Interested Article - Каула-упанишада

Каула-упанишад ( कौलोनिषद् ; IAST : kaula-upaniṣad ) — небольшой философский трактат индуистской тантрической традиции Кула-шактизма , написанный в жанре упанишад , но не входящий в общепризнанный канон « Муктика ». Хотя текст и очень небольшой по своему объёму – всего 12 строф, – в нём содержатся очень важные для понимания доктрины как самого Каула-шактизма, так и для всего тантрического индуизма.

Слово « каула » имеет несколько основных значений, среди которых выделяется значение « Принадлежащий к Куле » ( कुल IAST : kula – семья), т.е., к определённой шактийской тантрической традиции, которую по праву можно назвать «Сердцем тантризма». Это также подразумевает под собою возможность получения Знания – Джняны – только непосредственно принадлежа к данной традиции: в противном случае, согласно учению самих Тантр, прочитавший тексты этих направлений индуизма может неверно истолковать учение, как это можно видеть на примере некоторых современных представителей т.н. западного тантризма . Более того, сама Каула-упанишад (строфа 8) прямо запрещает даже обсуждать с не принадлежащими к традиции людьми вопросы, поднимаемые текстом:

Не следует открывать это. Не следует обсуждать это с пашу . ... Не следует говорить о тайне Сущности; [но] можно сообщать [её] ученику.

Надо сказать, что подобный запрет на распространение тантрического Знания проходит красной нитью через подавляющее большинство писаний всех направлений тантры .

Хотя текст очень малого объёма, при этом в нём в афористической форме поднимаются все важнейшие для практики Тантры темы: Закон, Знание, Действие.

  • Закон Рита ( ऋत , IAST : ṛtá ) или Дха́рма ( санскр. धर्म , IAST : dharma ), универсальный космический закон, следуя которому: творятся и уничтожаются вселенные; совершаются обряды и ритуалы; рождаются и умирают живые существа. Как учат тантры, только тот, кто следует этому Закону, способен достичь Единения с Богиней и, соответственно, обрести Мокшу .
  • Знание – объявляется едва ли не единственным средством достижения Мокши – Освобождения. И источником этого Знания объявляется Гуру – тот, кто уже сам является если не достигшим Мокши, то, как минимум, человеком, который далеко продвинулся на этом пути; тот, кто способен подобрать индивидуальную практику, сообщить мантру, наставить в практике почитания Богини.
  • Действие – о внешнем поведении тантрика: он не должен выделяться из окружающей его среды. И именно в этом небольшом тексте можно найти один из знаменитейших постулатов тантры вообще:

    Внутри шакта , снаружи шайва , в миру вайшнава – этому надо следовать. ( строфа 9 )

В 2004-2007 годах текст Каула-упанишад был переведён с санскрита современным российским исследователем традиции и переводчиком классических текстов Ерченковвы О.Н. в составе группы текстов. Перевод снабжён небольшим предисловием и краткими комментариями.

Ссылки

  • Текст (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3913 дней]) на санскрите в деванагари.
  • Текст от 13 сентября 2011 на Wayback Machine в переводе на русский язык с предисловием и комментариями переводчика.

Примечания

  1. например, А. Лапина, Ошо и многих других
  2. Более подробно смотри предисловие Лобанова С. В. и Фёдорова С. С. к Каула-тантра-санграха
Источник —

Same as Каула-упанишада