Седин, Иван Корнеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Корне́евич Черни́ца ( укр. Іван Корнійович Черниця ; род. 23 мая 1896 , Одесса , Российская империя — 8 февраля 1977 , Одесса , СССР )— советский хозяйственный, государственный и политический деятель, Глава Одесского городского совета . Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва .
Иван Черница родился в 1896 году в Одессе , был шестым ребенком в семье портового грузчика на Пересыпи. В 12 лет устроился работать чистильщиком котлов у подрядчика Крыжановского в Одесском судоремонтном заводе. В советских газетах писали, что он входил в целую бригаду детей, которые гробили здоровье на тяжелой работе у Крыжановского, по кличке "Корова". Их же называли "коровьи дети".
До 1917 года работал котельщиком на судоремонтном заводах РОПИТа и Ровенского, где познакомился с революционерами, среди которых был Макар Чижиков .
В 1917 году был призван в армию , где числился рядовым 49-го запасного пехотного полка. Был демобилизован в августе 1917 и среди первых вступил в Красную Гвардию . После этого в 1917 - 1918 годах принимал участие в большевистских восстаниях в Одессе – разоружал городских жандармов.
В 1918 году участвовал в боях с "гетманцами и гайдамаками", в которых погиб его родной брат.
После прихода белых организовал забастовку на барже "Белая" и отказывался грузить имущество бегущих в иммиграцию .
В 1920 служил в Красной армии .
Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 – 1929 -х годах работал директором соляных промыслов в Херсонской области . В 1929 – 1931 -м годах работал директором стекольного завода, а затем соляных промыслов в Одессе на Хаджибейском лимане. Потом был руководителем Химсельтреста.
С 1936 года работал директором завода им. Красного профинтерна.
В июне 1937 года выдвинут на должность председателя горсовета , вскоре после того, как был арестован Александр Довбыш. Это произошло без ведома директора завода: в это время Черница был в Москве – выехал решать рабочие вопросы в трест "Трактордеталь", и узнал о предначертанном карьерном росте по возвращении.
Продвигали Черницу секретарь горкома компартии Николай Кондаков и секретарь обкома Дмитрий Евтушенко . Но Черница несколько раз отказывался.
Я ответил, что категорически отказываюсь от этого дела, мотивируя тем, что на советской работе никогда не работал, объем работы в Горсовете большой, по общей грамотности дела у меня обстоят неважно и с работой не справлюсь ,
На пленуме горсовета 19 августа 1937 года кандидатуру Черницы вынесли на голосование. В выборах участвовали около 600 депутатов. Подавляющее большинство проголосовали "за", только 19 – "против". Черница хотел выступить с речью, но секретарь обкома Евтушенко не дал слова, отшутившись, что отказываться от должности в такой момент будет некрасиво.
Находясь во главе города также принял участие в выборах в Верховный Совет СССР и 12 декабря 1937-го был избран депутатом от Ленинского района Одессы.
Боролся за очищение города от стихийных свалок, которые скапливались практически в каждом дворе. В одном из таких рейдов участвовал Никита Хрущёв , тогда – первый секретарь Московского горкома ВКП(б) .
Ивана Черницу задержали 4 августа 1938 года в Москве , куда он поехал в командировку. НКВД пришли к нему вечером в комнату №417 гостиницы " Гранд Отель " с ордером на обыск и арест, подписанным лично Николаем Ежовым . С собой у него были только паспорт, депутатский билет, значок Верховного Совета и тысяча рублей .
В анкете арестованного его профессию указали как "грузчик". Свою национальность указал – украинец .
13 августа, по указу Ежова , арестованного этапировали в Одессу для допроса и следствия.
Председателя горсовета обвинили в участии в " правотроцкистской организации ". Если Рощенюка и Довбыша обвиняли в идеологической враждебности и подготовке к антисоветскому перевороту, то Черницу – в совершении конкретных террористических актов, для подрыва уклада жизни граждан. Черницу считали причастным к нескольким трамвайным авариям в Одессе.После ареста его, принялись пытать. Под давлением, на первом допросе 5 сентября, он признался, что с июня 1937 года являлся участником "контрреволюционной правотроцкистской террористической организации".
На следующем допросе, 20 ноября, начал вести себя осторожней. На настойчивые попытки следователя приписать его к руководству "террористов" Черница несколько раз отвечал отказом.
5 августа 1939 года, состоялся суд. Для него Черница написал заявление, в котором говорил, что ни в чем не виноват, стал жертвой клеветы, дал показания под давлением. Он просил дорасследования дела, перепроверки показаний и привлечения других свидетельств.
Трибунал постановил разобраться. К 19 августа проверка дела действительно показала, что много показаний неправомочны. Некоторые "свидетели" даже официально не были вызваны на допрос и отказывались от записанных от их имени показаний.
Ивана Черницу оставили под стражей, а дело отправили на дорасследование. Так он спасся в полушаге от расстрела.
Разбирательство в деле началось в сентябре 1939 года с новых допросов Черницы. На них он снова отказывался от какой-либо причастности к "контрреволюционерам".
НКВД опросили многих из старых товарищей Черницы. Все выступали в его защиту .
За Ивана Черницу боролась и его жена Елена Николаевна. В 1939 году она написала письмо Берии с просьбой поскорей разобраться с делом и выпустить незаконно арестованного. После ареста мужа ее с тремя детьми переселили из ведомственной квартиры в маленькую комнату в коммуне.
16 января 1941 года после пересмотра дела начальник Управления НКВД в Одесской области Старовойт постановил прекратить уголовное преследование "за недоказательностью обвинений". В этот же день его освободили из тюрьмы.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году был уполномочен Народного комиссариата пищевой промышленности СССР с эвакуации оборудования консервных заводов Молдавской и Украинской ССР. В 1942 году - уполномоченный Народного комиссариата пищевой промышленности СССР с эвакуации оборудования консервных заводов Краснодарского края . Работал на консервных предприятиях Узбекской ССР .
В 1944 году вернулся из эвакуации, находился на ответственной хозяйственной работе в Одессе. С середины 1940-х по 1952 год - директор Одесского консервного завода им. Ворошилова. Затем работал в межобластной организации, которая занималась сбытом изделий местной промышленности.
С 1960 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в квартире на Пролетарском бульваре (сейчас Французский бульвар) и пользовался преференциями, положенными по выслуге лет выдающимся советским функционерам.
Умер 8 февраля 1977 года.