Interested Article - Тао

Тао ( груз. ტაო ) — историческая область , расположена в средней части бассейна реки Чорох . Приблизительно соответствует области Тайк ( арм. Տայք ). В настоящее время — на востоке Турции .

Название

В названии области сохранено имя древнего племени таохов , проживавшего на этой территории . Название страны в форме « Диаухи », «Даиаени» упоминается ещё в ассирийских (XII—IX вв. до н. э.) и урартских (IX—VIII вв. до н. э.) клинописных надписях .

История

Ранний период

После 760-х годов до н. э. название Диаухи не упоминается, однако, по-видимому, оно сохранилось в качестве Тао у грузин, Таохи у греков, Даих или Тайк у армян .

Исследования Николая Марра показали, что вначале чаны занимали более обширную территорию, включая бассейн реки Чорох и её притоки с правого берега, с которой они были временно вытеснены армянами и в конечном итоге грузинами . Согласно Иване Джавахишвили , с древних времен Тао и приграничная область Испир были заселены грузинским племенем лазами ( халибами ) . По мнению И. Дьяконова , вначале меснтные неселение могла быть хурритоязычным , которое с течением времени грузинизировалось (точнее, «чанизировалось»); а впоследствии данная территория была местом интенсивных армяно-чанских контактов .

Область и местные племена (в частности халибы , таохи и фазианы ) описана в « Анабазисе » Ксенофонта , в IV веке до н. э. проходившего через эту землю с 10 тысячами греков. На основании этих сведений, согласно Роберта Эдвардса , таохи, наверняка, жили в долинах Олту , Нарман и Тортум . В то время они, так же как Кардухи и Халды , были свободным народом, не подвластным персидскому царю, но позже они попали под власть иберов .

Согласно Кирилла Туманова уже в IV—III вв. до н. э. область находилась в составе древнегрузинского царства Иберия . Согласно « Географии » Страбона (XI, 14, 5) в начале II века до н. э. оно было захвачено Арташесидской Армении у Иберии . Хотя в первоисточнике упоминается др.-греч. παρώρεια τοῦ Παρύαδρου (склоны Париадра), считается, что здесь имеется в виду Тао .

С конца VI по VIII века: Мамиконянский период

В какой-то момент времени, Тао стал уделом армянского рода Мамиконянов , которые, согласно Роберта Эдвардса , происходили из картвельского племени чанов . По предположению К. Туманова они были из чанов или лазов . Чаны постепенно были поглощены княжеством Мамиконянов . Их резиденция находилась в крепости Эрахани, местоположение которой неизвестно .

Армянские источники позволяют проследить судьбу Мамиконянов с 314 года . Интеграция Мамиконянов и окончательное присоединение к Армении происходило постепенно, путем заключения военных союзов, смешанных браков и получения определённых наследственных должностей от армянской монархии . По мнению Н. Гарсояна , Тайк или Тао предположительно могла быть евангелизирована во времена святого Григория . Арабский перевод историка V века Агатангелоса рассказывает о том, как Григорий Просветитель направил своих епископов в Басиани , Спери и Кола . Есть основания полагать, что последнее упомянутое место имело в виду Тао .

С конца IV по VI века: Персидское господство и церковный раскол

Закавказье в IV—VI веках по « Кембриджской истории Древнего мира »

После раздела Армении в 387 году, Тао оказался в персидской сфере, а его западная граница служила пограничным лением между Византийской и Персидской империями . Оно представляло собой не только политическую границу, но и идеологическое разграничение между христианской религией и зороастрийскими верованиями .

Тайк или Тао сохранился в границах Армянского царства (ставшего вассалом Сасанидов), а позже и Армянского марзпанства . После упадка армянской царской линии (428 г.), Мамиконяны, главными соперниками которых являлись семья Багратуни , самостоятельно отстаивали свои интересы в отношении Византии или Персии, проводя, индивидуальную внешнюю политику .

В 428 году Тао подверглась персидскому владычеству, а в 450 году приняла участие в восстании армян против Персии . Во время восстания в Таике, горцы из Халдии активно вступили в конфликт с местными партизанами, чтобы сражаться с персидскими колоннами, которые приближались к византийской границе . и его союзники, Артен Кабелеан и Вараз-Шапух Палуни, взяли на себя лидерство в этом местном восстании, и к ним присоединились беженцы, представители знати, горожане и крестьяне. Позднее они потерпели поражение от Васака Сюни , который возглавлял персидскую карательную экспедицию в этом регионе .

Границы и деление Тайка по данным « Армянской географии » VII века.

Согласно Роберта Эдвардса , в периоды правления династий Арташесидов и Аршакидов , а также во времена персидского сюзеренитета (примерно с 387 по 591 год) часть северо-западной границы Тао простиралась до реки Чорох , где, по всей вероятности, большая часть население было грузинским . Согласно Р. Хьюсену, в эпоху Мамиконянов Тао и Кола вероятно были в основном грузинскими областями тогда как Болха и его округи Бердац-пор и Партизац-пор могли быть преимущественно армянскими. Р. Эдвардс и Р. Хьюсен критикуют радикальные взгляды армянских и грузинских историков, считающих Тайк исключительно армянской или грузинской .

Акты церковного совета в Двине (555 год), представляют собой последний известный исторический документ, в котором упоминается армянский епископ из Тайка. Согласно, Н. Алексидзе, в конце VI — начале VII века Тао перешло к халкидонской традиции и перестало подчиняться Церкви Персармении . Это свидетельствует о возможной Грузинской церковной юрисдикции над Тао в это время . По крайней мере, часть Тао должна была быть передана в удел отдельной ветви Мамиконян в VI веке .

С конца VI до середины VIII века: Византийское влияние и арабские вторжения

По итогам ирано-византийской войны в 591 году Тао попал под контроль императора Маврикия . В результате военного похода императора Ираклия I Иберия потеряла прибрежную территорию Кларджети (кантоны Нигали и Мургули в нижнем бассейне реки Чорох), а также «страну Тухариси », вошедшую в состав Тао . В период с VI по VII века члены княжеской династии Димаксиан, проживавшие в восточной Тао, учредили независимое княжество Буха (Бугхатакури на грузинском языке). Семьи Мамиконян и Димаксиан, а также другие меньшие независимые или полунезависимые феодалы этого региона, располагали собственными вооруженными формированиями и знамёнами .

В 607 году в Армении осудил Халкидонский собор и Томос к Флавиану папы римского Льва I. Часть диссидентов-халкидонитов эмигрировала в Тао, который находился в иберийской политической сфере, а часть в Византию . Таким образом епископы, отказавшиеся выполнить требования католикоса Абраама и укрывшиеся в Тао, избежали юрисдикции католикоса Двина так как Тао не был в границах Персии. Согласно Жерару Гаритту, возможно, последние больше зависели от Грузинской , чем от Армянской церкви .

Католикос Армении Нерсес III провёл шесть лет в изгнании в Тайке, где он оказался после ухода из Двина в 654 году . Под Византийским правлением в Бане и Ишхани были построены две важные церкви. Церковь в Ишхани была построена католикосом Армении Нерсесом III . Обе церкви были разрушены после арабского вторжения. В начале IX века церкви в Бане и Ишхани были восстановлены и преобразованы в епископские центры грузинскими духовными деятелями Сабой Ишхнели и .

Арабское нашествие в VII веке означал крушение традиционно «романофильских» Мамиконянов: в конечном итоге они потеряли почти все свои владения и большую часть своего политического веса . С середины VII века до 772 г. Мамиконяны управляли Тао под сюзеренитетом арабов .

Чтобы избежать арабских налогов наложенным Аль-Мансуром , 12 тысяч армян покинули свои дома и, под руководством Чапу Аматуни, эмигрировали на византийскую территорию, в основном в области Тао . Политические потрясения, последовавшие за арабскими завоеваниями в середине VII века, привлекли дополнительное количество грузинских поселенцев (вероятно, лазов или чанов) в долины Чорух и Тортум .

В VIII веке область дважды подверглась разгрому и опустошению: в 735 году в результате похода арабского полководца Мервана Кру и в 774 775 годах во время восстания против арабов. Провал этого восстания имел катастрофические последствия для Мамиконянов. В результате они потеряли Тао (который был завоеван в основном Багратунами и частично Иберией) .

В 770-х годах Ашот Мсакер подчинил Ширак и Абоц, и проник в Тао. Ашот построил крепость Калмахи и сделал её резиденцией . Согласно Рене Груссе , Ашот Мсакер сыграл роль в арменизации приграничных территорий, устанавливая поселения колонистов из Алиовита и Аршаруника в этнически спорной провинции Таик или Тао, которая постоянно находилась под влиянием иберийцев и византийцев . В это время в Тао также переселился армянская семья .

С VIII по X век: возвышение иберийских Багратидов

По предположению К. Туманова, после 772 года Тайк или Тао, принадлежащая тогда роду Мамиконянов, была разделена на две части։ Верхняя Тао была приобретена Багратидами; Нижняя, вместе с Асиспори, отошла к Гуармидам . Примерно между 786—807 годами Нижний Тао, вместе с Арсеацпором (груз. Асиспори) в Верхнем Тао, перешла к иберийским Багратидам . Весь Тао окончательно был объединен в 813 году. С этого времени Тао переходит от армянской политической сферы в грузинскую .

В конце VIII века в результате арабских походов местные грузинские династии были уничтожены, и центральная часть Картли попала в руки арабов. Иберийское княжество также был распущен, и на его руинах были сформированы независимые политические образования. Будучи преследуемым арабами, Ашот Куропалат укрывается на юго-западе Грузии и основывает здесь княжество Тао-Кларджети , получает титул куропалата от византийского императора и с его поддержкой начинает возрождение страны. Со времени правления Ашота Куропалата здесь широко распространяется монастырское строительство, начатое Григорием Хандзтийским , что достигло ещё больших масштабов при последователях Ашота.

« Житие Григория Хандзтели » свидетельствует о запустении Тао ко времени его заселения грузинами. В отношении «Житие Григория Хандзтели» Арутюнова-Фиданян утверждала, что в Тао грузинские монахи были окружены армянским населением, и самые ранние грузинские монастыри были учреждены на местах разрушенных армянских монастырей. Однако Вахтанг Джобадзе противоречил этой интерпретации. Текст указывает на то, что, когда Григорий Хандзтийский прибыл в Тао, регион был разрушен арабскими вторжениями и настолько обезлюдевшим, что ему было сложно найти рабочих для строительства церкви .

Наследие Ашота было разделено между несколькими ветвями Багратионов. В конечном итоге они разделились на ветви Тао и Кларджети, а позже ветвь Тао также разделилась. Багратионы Тао-Кларджети, помимо грузинских титулов, также носили византийские титулы (Курапалат, Магистр, Антипатрик-Патрик). С 888 года Адарнасе, представитель Тао, восстановил королевство грузин; Титул « царь грузин » среди багратионов Тао-Кларджети стал преобладающим с этого времени, хотя куропалат оставался наиболее важной фигурой для Византии. После смерти Гургена II первая ветвь Верхнего Тао стала вымирать, и их владения были переданы представителю ветви Нижнего Тао. Давид III Куропалат был представителем этой ветви.

С XI по XII век: Грузино-византийские войны и турецкие вторжения

После смерти Давид III Куропалата Византийский император Василий II помирился с Багратом III , и стороны достигли некоторых соглашений относительно Тао. Южная часть Тао, перешла в руки Византии, в то время как северная часть, то есть нижняя Тао, осталась у Баграта. В результате политический центр Грузии переместился на север, как и грузинская элита . Вновь объединив территории, Василий учредил Иберийскую фему . Точная дата создания Иберийской феми неизвестна и варьируется от 1001 до 1022 года , когда император наконец смог закрепить Тао после своей кампании в Грузии (1014—1023 годы) . В результате неудачной кампании Георгия I обе части Тао оказались в руках Византии. Хотя грузинские монархи пытались несколько раз вернуть контроль над Тао (1001, 1014, 1021—1022 годы), нет свидетельств, что грузинское население изначально было угнетено под новым военным управлением . В 1034 году Баграт IV вернул значительную часть Нижнего Тао . Непокорный феодальный владелец Липарит Багваши удалось захватить Тао при помощи Византии, но его поймал верный царю эристав Сула Калмахели и передал его Баграту .

Под византийским владычеством, помимо регулярных византийских гарнизонов, Тао также защищалось местным населением, за что они получали государственные земли освобожденные от налогов. Около 1053 года ситуация в этом отношении ухудшилась. Константин IX Мономах распустил «Иберийскую армию», которая насчитывала 50 000 воинов , и обложил их налогами за военную службу . Новые налоги вызвали недовольство местного населения по отношению к византийским властям. В последний период своего существования Иберийская фема включала Тао, Басиани и Карс. В 1064 году , находясь в походе в Грузии, Альп-Арслан вместе с другими войсками пошел на Тао-Панаскерти . В 1074 году Григорий Пакуриан ушел с поста главнокомандующего имперскими войсками на востоке и передал земли ( Феодосиополь , Олти , Карс , Вананд, Карнипори и часть Тао) царю Грузии Георгию II . Территория была полностью очищена от турецких отрядов до 1075 года .

С XIII по XVI век: в составе Грузинского царства и Самцхе-Саатабаго

Некоторые историки связывают образование Таойского саериставо с правлением Баграта IV и считают Ваче Каричис-дзе его первым эриставом, хотя эта точка зрения не разделяется М. Бахтадзе, который считает, что в то время определённая часть Тао была во владении царя, что также не исключает существование Саериставо Тухариси на территории Тао, которое упоминается в источниках с XI века . В определённый моменты южная или верхняя Тао, значительным грузинским населением, оказывалось под контролем княжества Салтукидов и Сельджуков Эрзурума . Несмотря на это, местные грузинские князья, обладавшие властью в этой местности, высказали лояльность Багратионам . В 1124 году , во время битвы против сельджуков, Давид IV Строитель пошел в Южный (то есть Верхний) Тао, но не присоединил его. В 1191 году , во время правления царицы Тамар , местный дворянин Гузан присоединился к мятежу Юрия Боголюбского . После поражения мятежников Закария Панаскертели стал первым эриставом Тао . Эриставство Тао существовало с 90-х годов XII века до 60-х годов XV века. Известны следующие эристави Тао: Закария Панаскертели (конец XII века), Така Панаскертели (конец XIII века — начало XIV века) Заза Панаскертели (XV век) . После победы над Рукнеддином в битве при Басиани , Хахули, Ошки и Бана были освобождены .

После вторжения монголов в Грузии и ослабления страны, айюбиды , Румский султанат и Хлат активно боролись за господство в Тао. Со второй половины XIII века он входил в состав Самцхе-Саатабаго . Огромная туркменская армия была разгромлена возле Баны под командованием Кваркваре Цихисджварели , позже мандатуртухуцеси Бека I одержал блестящую победу над армией Азата Мусы . Особенно отличился Така Панаскертели, эристав Тао, который с небольшим войском сражался с врагами возле крепости Тортоми . С XIV века Тао входил в состав объединённой Грузии. Судя по всему, внуком этого Така был и тот Така, воины которого, окопавшись в крепости Тортоми, оказали сопротивление армии Тамерлана (1401 г.).

В 1466 году вождь Ак-Коюнлу , Узун Хасан , начал военную кампанию против Грузии, провозгласив священную войну ( гази ). В процессе этой кампании он вторгся в Тао и были захвачены крепость Самагар и замки в окрестностях Тортума . Со второй половины XV века, после распада Грузинского царства на отдельные царств и княжеств, Тао входил в состав Самцхе-Саатабаго .

Последующие периоды

Конец 50-х годов XVI века ознаменовался присоединением восточных областей Самцхе-Саатабаго , включая Тао, Османской империей . В это время власть Османов в Тао принял Султан Сулейман I (1520—1566) и создал новую административную единицу: Тортум, Мамраван, Олтиси — стали санджаками , а Хахули стал нахия . Османская империя передала управление христианским населением Тао, включая Карс-Эрзурум, в ведение Армянской патриархии .

В своей работе географ и историк XVIII века Вахушти Багратиони описывает Тао следующим образом:

О Тао . Верхъ же Артвана , до Иди, западная сторона Чороха , востокъ отъ Тортомись мта, есть Таосъ-кари или Тао. Его граничать: съ востока рѣка Чорохъ; съ юга спу-стившаяся съ Тортомись-мты гора до Иди; съ запада Тортомисъ-мта; съ сѣвера Чорохъ и Испирисъ-мта. И страна эта Тао виноградна, фруктова, плодородна всякимъ зерномъ, а въ горныхъ частяхъ (такова), какъ Джавахетія; но гориста, холмиста, ложбинно-овражиста, ухабиста, богата водою и тѣсна. Въ ущельяхъ селенія. И люди такіе же (какъ въ другихъ мѣстах). Но Иди и Нарумаки всѣмъ (таковы), какъ Тріалетія или Джавахетія.

Вахушти Багратиони , Географiя Грузiи,

В 1878 году часть Тао, Олтиси, была захвачена Российской империей и включена в Карсской области . С 1918 по 1921 годы этот регион был частью Демократической Республики Грузия . После советизации Грузии этот регион согласно Карскому договору был передан большевиками Турции . Грузинское население этих мест подверглось переселению во внутренние районы Турции. В настоящее время грузинский диалект (таоский диалект) сохраняется лишь в некоторых селениях долины Пархали .

См. также

Примечания

  1. Фавстос Бузанд , Nina G. Garsoian. The epic histories attributed to Pʻawstos Buzand. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1989. — С. 493. — ISBN 0-674-25865-7 .
  2. , p. 2018.
  3. Г. А. Меликишвили . Урартские клинообразные надписи. — М. : Академии наук СССР, 1960. — 424 с.
  4. И. М. Дьяконов . // Предыстория армянского народа / АН Армянской ССР. — Ереван, 1968.
  5. , p. 36.
  6. Н. Марр . Изъ поѣздки въ Турецкій Лазистанъ. — Извѣстія Императорской Академіи Наукъ, 1910.
  7. V. Minorsky . Laz (англ.) // Encyclopaedia of Islam, First Edition (1913-1936). — Brill, 1986. — Vol. V . — P. 713—714 .
  8. Иване Джавахишвили . . — Тбилиси: Государственная типография, 1919. — С. 36. 26 ноября 2023 года.
  9. , p. 127.
  10. Heinrich Hübschmann. Die altarmenischen Ortsnamen. — Straßburg: Trübner, 1904. — С. 276—278.
  11. , p. 101.
  12. , p. 207.
  13. , p. 185, 452.
  14. , p. 134.
  15. , p. 77.
  16. , p. 133.
  17. , p. 60.
  18. Christian Settipani. Continuité des élites à Byzance durant les siècles obscurs: les princes caucasiens et l'Empire du VIe au IXe siècle. — Paris: De Boccard, 2006. — С. 131. — (De l'archéologie à l'histoire). — ISBN 978-2-7018-0226-8 .
  19. , p. 67.
  20. , p. 92.
  21. Cyril Toumanoff . Studies in Christian Caucasian History. — Georgetown University Press, 1963. — С. 131.
  22. . — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2008. — ISBN 978-0-521-83231-1 .
  23. , p. 206—207.
  24. Élisée Vardapet, Robert William Thomson. History of Vardan and the Armenian war. — Cambridge, Mass. ; London: Harvard university press, 1982. — Т. 5. — С. 179. — (Harvard Armenian texts and studies). — ISBN 978-0-674-40335-2 .
  25. , p. 36.
  26. , p. 205.
  27. N. Aleksidze. (англ.) . — University of Oxford, 2013. — С. 159 . 4 ноября 2023 года.
  28. , p. 452-453.
  29. , p. 64.
  30. Krzysztof Stopka. Armenia Christiana : Armenian religious identity and the Churches of Constantinople and Rome (4th-15th century). — First edition. — Kraków, 2017. — С. 81. — ISBN 83-233-4190-7 .
  31. Gérard Garitte. La Narratio de rebus Armeniae. — Louvain: L. Durbecq, 1952. — С. 266.
  32. R. W. Thomson, James Howard-Johnston, Tim Greenwood. . — Senate House, Abercromby Square, Liverpool, L69 3BX: Liverpool University Press, 1999-06. — С. 282. — ISBN 978-0-85323-564-4 .
  33. , p. 67—70.
  34. , p. 70.
  35. , p. 34.
  36. , p. 320.
  37. A. E. Redgate. . — Oxford: Blackwell, 2000. — С. . — ISBN 0-631-22037-2 .
  38. , p. 344.
  39. , p. 333.
  40. , p. 455—456.
  41. , p. 200.
  42. Wachtang Djobadze . V. A. Arutjunova-Fidanjan, Armjane-Chalkedonity // Byzantinische Zeitschrift. — 1983. — С. 60 .
  43. , p. 126.
  44. , p. 971.
  45. , p. 139.
  46. , p. 282.
  47. Warren T. Treadgold. Byzantium and its army: 284 - 1081. — Stanford, Calif: Stanford Univ. Press, 1995. — С. 80. — ISBN 978-0-8047-3163-8 .
  48. , p. 252.
  49. D. A. Korobeinikov. RAIDERS AND NEIGHBOURS: THE TURKS (1040–1304 ) // / Jonathan Shepard. — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2008. — С. 70. — ISBN 978-0-521-83231-1 .
  50. , p. 179—182.
  51. Andrew Peacock. // Anatolian Studies. — 2006. — Т. 56 . — С. 139 . — ISSN . 3 мая 2021 года.
  52. , p. 91.
  53. Andrew Peacock. // Publications de l'Institut Français d'Études Anatoliennes. — 2012. — Т. 25 , вып. 1 . — С. 58 . 28 ноября 2023 года.
  54. , p. 91.
  55. Шота Ломсадзе. (груз.) . — Тбилиси: Мецниереба, 1979. — С. 27. 21 ноября 2023 года.
  56. Царевичъ Вахушти. . — 1904. 19 ноября 2023 года.
  57. , p. 96.


Литература

  • П. И. Ингороква . Георгий Мерчуле. — Тбилиси, 1954.
  • Cyril Toumanoff . Introduction to Christian Caucasian History: The Formative Centuries (IVth-VIIIth) // Traditio. — 1959. — Т. 15 . — С. 1–106 . — ISSN .
  • Cyril Toumanoff . Studies in Christian Caucasian History. — Georgetown University Press, 1963.
  • Мусхелишвили Д. Основные вопросы исторической географии Грузии, вып. 1—2. — Тбилиси, 1977—80.
  • Мусхелишвили Д. Грузинская советская энциклопедия . — Тбилиси, 1985. — Т. 9. — С. 658.
  • Robert W. Edwards. // Dumbarton Oaks Papers. — 1985. — Т. 39 . — С. 15–37 . — ISSN . — doi : .
  • Robert W. Edwards. The Vale of Kola: A Final Preliminary Report on the Marchlands of Northeast Turkey // Dumbarton Oaks Papers. — 1988. — Т. 42 . — С. 138 . — ISSN .
  • Nina G. Garsoian . TAYK'/TAO // The Oxford Dictionary of Byzantium (англ.) / Editor in chief Alexander P. Kazhan. — Oxford University Press, 1991. — Vol. 3.
  • Robert H. Hewsen . The geography of Ananias of Sirak = ( Ашхарацуйц ). — Wiesbaden: Reichert Verlag, 1992. — ISBN 978-3-88226-485-2 .
  • René Grousset. Histoire de l'Arménie: des origines à 1071. — Paris: Payot, 1995. — (Grande Bibliothèque Payot). — ISBN 978-2-228-88912-4 .
  • A. G. Sagona. Archaeology at the north-east Anatolian frontier, I. : an historical geography and a field survey of the Bayburt Province. — Louvain: Peeters Press, 2004. — ISBN 90-429-1390-8 .
  • Бахтадзе, Михаил. Институт эриставов в Грузии (груз.) . — Тбилиси: ТГУ, 2004.
  • Гела Гамкрелидзе et al. Топоархеологический словарь Картлис Цховреба. — Тбилиси: Сулакаури, 2013. — ISBN 978-9941-15-896-4 .
  • Роланд Топчишвили. Историко-этнографический обзор Грузии и грузин в Турции (груз.) . — Тбилиси: Универсали, 2017. — ISBN 978-9941-22-974-9 .
  • Buba Kudava, Gocha Saitidze. Tao-Klarjeti: historical and cultural essays (англ.) . — Tbilisi: Artanuji Publishing, 2018. — P. 548. — ISBN 978-9941-478-72-7 .
Источник —

Same as Тао