Interested Article - Окинавская керамика

Бутылка с носиком из Цубои, Вторая династия Сё, королевство Рюкю, XIX век
Карта района Цубоя в Нахе

Ячимун ( окинав. : 焼物) — общее название керамических изделий, производимых на островах архипелага Рюкю . В переводе с окинавского языка означает «керамика» . Традиции ячимун зародились задолго до аннексии Японией, во времена существования независимого королевства Рюкю . Изделия подразделяются на неглазурованные ( яп. 荒焼 араяки , окинав. ара-ячи ) и глазурованные пепельной глазурью ( яп. 上焼 дзё:яки , окинав. дзё-ячи ) . Большинство изделий составляют дзё-ячи с характерными окинавскими изображениями и узорами, меньшую часть составляет керамика без глазурования ара-ячи.

История

Точное время начала производства керамики на Рюкю неизвестно, наиболее ранняя низкотемпературная керамика на архипелаге появилась в доисторические времена . На развитие керамических изделий на Окинаве повлияло появление в XIV веке деревни Кумэмура , в которой проживали китайские специалисты в областях науки и искусства . Проживающие рядом местные жители начали перенимать различные аспекты китайской культуры, в том числе и элементы декоративно-прикладного искусства. Однозначно установлено, что рюкюские гончары производили высокотемпературную керамику в начале XVI века: крупные кувшины и горшки для складирования сыпучих и жидких веществ, а также пиалы .

Значимым событием для развития гончарного производства стало начало производства напитка авамори , метод дистилляции которого и сырьё (тайский рис) привезли из Сиама . Потребление и реализация этого алкогольного напитка за пределами королевства Рюкю привели к импорту бутылок, приспособленных к длительному хранению напитка. Зависимость от емкостей, покупаемых извне, послужила толчком для местных ремесленников производить ёмкости для авамори различного типа.

Цубоя-яки

Рюкюская черепица, снятая с фасада главного дворца замка Сюри . Токийский национальный музей

После вторжения на Окинаву японского княжества Сацума в 1609 году, на работу предприятий были наложены законодательные ограничения. Эта ситуация привела к усилению позиций местных мастеров, которые производили бытовые предметы. Начался период инноваций для керамики: даймё Сацумы в 1616 году послал на Окинаву трёх корейских гончаров, чтобы научить местных мастеров производить глазурованный тип керамики. Эти трое гончаров, которых звали Иккан, Итироку и Санкан [ источник не указан 2529 дней ] , поселились в гончарной мастерской «Вакута», работавшей с XIII века . После объединения трёх гончарных мастерских Вакута, Тибана и Такарагути в 1682 году под покровительством правительства королевства Рюкю, район Цубоя в столице Нахе стал центром производства рюкюской керамики . Керамические изделия, произведённые в гончарных мастерских этого района называют цубоя-яки ( яп. 壺屋焼 ) . Мастер цубоя-яки Хирата Тэнсю высочайшим велением был отправлен на учёбу в Китай, а по возвращении оттуда в 1682 году заложил печи цубоя в Нахе . Керамика цубоя-яки в основном глазурованная, большинство предметов используется в быту .

Во время Второй мировой войны производство обычной керамики прекратилось в пользу изоляторов для электрических проводов. Кроме того, со стороны японской армии поступил приказ производить керамические миски для солдат императорской армии . В конце войны, после опустошившей южную часть острова битвы за Окинаву , район Цубоя стал первой частью города Наха, который встал на ноги и начал производить предметы для повседневного использования. После войны внимание к окинавской керамике обратили активисты движения Мингэй , целью которого было возрождение народных искусств и ремёсел. Окинавские гончары получили подспорье в виде выставок искусств и ремёсел. В 1970-х годах был опубликован запрет на использование традиционных печей в районе Цубоя из-за загрязнения ими окружающей среды. Производство перенесли в сёла Йомитан и Огими , где традиции ячимун продолжились . В районе Цубоя продолжают производить керамику, там работают множество магазинов с местной продукцией, действует Музей керамики Цубоя ( яп. 壺屋焼物博物館 ) .

Продукция рюкюских гончарных мастерских

В дополнение к посуде, сосудам для авамори и черепице, из рюкюской керамики особенно известны погребальных урны и местные талисманы сиса (от фигурок до небольших статуй) .

Примечания

  1. . Дата обращения: 9 января 2017. Архивировано из 20 февраля 2017 года.
  2. .
  3. от 17 сентября 2016 на Wayback Machine Владивосток, 2009.
  4. .
  5. . Дата обращения: 9 января 2017. 30 декабря 2016 года.
  6. . okinawacrafts.com. Дата обращения: 8 ноября 2016. 14 апреля 2016 года.
  7. . okinawacrafts.com. Дата обращения: 8 ноября 2016. 14 апреля 2016 года.
  8. . mizenfineart.com. Дата обращения: 8 ноября 2016. 9 ноября 2016 года.

Литература

Josef Kreiner. . — Издательство Оксфордского университета . — (Grove Art Online). (требуется подписка)

Источник —

Same as Окинавская керамика