des Moabites или Kerak in Moab ), что в переводе означает «крепость в Земле Моавской» . Строительство её заняло около двадцати лет и закончилось оно в 1161 году . Тогда же Эль-Карак становится столицей и резиденцией короля Трансиордании (или Заиорданья) , переняв столичные функции у ослабленной крепости Крак-де-Монреаль ( Crac de Montreal ), сооружённой ещё в 1115 1116 годах в Идумее (несколько южнее Эль-Карака), по приказу короля Балдуина I . Эль-Карак имел значительные стратегические преимущества, располагаясь к востоку от реки Иордан , так как с его позиций было возможно контролировать действия кочевавших пастухов-бедуинов и следить за торговыми путями из Дамаска и Каира , а также маршрутами хаджа в Мекку . Преемники Пайена де Мильи — и его же племянники Морис ( 1147 г.) и Филипп де Милли ( 1161 г.) (последний являлся седьмым по счёту Великим Магистром Тамплиеров ) добавили башни и защитные сооружения на северной и южной сторонах, дополнив их двумя глубокими рвами (южный ров был наполнен водой и служил резервуаром для её хранения).

Также Крак-де-Моав вошёл в цепь крепостных укреплений, протянувшихся от египетской границы (близ залива Акаба ) до Турции . Эль-Карак, как и все остальные пункты в этой цепи крепостных укреплений, должен был обеспечивать передачу сообщений на всём её протяжении, посредством ночного использования аналога гелиографа или светопередатчика. Таким образом, сообщение отправленное из пункта, находящегося у залива Акаба , поступало в крепость, расположенную чуть севернее. В свою очередь эта крепость передавала это же сообщение в другой пункт, расположенный также севернее от него. И так одно послание менее чем за 12 часов могло дойти с египетской границы до турецкой или же в обратном направлении.

В начале 1170-х годов Крак-де-Моаву удалось успешно отразить несколько осад. В 1176 году он переходит под управление печально известного Рено де Шатийона , прославившегося своими безрассудными и варварскими выходками, и отличавшимся чрезмерной жестокостью. Имеются факты, что Рено де Шатийон , сбрасывал с крепостной стены мусульманских пленников, на головы которым были одеты деревянные ящики и с кандалами на шее. Их сбрасывали с высоты 450 метров живыми и в полном сознании, и смерть наступала лишь с ударом о землю. Другой формой проявления жестокости Рено де Шатийона было то, что он приказывал сажать пленников в очень тесные ямы. За такое варварское поведение, историки его прозвали « франкский бедуин ».

Рено де Шатильону удалось получить управление над Эль-Караком после женитьбы на Стефаньи де Милли — дочери Филиппа де Мильи , вдове Онфруа III де Торона и невестки Онфруа II . Нарушив все ранее достигнутые договорённости, он начал грабить торговые караваны и паломников, следующих в Мекку , атаковал обитель ислама — Хиджаз и нападал на арабские порты на Красном море, и даже угрожал святыне мусульман — Мекке . В частности осенью 1182 года Рено де Шатийон организовал дерзкий морской рейд на судах которые были построены и испытаны на Мёртвом море , а затем разобраны и перенесены на побережье Красного моря с помощью верблюдов . Рено де Шатийону даже удалось захватить Акабу , создав тем самым плацдарм для атак на мусульманские святыни . Три из пяти больших кораблей около полугода наводили страх и ужас на жителей мусульманских владений.

Салах ад-Дин

На эти действия без промедления отреагировал Салах ад-Дин — правитель Сирии и Египта , который объявил государству крестоносцев войну. Он поклялся отомстить и собственноручно убить Рено де Шатийона . Весной 1183 года заместители Салах ад-Дина в Египте построили корабли и спустили их в Красное море . Вскоре флот (не более 900 человек) Рено де Шатийона был вынужден выйти на сушу и принять бой. В трёхдневной битве крестоносцы потерпели поражение, каждого из них церемониально обезглавили в разных городах империи Салах ад-Дина .

Осенью 1183 года и в конце лета 1184 года Салах ад-Дин попытался захватить крепость Рено де Шатийона , но обе попытки оказались безуспешными. Так, в 1184 году Салах ад-Дин окружил город и начал осаду. Как раз в это время проходила свадьба Онфруа IV де Торона и Изабеллы Иерусалимской , и после ряда переговоров проведённых с Салах ад-Дином , он милостиво согласился не атаковать ту часть замка, где проходила церемония бракосочетания, а сосредоточился на разрушении остальной части крепости. Но вскоре Салах ад-Дин был вынужден прекратить осаду в связи с тем, что на подмогу Рено де Шатийону подоспела армия его союзника — короля Балдуина IV .

То ли в конце 1186 года , то ли в начале 1187 года Рено де Шатийон снова ограбил богатый мусульманский караван , выручка от которого составила 200 000 золотых. Имеется предположение, что с караваном могла следовать сестра Салах ад-Дина , которую возможно изнасиловал 61-летний Рено .

Смерть Рено де Шатийона от рук Салах ад-Дина, во время битвы при Хаттине

Салах ад-Дин со своей стороны устроил 1 мая 1187 года рейд на христианские территории в Галилее . Всё шло к решающему сражению, которое состоялось при Хаттине , где армия крестоносцев потерпела сокрушительное поражение. Салах ад-Дин великодушно позволил уйти всем пленникам, прежде участвующим в сражении, кроме Рено де Шатийона , которого он собственноручно обезглавил. А голова его ещё долго использовалась в пропагандистских целях: её возили по мусульманским городам, дабы показать народу, что «повелитель держит слово, а их злейший враг, князь Арнаут, мёртв и больше не вернётся». После этой битвы Салах ад-Дин снова окружил Крак-де-Моав и после восьмимесячной осады взял его штурмом в 1188 году .

Имеются факты, говорящие о том, что во время этой осады, оборонявшие город воины отдавали своих жён и детей в рабство , в обмен на продовольствие. Но после капитуляции они получили своих близких назад от великодушного победителя, который даже разрешил им беспрепятственно уйти на территорию христиан . Нельзя, однако, с уверенностью утверждать, что случай с продажей жён и детей действительно имел место при осаде Эль-Карака; вполне возможно, нечто подобное произошло во время осады Крак-де-Монреаля, который продержался на несколько месяцев дольше и капитулировал только в 1189 году . Также вполне может быть так, что подобное происходило при осадах обеих крепостей. С этих событий начался процесс постепенного вытеснения крестоносцев с Ближнего Востока мусульманами .

Период мусульман

С 1188 года замок Крак , или аль-Керак так никогда больше и не принадлежал крестоносцам в отличие от многих других крепостей на Ближнем Востоке , которые меняли хозяев на протяжении всего XIII века (некоторые крепости многократно переходили из одних рук в другие).

Во время правления Айюбидов (до 1263 года ) и Мамлюков 1263 года ) город стал столицей территории покрывающей большую часть современной Иордании , играя, при этом, в течение двух столетий одну из центральных ролей во внутренней политике Ближнего Востока . Из средневековых источников известно что, айюбиды несколько изменили и реконструировали замок и город. Позже Эль-Карак стал столицей целого королевства Мамлюков , когда правивший в то время султан ан-Насир Ахмад перенёс столицу из Каира . Но вскоре он был вынужден сдать свои полномочия. На Эль-Карак было осуществлено восемь крупных атак с последующими его осадами, прежде чем его брат и преемник ас-Салих Исмаил захватил таки крепость и вернул себе королевский титул. Во время этих осад Эль-Карак удостоился сомнительной чести быть первым городом на Ближнем Востоке , который был подвергнут обстрелу из артиллерийских пороховых орудий мамлюков .

Модифицированная турками английская 5-дюймовая гаубица обр. 1896 года в Эль-Караке

В 1263 году правитель Мамлюков Бейбарс I расширил замок и построил новые башни внушительных размеров, самая крупная из которых возвышалась на северо-западном углу крепости. Также был перестроен и изменён вход в город. На первый взгляд входа не было вовсе, так как были убраны ворота. Но оказалось, что войти можно было в город только через подземный проход, который можно увидеть и сейчас. Имеется легенда, что смерть Бейбарса, которая произошла в 1277 году , связана с другим правителем Эль-Карака аль-Кахиром . Согласно ей Бейбарс будто бы собственноручно напоил аль-Кахира отравленным кумысом из чаши, из которой потом по оплошности выпил и сам. В 1293 году три крепостные башни были разрушены землетрясением.

За всю свою историю Эль-Карак осаждался огромное количество раз, и ни разу вплоть до XIX века его не удавалось взять приступом. В 1840 году Ибрагим-паша из Египта захватил крепость Эль-Карак и разрушил большую часть её защитных сооружений. В 1868 году в Эль-Караке правил Мохаммед аль-Маджали, который участвовал в разрушении Моавитского камня .

В 1880-х годах в районе Эль-Карака шли кровопролитные сражения между мусульманами и христианами . Спокойствие в районе удалось восстановить только после введения многотысячной турецкой армии. В связи с этим в 1879 году девяносто католических и православных семей были вынуждены покинуть Эль-Карак и осесть в Мадабе и в Маине .

Наличие глубоких рвов на северной и южной оконечностях замка обеспечивали ей большую безопасность, но появление изощрённых приспособлений — метательных орудий, известных как баллисты и требушеты , означало, что оборонявшиеся теперь не могли чувствовать себя в полной безопасности во время осад. В XIX веке, с развитием военных технологий, использованием пушек и взрывчатых средств, оборонительные укрепления Эль-Карака становятся ненужными.

В более поздний период Эль-Карак всё чаще становится прибежищем мятежников, а замок использовался как место проведения родовых советов. С 1894 года , после установления над этой территорией турецкой власти, мамлюкский дворец внутри крепости использовался в качестве тюрьмы. Великое арабское восстание положило конец турецкой власти над городом , которая официально прекратилась в 1918 году .

Двадцатый век

После Первой мировой войны Эль-Карак был в составе южной провинции непродолжительно существовавшего . После его падения Эль-Карак отошёл к французам , а в июле 1920 года местные племена объявили его независимым регионом Арабского государства Моав (Arab Government of Moab), с Руфайфаном аль-Маджали (Rufayfan al-Majali) во главе. В 1921 году эта территория становится эмиратом Трансиордании . Эль-Карак теряет свои оборонительные функции и на последующие 60-65 лет он становится сельскохозяйственным центром. В 90-х годах XX-го века к Эль-Караку снова начинает проявляться интерес: в 90-х годах Эль-Карак начинает позиционироваться как важный туристический центр Иордании ; а в 1999 году , с помощью США , вокруг города была образована свободная экономическая зона. Эти два события послужили толчком к дальнейшему развитию города.

Древние названия города

Карта окрестностей Эль-Карака

Арабское название Эль-Карак происходит от арамейского языка , в котором karka означает « город, обнесённый стеной ». Но корень krk , значащий «окружать , огораживать », не был свойственен арамейскому языку . Во времена Древнего Рима , Древней Греции и расцвета Византии город назывался Каракмоба (Karaкмoba) — « крепость (замок) Моавитян », имеющее несколько звучаний ( Charach-, Charak- ), упоминающееся в трудах Клавдия Птолемея (середина II-го века н. э.). Вполне вероятно, название Каракмоба образовалось в Персидский период, когда арамейский язык был официальным языком правительственных органов.

В Библии , территория современного Эль-Карака упоминается, как город Моавитян , под именами: Кир (Kir) (у пророка Исаия ), Кир-Херес (Kir-heres) (у пророка Иеремия и у пророка Исаия ) и Кирхарешет (Kir-hareseth) (во Второй Книге Царств и у пророка Исаия ).

Кир упоминается лишь однажды в книге пророка Исаии , где он описывается параллельно с названием Ар . Именем Ар , по мнению некоторых исследователей, моавитяне обозначали область между вади Муджиб (Wadi Mujib) и вади Хаса (Wadi Hasa). Если Ар было обозначением ландшафтной области или региона, а не города, тогда вероятней всего, что Кир являлся столицей этого региона. Кроме того, на языке моавитян Кир означало «город». По другой версии, столицей этого региона мог быть город — er-Rabbah (древнее название Раббатмоба — Rabbathmoba).

Кирхаре и Кирхарешет использовались совместно с понятием Моав , которое упоминается в книгах Исаии и Иеремии . Таким образом, Кирхаре или Кирхарешет являлось столицей Царства Моав . В книгах совсем мало сказано о расположении города, поэтому большее об истории района учёным рассказали записи короля Меша . Согласно им, Дибон (Dibon) являлся столицей Царства Моав , во времена его правления. Будущая столица Царства Моав ( Кирхаре или Кирхарешет ) располагалась к югу от вади Муджиб, а подобное положение имели как Эль-Карак, так и , поэтому они оба способны были именоваться Кирхаре или Кирхарешет и впоследствии быть столицей моавитян .

Только раскопки вокруг обоих поселений позволили установить, что Кирхаре или Кирхарешет могло означать « город в лесистой местности » (от араб . хир — «лес»). Эль-Карак расположен в непосредственной близости от одноимённого вади , и есть вероятность, что склоны вади в те времена могли быть покрыты деревьями. Это — дополнительный аргумент в пользу того, что Эль-Карак был столицей Царства Моав . Но этого аргумента недостаточно для безапелляционного утверждения о столице моавитян , поэтому дополнительным доводом в пользу Эль-Карака служит его расположение на главных торговых путях железного века и Римско - Византийского периода, в то время как находился в удалении от них.

Описания путешественников

Арабский путешественник Ибн Баттута

Крепость Эль-Карак не раз поражала воображение путников, которым выпадала возможность полюбоваться ей. Имеется множество коротких описаний, заметок, географических очерков путешественников из Арабских стран и Европы . Одним из посетителей Эль-Карака был известный арабский путешественник и странствующий купец XIV века Ибн Баттута . Во время своего необычного путешествия из Северной Африки в Китай , он решил совершить паломничество в Святые для мусульман места — Мекку и Медину . Своё путешествие Ибн Баттута начал в Дамаске , и путь его проходил на юг через территорию современной Иордании , по Королевской дороге King’s Highway араб . Darb al-Malik). В своих записях от 1326 года он отмечает, что паломники сделали остановку в деревне аль-Тания (al-Thāniyya), расположенной на холме к востоку от Эль-Карака, чтобы закупить продовольствия для продолжения похода. Из этого места можно было увидеть Эль-Карак во всей его красе.

...Затем паломники направились к крепости Эль-Карак, которая является одной из самых известных величественных и неприступных крепостей. Она также именуется «Крепость Ворона»... Складывается ощущение, что город со всех сторон окружён глубокими рвами...

Ибн Баттута , 1326 год

До сих пор до подлинно неизвестно происхождение названия « Крепость Ворона » ( араб . hisn al-ghurāb) — « Castle of the Raven », но имеются предположения о том, что в названии отображается ворон, изображённый на гербовой печати правителя крестоносцев и главы крепости Рено де Шатийона . На его печати располагалась надпись, которая гласила том, что Рено — государь города Петры , и изображение замка в Эль-Караке. Птица на аверсе печати считается сказочным гриффоном .

Население

В 1994 году в городе проживало 18,6 тыс. жителей, в 1997 году уже 19 тыс. человек , а в 2004 году число жителей превысило 20 тыс. Сейчас город населяет порядка 22,5 тыс. жителей , а в агломерации Эль-Карака проживает около 68,8 тыс. жителей ( 2003 год ) — это 31,5 % населения мухафазы Эль-Карак .

Бо́льшая часть жителей города — мусульмане , но есть и представители христианской религии. В Эль-Караке сосредоточена самая высокая доля населения исповедующих христианство в Иордании . Многие из живущих сегодня в Эль-Караке христианских семей ведут своё происхождение от византийцев. По некоторым данным численность населения, концентрирующееся в Эль-Караке и у вокруг него, насчитывает порядка 170 тыс. человек .

Экономика

Промышленность

Место Эль-Карака в экономике Иордании

Эль-Карак наряду с девятью другими городами является особой промышленной зоной Иордании (Karak Industrial Estate). В 1985 году правительство Иордании выделило Промышленные зоны (Industrial Estate), для формирования благоприятных условий развития инфраструктуры, промышленности и привлечения частного (в том числе иностранного) капитала. Несколько позже Иордания и США подписали соглашение по которому, товары произведённые в промышленной зоне (в том числе в Эль-Караке), при выполнении ряда условий, имеют возможность поставляться на рынок США без уплаты налогов и акцизов .

Промышленная зона Al-Hussein Bin Abdullah II Industrial Estate (с центром в Эль-Караке) была создана в октябре 1999 года с помощью Jordan Industrial Estates Corporation (JIEC). В 2003 году было отмечено значительное увеличение экспорта из Промышленной Зоны Эль-Карака (в 2003 году экспорт составил $100 млн против $75 млн в 2002 году ). За первую четверть 2008 года количество вновь зарегистрированных компаний в этой зоне выросло на 400 %.

Наиболее крупные предприятии, расположенные непосредственно в Эль-Караке — это Camel Textile International Corp. ( Тайвань ) и Honorway Apparel Ltd. , которые занимаются пошивом и производством трикотажных изделий и одежды. Основной рынок сбыта — США . Для вывоза используются порт Акаба ( Иордания ) и порт Хайфа ( Израиль ). И та и другая фирма сотрудничают с известными американскими компаниями, так Camel Textile International Corp . поставляет свою продукцию в сеть супер и гипермаркетов , а Honorway Apparel Ltd. сотрудничает с компанией Jacques Moret Inc. Также в городе распространено кустарное производство различных товаров народного потребления, сувениров и др. предметов домашнего обихода.

В Эль-Караке имеется небольшая электростанция, мощностью 24,5 МВт. Она имеет одну газовую турбину и три дизельные. Станция преимущественно работает на дизельном топливе. Штат сотрудников станции насчитывает всего 10 человек.

Сельское хозяйство

На территории прилегающей к Эль-Караку достаточно интенсивно развивается орошаемое сельское хозяйство. Здесь выращивают преимущественно пшеницу и ячмень , а также здесь локально распространено культивирование оливы и винограда . В сосредоточено 150 тыс.-160 тыс. дунамов зерновых культур , из которых 90 тыс. дунамов приходится на пшеницу . В 2007 году мухафаз Эль-Карак произвёл 7,388 тонн пшеницы. Около 70 % населения занято в сельском хозяйстве. В самом Эль-Караке производится обработка, переработка и хранение зерна, производство мукомольных и хлебобулочных изделий, их перераспределение и реализация. Для устойчивого обеспечения сельского хозяйства водой, сооружаются цистерны, либо происходит забор воды в весенний период из вади аль-Карак.

Туризм

Всё производство в городе и близлежащих районах направлено на обеспечение всем необходимым главного сектора экономики Эль-Карака — туристической сферы . В настоящее время в городе активно развивается туристический бизнес и, прежде всего, туристов влечёт сюда прекрасно сохранившаяся крепость Эль-Карак. Туристы посещают город преимущественно по пути из Аммана в Петру .

Количество прибывших туристов, чел.
год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 1-я пол.2008
число туристов 83,449 99,372 90,848 124,745 133,280 84,165 83,225
Источник: (недоступная ссылка — ) . , (недоступная ссылка — ) .
Без учёта внутренних туристов

В 2008 году число туристов резко возросло и составило более 83 тыс. чел за первые полгода, в то время как в первой половине 2007 года их было около 56 тыс. человек (рост составил более 48 %). В 2001 году Эль-Карак занимал пятое место в списке самых посещаемых мест Иордании (более 84 тыс. чел.), после Петры , Джераша , горы Нево и Аджлуна (Калат ар-Рабат).

Инвестиции

В промышленную сферу Эль-Карака инвестиции поступают, главным образом, из США и Израиля . Это связано, с наличием в Эль-Караке свободной промышленной зоны, товары произведённые в которой, могут поставляться на рынок США по льготным условиям. Одним из условий предоставления таких льгот, является тесное сотрудничество с израильскими компаниями (7 % от стоимости товара должно быть произведено в свободной зоне и не менее 8 % стоимости должно быть создано в Израиле).

Инвестиции в туристическую сферу Эль-Карака осуществляет преимущественно Япония :

  • В 1999 году был разработан Проект развития туристической сферы в Эль-Караке. Его финансирование взял на себя японский банк — Japan Bank for International Cooperation (JBIC) . В общей сумме различные Японские компании вложили 4,6 млн долл. на реставрацию и реконструкцию крепости и перестройку входов в замок.
  • В 2004 году Иордания и Япония совместно разработали Проект развития крепости Эль-Карак (Karak Castle development project) , согласно которому в Эль-Караке будет реконструирована часть замка, осуществлён ремонт моста и проведено внедрение новейшей техники (аудио и видеоустройств). Финансирование этого проекта будет осуществляться за счёт гранта правительства Японии (Japanese government grant) .

Достопримечательности

В Сирии , Иордании , Ливане и Израиле только три крепости превосходили Эль-Карак по размерам и величественности: замок крестоносцев Крак-де-Шевалье Crac des Chevaliers (между Сирийскими городами Хомс и Тартус ), мусульманская цитадель Алеппо и Дамаск . Эль-Карак — один из примеров крепости, вобравшей в себя особенности планировки и построения обороны крестоносцев , айюбидов и мамлюков .

Старый город

Плато , на котором расположена старая часть города, некогда повсеместно было окружено протяжённой защитной стеной. В углах и изгибах стены, дабы обеспечить наилучший обзор за путями, ведущими в город, и для ведения прицельного огня из орудий, располагалось несколько башен, многие из которых сохранились до сих пор.

  • Бурдж-аль-Захир — самая большая и массивная башня, расположенная в северо-западной части города. Была построена по приказу султана мамлюков Бейбарса в 1260 1277 годах . По стилю она напоминает донжон , располагающийся в южной части замка, а по форме и очертаниям похожа на туру .
  • Бурдж аль-Банави — башня на юго-востоке города, которая была возведена также по приказу Бейбарса . На верхней части башни имеются надписи, говорящие об её основателе, и эмблема, на которой изображены охраняющие вход львы, встречающиеся на множестве других сооружений построенных по приказу Бейбарса . В связи с этим многие историки сходятся на мнении, что это был его родовой герб или эмблема.
  • Бурдж аль-Сауб — башня, расположенная чуть северо-восточнее от башни Бурж аль-Банави. Она отличается от всех остальных своим внешним видом и наличием парапета с машикулями — навесными бойницами. Дату основания этой башни историки до сих пор не установили.
План старой части города
1. Башня Burj-al-Zāhir 2. Вход в город (Mu'azzam 'Isa) 3. Вход в город

4. Башня Burj al-Sā'ub 5. Башня Burj al-Banawī 5. Замок

Красной линией обозначены разрушенные стены

Не менее важную роль в обороне города играли его ворота, точное число которых установить, пока не удалось. До настоящего времени в городе сохранилось два входа, вырубленных в скале: первый — близ башни Бурж аль-Захир, а второй около башни Бурж аль-Сауб. Дата постройки второго до сих пор не известна, а вот вход у Бурж аль-Захир имеет надпись, гласящую, что он был построен по приказу султана айюбидов аль-Муаззама Иса в 1227 году . Входы подобной подземной конструкции сооружались в связи с тем, что их было, достаточно легко, защищать, так как одновременно здесь могло находиться небольшое число обороняющихся, а ворота быстро и легко блокировались.

Как раз таки стены, башни и ворота города составляли его первую линию обороны. В случае если противнику удавалось прорвать защитные укрепления и проникнуть внутрь города, защитники и жители могли укрыться в замке и выдерживать длительную его осаду до прихода подкрепления или снятия блокады. Во время крестовых походов нередко случались ситуации, когда крестоносцы прорывались в город, сумев сломить его первую оборонительную линию, но цитадель и городские крепости так и оставались неприступными, а захватчикам приходилось отступать, чтобы не вести военные действия на несколько фронтов, пока продолжалась осада.

Строители крепости хотели выдержать все оборонительные сооружения в едином стиле, но частые блокады города требовали постоянного обновления, усовершенствования и соответствия современным методам ведения военных действий при осадах.

Непосредственно в городе расположена Замковая площадь , где великолепно сохранившиеся административные здания XIX века, выдержанные в османском стиле, сегодня приспособлены под обычные дома, гостиницы, рестораны и кафе, туристические центры с сувенирными и прочими магазинчиками. Также около замка, в районе памятника Салах ад-Дину, находится пешеходная зона, где сосредоточено большинство ресторанов и кафе.

Замок

Замок находится в южной части города. Его строительство началось в 1142 году и длилось около 20 лет. Для него было отведено плато треугольной формы (длиной 850 метров) , сужающееся в южном направлении, которое именуется Скала Пустыни , или Petra Deserti .

Крепость Эль-Карак или Crac des Moabites нередко ошибочно отождествляют с другой крепостью, расположенной совсем в другом месте, хотя и возведённой примерно в одно и то же время — это Крак-де-Шевалье ( Crac , или Krak des Chevaliers ), названный так по той причине, что с самого своего основания и вплоть до 1271 года он принадлежал братству госпитальеров — рыцарей (от фр. chevaliers).

Схема замка в Эль-Караке: 1.Современный вход в замок 2.Изначальный вход в замок 3.Ров перед замком 4.Цистерна, резервуар с водой 5. Гласис 6.Часовня 7.Мамелюкский дворец 8.Музей

Замок имеет примерно 220 метров в длину, 125 метров в ширину в северной части и 40 метров в ширину в южной части, где узкое ущелье, превращённое в широкий ров, отделяет его соседнего, более возвышенного холма — некогда являвшимся излюбленной позицией Салах ад-Дина для ведения артиллерийского огня. После окончания строительства Эль-Карак сразу же стал столицей Трансиорданской сеньории , отобрав этот статус у ослабленного Крак-де-Монреаля ( Crac de Montreal ) или Шубак (ас-Шобак), как его именовали позднее.

Крепость Эль-Карак сложно назвать красивой, прежде всего она представляет собой впечатляющий образец военного и архитектурного гения крестоносцев. Поэтому специалистам замок будет интересен своими архитектурными изысками и особенностями планировки. Крепость в Эль-Караке представляет собой, прежде всего, подобные лабиринтам, тёмные залы с каменными сводами и множеством протяжённых коридоров. Залы и коридоры этого времени, сохранившиеся лучше всего, находятся под землей, и в них можно легко попасть любому желающему.

Замок разделён внутренними стенами на два двора. Все самые главные и жизненно важные здания — резиденция правителя, церковь, а позднее и мечеть строили в верхнем дворе. А нижний двор служил дополнительной преградой на пути возможных захватчиков — местных арабских племен и монголов , пришедших из Средней Азии .

Объекты периода крестоносцев. Главные, дошедшие до наших дней, элементы архитектуры крестоносцев в Эль-Караке — пониженная терраса в западной части и сводовые арочные залы (в два этажа) непосредственно внутри северной стены. Пониженная терраса обеспечивала обороняющимся хороший обзор над всей территорией расположенной в долине (вади) и над восточными территориями вплоть до Мёртвого моря . Арочные залы использовались как жилые помещения и конюшни, а также в качестве убежища от снарядов осадных орудий. С южной и с северной стороны замка были вырыты глубокие рвы, но постепенно, за несколько столетий, они были заполнены различным обломочным материалом.

Соответственно в замок, можно было пройти только по деревянному подвесному мосту. Сам вход был маленький и узкий, и располагался таким образом, чтобы его было сложно заметить. Маленький вход строился для того, чтобы затруднить, или как минимум замедлить, продвижение атакующих сил внутрь замка. Подобная конструкция с маленьким и незаметным входом, была характерна для цитаделей крестоносцев того же периода постройки. Для удобства туристов был сделан новый проход в западном углу северной стены.

Во всём фасаде замка тёмную и небрежную каменную кладку крестоносцев позднего периода можно отличить от аккуратно уложенных блоков более лёгкого и мягкого известняка, который использовался арабами на последующих исторических этапах. Северная стена и примыкающие к ней постройки полуразрушенного замка, как раз и относятся ко времени правления крестоносцев, то есть, примерно, к первым сорока годам истории замка.

Также, до наших дней, сохранилась часовня крестоносцев на верхнем уровне крепости. По источникам XII века, правитель Эль-Карака имел своего собственного священника, который проводил службы в этом здании, хотя в городе также был и кафедральный собор.

Кладка мусульман, отличающаяся от кладки крестоносцев большей аккуратностью и качеством материала (известняка)
Такие же львы изображены на входе в башню, построенной по приказу Бейбарса, на чьей эмблеме красовалась пара львов
Стена западного фасада замка

В скале под замком было прорыто несколько этажей подземных галерей , по некоторым данным их насчитывается там семь штук. Вход в подземелья закрыт, даже освещение до сих пор не проведено. Местные гиды дабы продемонстрировать посетителям наличие этих подземных этажей, вынуждены бросать в половую дыру зажжённые предметы (чаще газету).

Объекты периода мусульман. Наиболее важным элементом архитектуры мусульман является донжон , сооружённый в южной части крепости. Донжон — это отдельно стоящая башня, четырёхугольная или округлая в плане, и поставленная в самом недоступном месте. Он служил убежищем при нападении неприятеля. Северная часть донжона представляет собой, окружённый комнатами, внутренний дворик, служивший, вероятно, в качестве резиденции мамлюкского султана Мухаммада ан-Насира , который правил Эль-Караком с 1293 по 1294 , 1299 по 1309 , 1310 по 1341 годы .

Известно, что султан Мухаммад ан-Насир приказал построить дворец, больницу, церковно-приходскую (религиозную) школу и учебный плац. Месторасположение всех этих построек установить пока невозможно, но имеются предположения, что дворец мог располагаться на территории замка. Известно что, султан использовал Эль-Карак как свою резиденцию, с тем, чтобы проводить больше времени с кочевыми племенами бедуинов этого региона, которым он даже отдал на обучение своего сына.

Помимо донжона из объектов мусульманского периода, можно отметить также Мамлюкский дворец , используемый турками в конце XIX века в качестве тюрьмы.

Музеи

  • Каракский археологический музей , который был открыт в 1980 году внутри старого замка. В нём содержатся фрагменты, относящиеся к периоду моавитян (в первом тысячелетии до н. э.), и последующим периодам: набатейскому, римскому, византийскому, времени правления крестоносцев и исламскому владычеству.

Главная часть музея находится в большом зале сводчатого подвала замка, который в период мамлюков предназначался для расквартирования военных. К нему (Археологическому музею) ведет вырубленная в камне лестница. Музей имеет в своей коллекции экспонаты, обнаруженные в районе Эль-Карака и Эт-Тафилы и относящиеся к разным периодам, от неолита до позднеисламского периода. Имеются здесь и предметы, обнаруженные во время археологических раскопок в пункте , позже прославившимся своими захоронениями, относящимся к бронзовому веку . Из могил в были извлечены остатки скелетов, глиняные предметы и стеклянная посуда ( Византийского периода ), орудия времен позднего железного века из и набатейские орудия из и Касра .

Вторая часть музея расположилась в западном крыле замка в Эль-Караке. Здесь тоже имеются экспонаты (гончарные изделия, монеты и т. д.) разных эпох — от шестого тысячелетия до н. э. до XIV века н. э. В 2004 году музей был вновь открыт после реставрационных работ.

  • Исламский музей Мазар — находится в городке аль-Мазар , расположившимся близ Эль-Карака. В музее имеется коллекция предметов и экспонатов (скульптура, керамика и монеты), отображающих цивилизацию, традиции, быт и культуру исламского населения.

Также в аль-Мазаре можно увидеть могилы уважаемых и почитаемых соратников Пророка Мухаммеда: Зайда ибн Харисы , Джафара ибн Аби Талиба и Абдаллаха ибн Рувахи . Приёмный сын пророка Мухаммеда и его сподвижник Зайд ибн Хариса руководил мусульманской армией в , считающейся самым важным и ожесточённым противостоянием, случившимся при жизни пророка Мухаммеда , в 629 году н. э., между объединёнными византийскими и гассанидскими войсками и мусульманами. Зайд ибн Хариса — единственный из сподвижников Пророка Мухаммеда , которого называют по имени в Священном Коране .

Мавзолеи

  • Мавзолей пророка Нуха — находится непосредственно в Эль-Караке. Пророк Нух (Ной) предупредил человечество о грядущей каре божьей за поклонение идолам, и построил огромный ковчег, способный переждать наводнение. Также, рядом с городом находится его гробница.
  • Мавзолей Сулеймана или ( Соломона ) — пророка и израильского царя, отличавшегося в своё время мудростью и благочестием. Расположен он в городке — недалеко от Эль-Карака.
  • Мавзолей Зайд ибн Али ибн аль-Хусейна — праправнука пророка Мухаммеда , знания, опыт и мудрость которого описывают следующим образом:

Среди нас он лучше всех знал Священный Коран, обладал самыми глубокими знаниями в области религии и больше всех заботился о своей семье...

Аль-Имам Джафар ас-Садик

Образование

В Эль-Караке находится один из крупнейших вузов Иордании, который называется ( Mu’tah University ). Университет был основан 22 марта 1981 года Королевским Указом, по которому институт должен был готовить военных и гражданских специалистов с высшим образованием.

Первый и главный корпус Университета был построен в поселении (англ.) , расположенного около Эль-Карака, где в 629 году н. э. произошла битва между мусульманами и византийцами ( — Battle of Mu’tah ), в которой мусульмане потерпели поражение. Многие корпуса Университета разбросаны по территории района. Так медицинский факультет находится в 7 км от главного корпуса, а здание сельскохозяйственного факультета расположено в 25 км от поселения Мута — в сельской местности.

Сейчас в Университете обучается около 17 тыс. студентов на 12-ти основных факультетах. Название Университета в честь сражения, по замыслу организаторов, должно было отражать это значимое событие в мусульманской истории и символизировать его важность и ценность.

Спорт

В городе имеется два маленьких футбольных стадиона, каждый из которых рассчитан на 1000 зрителей: Al-Karak Field (Prince Faisal Bin Al-Hussein Sports Complex) — где играют любительские клубы: Dhat Ras, Mua’ab, Ghur As-Safy и Al-Helalia Field — стадион футбольной команды Университета Мута.

Экология

Население Эль-Карака, и прилегающих к нему поселений, нередко страдает от высокой запылённости в городе. К тому же, анализ частиц пыли и проб почвы , указал на повышенное содержание в них тяжёлых металлов : свинца , меди , цинка , никеля , железа , хрома , кадмия и марганца . В городской черте их содержание в воздухе и земле значительно выше, чем на окружающих Эль-Карак территориях. Концентрация тяжёлых металлов в почве оказалась несколько выше, чем в образцах пыли. По мнению исследователей, источником загрязнения воздуха и почв, может быть либо человеческая активность (в том числе автомобильный транспорт ), либо промышленная деятельность в свободной экономической зоне Эль-Карака.

Города побратимы

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 4 декабря 2008 года.
  2. (недоступная ссылка — ) .
  3. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 4 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 29 октября 2017. 18 июля 2010 года.
  5. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 15 января 2007 года.
  6. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 27 января 2007 года.
  7. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 3 апреля 2007 года.
  8. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 4 февраля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 9 июля 2021. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  10. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 20 сентября 2008 года.
  11. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 20 мая 2023 года.
  12. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 4 марта 2016 года.
  13. Чарльз Даути (1888), Travels in Arabia Deserta. Cambridge University Press. Jonathan Cape edition (1936). стр. 65.
  14. . Дата обращения: 26 сентября 2008. Архивировано из 6 мая 2005 года.
  15. . Дата обращения: 26 сентября 2008. Архивировано из 10 октября 2008 года.
  16. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 28 января 2007 года.
  17. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 26 июля 2008 года.
  18. . 15 апреля 2008 года.
  19. . Архивировано из 1 октября 2007 года.
  20. . Дата обращения: 26 сентября 2008. 2 декабря 2008 года.
  21. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 12 января 2009 года.
  22. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 5 марта 2016 года.
  23. . Дата обращения: 25 сентября 2008. Архивировано из 7 сентября 2008 года.
  24. . Дата обращения: 25 сентября 2008. Архивировано из 19 июля 2008 года.
  25. (недоступная ссылка — ) .
  26. . Дата обращения: 25 сентября 2008. Архивировано из 20 ноября 2008 года.
  27. Дата обращения: 25 сентября 2008. 31 октября 2010 года.
  28. . Дата обращения: 26 сентября 2008. Архивировано из 11 мая 2008 года.
  29. . Дата обращения: 25 сентября 2008. 21 сентября 2008 года.
  30. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 4 марта 2016 года.
  31. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 19 октября 2008 года.
  32. (недоступная ссылка — ) .
  33. . Дата обращения: 25 сентября 2008. Архивировано из 9 сентября 2006 года.
  34. . Дата обращения: 26 сентября 2008. Архивировано из 9 апреля 2016 года.
  35. . Дата обращения: 26 сентября 2008. Архивировано из 9 апреля 2016 года.
  36. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 20 ноября 2008 года.
  37. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 15 февраля 2011 года.
  38. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 2 января 2009 года.
  39. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 4 марта 2016 года.
  40. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 20 августа 2008 года.
  41. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 5 апреля 2013 года.
  42. . Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано из 31 августа 2010 года.
  43. . Дата обращения: 26 сентября 2008. Архивировано из 14 сентября 2008 года.
  44. . Дата обращения: 26 сентября 2008. Архивировано из 17 ноября 2018 года.
  45. (недоступная ссылка)

Литература

Энциклопедии

  • Малая энциклопедия городов. — М. : "Торсинг", 2001.
  • Britannica Online Encyclopedia
  • The Columbia Encyclopedia. — Sixth Edition. — Columbia University Press, 2004.
  • Biblisch-historisches Handwörterbuch. — Göttingen, 1962—1979.
  • Theologisches Wörterbuch zum Alten Testament. — Stuttgart, 1973.
  • Neues Bibel-Lexikon. — Zürich, 1991—2001.
  • The Anchor Bible Dictionary. — New York, 1992.
  • Calwer Bibellexikon. — Stuttgart, 2003.
  • Густерин П. В. Города Арабского Востока. — М. : Восток—Запад, 2007. — 352 с. — (Энциклопедический справочник). — 2000 экз. ISBN 978-5-478-00729-4 .

Книги

  • Abel F. M. Qir Haraseth // Géographie de la Palestine II. — Paris, 1938. — С. 418—419.
  • Avi-Yonah, Michael. . — Jerusalem: Israel Exploration Society, 1954. — С. 42. — 80 с. (недоступная ссылка)
  • Dalman, Gustaf. Aramäisch-Neuhebräisches Handwörterbuch zu Targum, Talmud und Midrasch. — Frankfurt: OLMS, 1938 (переизд. 1987). — ISBN 978-3-487-01602-3 .
  • Deschamps, P. La défense du royaume de Jérusalem. — Paris, 1939. — Т. 2.
  • Donner, H. . — Kampen, 1992. — С. .
  • Donner, H.; Cüppers, H. Die Mosaikkarte von Madeba. — Wiesbaden, 1977.
  • Glueck, N. Exploration in Eastern Palestione II. — New Haven: Annual of the American Schools of Oriental Researches (AASOR), 1934—1951. — Т. 15.
  • Gubser, Peter. . — London and New York: Oxford University Press. — 1973. — ISBN 0192158058 .
  • Hart, Stephen. Early Edom and Moab // Iron Age Settlement in the Land of Edom. — Sheffield, 1992. — 93-98 с.
  • La Monte, J. L. . — New York, 1932.
  • MacDonald, Burton. The Wadi el Hasa Archaeological Survey 1979-1983, West-Central Jordan. — Waterloo, Ontario, 1988.
  • Miller, J. Maxwell. . — American Oriental Society (ASOR): Archaeological Reports, No.1. — Atlanta: Scholars Press, декабрь, 1991. — 123 с. — ISBN 978-1555406424 .
  • Miller, J. Maxwell. Recent Archaeological Developments Relevant to Ancient Moab // . — Dept. of Antiquities, Hashemite Kingdom of Jordan, 1982. — 173 с. — ISBN B0007BKKRU.
  • Musil, Alois. Moab, Topographischer Reisebericht // Arabia Petraea. — Wien (Вена), 1907. — Т. 1.
  • Runciman, Sir Steven. A History of the Crusades. — Cambridge University Press, 1952—1954. — Т. 2,3. — ISBN 9789997983619 .
  • Sadeque, S. F. Baybars I of Egypt. — Oxford University Press, 1956.
  • Schlumberger, G. Renaud de Châtillon prince d'Antioche seigneur de la terre d'Outre-Jourdain. — Paris: Plon-Nourrit, 1898. — 319 с.
  • Worschech, Udo. Das Land jenseits des Jordan. Biblische Archäologie in Jordanien. — Giessen / Basel: Brunnen Verlag, 2004. — 240 с. — ISBN 3-7655-9801-1 .

Статьи

  • Alt, Albrecht. Zum römischen Straßennetz in der Moabitis // Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins (ZDPV). — 1937. — № 60 . — С. 240—244 .
  • Worschech, Udo; Knauf, E. A. Alte Straßen in der nordwestlichen Ard el-Kerak // Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins (ZDPV). — 1985. — № 101 . — С. 128—133 .
  • Weippert, M. Ar und Kir in Jesaja 15,1 - Mit Erwägungen zur historischen Geographie Moabs // Zeitschrift für alttestamentliche Wissenschaft (ZAW). — 1998. — № 110 . — С. 547—555 .
  • F. Zayadine. The Karak District in the Madaba Map // The Madaba Map Centenary 1897-1997. — Jerusalem, 1999. — С. 229 .
  • G. López Monteagudo. The Architectonic Models on the Madaba Mosaic Map // The Madaba Map Centenary 1897-1997. — Jerusalem, 1999. — С. 256 .
  • Timm, St. Moab zwischen den Mächten. Studien zu historischen Denkmälern und Texten // Ägypten und Altes Testament (ÄAT), Wiesbaden. — 1989. — № 17 .
  • Jones, B. C. Howling over Moab. Irony and Rhetoric in Isaiah // Society of Biblical Literature Dissertation Series. — Atlanta, 1996. — Т. 157 (SBL.DS 157) .

Ссылки

  • (ар.)
  • (англ.)
  • (англ.) . Архивировано из 16 мая 2008 года.
  • (англ.)
  • (англ.)
  • от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • (англ.)
  • (англ.) . Архивировано из 8 января 2009 года.
Источник —

Same as Эль-Карак