Interested Article - Туммо

«На высотах» («Туммо»). Н. К. Рерих , 1936

Туммо ( тиб. གཏུམ་མོ་ , Вайли gtum-mo ; санскр. : चण्ड, IAST : caṇḍālī ) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло , одна из тайных практик шести йог Наропы , методов линии Кагью , применяющихся также и в остальных школах тибетского буддизма . Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду.

В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно — «хлопковое одеяние»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые одежды, обходятся без тёплой шерстяной одежды.

О туммо в своих песнях про практику тантры часто упоминал Миларепа (кстати, из-за его аскетического обычая носить хлопковую одежду круглый год ему, имевшему при рождении имя Мила, и присвоили прозвище «репа» ( вайли ras pa ).

В одной из своих песен Миларепа говорил :

Уравновесь колебания красного и белого
В пупочном центре,
И ум озарится постижением, переживая
Тепло как блаженство

Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня (каплях и бинду) и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу — растопить вокруг себя как можно больше снега . Основная цель туммо — это покорение духовных вершин и быстрое достижение просветления, но эта практика также может быть использована для обогрева, насыщения. Освоение туммо необходимо для реализации иллюзорного тела и пховы (йоги переноса).

История распространения практики туммо

От Наропы практике туммо научился его ученик Марпа , а позже она перешла и к Миларепе , с учениями которого и распространилась по всему Тибету. Миларепа использовал туммо в том числе для того, чтоб поддержать своё тело во время медитаций в высокогорных пещерах. От Миларепы практика перешла и к его ученикам Гампопе и Речунгпе и передавалась впоследствии изустно (без книг и в узком кругу) от ламы к его последователям. Наибольшее распространение она получила именно на Тибете, как действенный инструмент выработки тепла, а вот в Индии, где, собственно, и зародилась, она не получила столь популярной огласки. Обучение практике туммо происходит только лишь под руководством квалифицированных лам, у которых уже есть опыт подобной практики и они реализовали полную стадию практики, которые являются приверженцами традиционного тантрического буддизма ( Ваджраяны ), это имеет решающее значение для достижения положительных результатов, избегания ошибок.

Миларепа так воспевал туммо :

К чему мне благородный шёлк
И тонкая, мягкая шерсть?
Наилучшая одежда —

Согревающий огонь блаженства туммо…

Александра Давид-Неэль первой познакомила с туммо европейцев . Жители СССР могли прочитать об этой практике в романе Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» .

Туммо с научной точки зрения

Практик туммо

Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию . Популярное изложение см. в трудах У. Кроми (William Cromie, США). Доцент СПбГУ Ринад Минвалеев разработал свой метод, основывающийся на идеях туммо и показал решающую роль экзотермического неферментативного окисления жиров в альвеолах лёгких для терморегуляции тела при отрицательных температурах . В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков . Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60 °C в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора .

Примечания

  1. Миларепа Дж. Свежесть горного потока. Песни святого Миларепы. — М. : Ориенталия, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-91994-003-6 .
  2. . Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано из 23 июня 2011 года.
  3. Минвалеев Р.С. // Химия и жизнь. — 2008, №12. — С. 28—34.
  4. Cromie, William J. // Harvard University Gazette. — 18 April 2002.
  5. Долгошева А. // Санкт-Петербургские ведомости. — № 106 от 14.06.2007.
  6. (недоступная ссылка — ) . Дата обращения: 24 октября 2011.

Литература

  • Джецюн Миларепа . . — М. : Ориенталия, 2011. — С. 240 (47). — ISBN ISBN 978-5-91994-003-6 .
  • Минвалеев Р.С. // Химия и жизнь. — 2008, №12. — С. 28—34.
  • Элиаде, Мирча . «Магическое тепло» и «власть над огнём» // Мифы. Сновидения. Мистерии / Пер. с англ. А. П. Хомика. — М.—К.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. — С. 102—105. — (Актуальная психология). — ISBN 966-543-015-7 .
  • Cromie, William J. // Harvard University Gazette. — 18 April 2002.
  • Benson, Herbert; Lehmann, John W.; Malhotra, M. S., Goldman, Ralph F.; Hopkins, Jeffrey; Epstein, Mark D. // Nature, vol 295. — 21 January 1982. — С. 234 — 236.

Ссылки

  • Малыгина М. . Дата обращения: 24 октября 2011. Архивировано из 7 ноября 2011 года.
  • Огнева Е. Д. . Tibet.ru. Дата обращения: 24 октября 2011.
  • Power Of Now. (11 июня 2015). Дата обращения: 21 июня 2019.
Источник —

Same as Туммо