Interested Article - Майковскис, Болеслав Язепович

Болеслав Язепович Майковскис ( латыш. Boļeslavs Maikovskis , в русских документах чаще Майковский, также Болеслав Местерс ; 1904 1996 ) — военный преступник , в годы немецкой оккупации Латвии (1941—1944) — полицейский, причастный к массовым убийствам мирных жителей на оккупированных территориях.

Биография

Болеслав Местерс (Майковский) родился 21 января 1904 года на хуторе Местери Стирниенской волости Режицкого уезда Витебской губернии . В семье Язепа Местера и его жены Гертруды, урождённой Бец, было семеро детей, в том числе сыновья Константин, Язеп и Александр. В 1919 году семья осталась без кормильца, так как погиб отец .

Болеслав получил начальное образование в Стирниенской волостной школе и продолжил его в Вараклянской гимназии . Ещё в публикациях 1920-х годов Болеслав фигурирует как Местерс, затем меняет фамилию на Майковский .

С 1930 по 1932 год служил в латвийской армии . После этого жил в Аташиене (1932—1936), Лиелупе (1936—1940). Работал бухгалтером, бригадиром .

В 1933 году вступил в полувоенную организацию айзсаргов и состоял в ней до 1940 года в чине капитана Рижского полка , командовал ротой 17-го Резекненского полка. Свою приверженность этой организации он объяснял желанием «укреплять порядок и демократические принципы» своего отечества .

20 мая 1939 года женился на Янине Ритиньш (род. 21 января 1914 в Режицкого уезда) .

В годы Второй Мировой войны

После присоединения Латвии к СССР , когда организация айзсаргов была распущена, Майковский, по его словам, был арестован за участие в ней, провёл в заключении три недели и был освобождён 26 января 1941 года . В том же году Майковский переехал в Баркаву , работал бухгалтером Резекненского дорожного управления .

Во время немецкой оккупации Майковский, как и его брат Вадим, добровольно пошёл на службу во вспомогательную полицию (впоследствии Вадим Майковский стал начальником следственного управления Киевской полиции , а ближе к концу войны — членом КОНР ) .

27 июля 1941 года Болеслав Майковский был назначен на должность начальника 2-го участка полиции округа Розиттен (Резекне). В этом качестве он стал организатором уничтожения латвийской деревни Аудрини 2 - 4 января 1942 года и массового уничтожения евреев и цыган на территории своего участка, в который входили Разна, Берзгале , Макашени, Озолайне, Кауната и Дрицены . По его приказу было убито 126 евреев .

В 1942 году Майковский поступил на юридический факультет Латвийского университета, но курса не окончил .

Служебное рвение Майковского оценило нацистское начальство: верховный руководитель СС и начальник полиции Остланда Еккельн 20 апреля 1943 г. наградил его Крестом военных заслуг 2-й степени с мечами. Награждены были и соучастники Аудриньского массового убийства Харальд Пунтулис и Язеп Дроздовский .

Переезд в США

После освобождения Латвии Майковский 30 ноября 1944 года бежал в (по другим сведениям, в Германию ), вслед за ним вскоре выехала и его жена Янина. Оба оказались в лагере для беженцев в нидерландском Пинненбурге, где Болеслав продолжил изучать юриспруденцию в Балтийском университете, получив 1949 году степень магистра .

В 1950 году попросил разрешения на въезд в США . 5 сентября 1950 года ему было отказано по разделу 13 статьи 774 Публичного права, так как организация айзсаргов, в которой состоял Майковский, была включена в список нежелательных в США .

На допросах в ФБР США в 1950-е годы Майковский сообщал, что его отец был убит большевиками в 1919 году, а двое братьев депортированы в Сибирь , однако ни имён этих братьев, ни даты депортации не указал .

26 июля 1951 года вторичное прошение Майковского о въезде в США было рассмотрено положительно, так как к тому времени организация айзсаргов была исключена из «черного» списка . В ноябре Майковский с женой отправились за океан из Бремерсхафена .

36 лет Майковский жил в (штат Нью-Йорк ), работал мастером по укладке ковров . Занялся общественной деятельностью и выдвинулся в правление Ассоциации латышей Америки как представитель организации ветеранов войны « Даугавас Ванаги » . К августу 1964 года он стал влиятельным лидером как в Ассоциации (занимал должность вице-президента), так и в католической латышской эмигрантской общине Нью-Йорка, был членом её комитета. Участвовал в объединении католических студентов Латвии «Дзинтарс» (куда вступил ещё в Германии в 1946 году). Был избран делегатом Ассамблеи порабощённых европейских народов ( ) в 1964-65 годах .

По воспоминаниям людей, знавших его, Майковский был очень религиозным человеком, в свободное от службы время пел в церковном хоре . В показаниях ФБР он сообщил, что состоял в федерации латышских католических студентов «Дзинтарс», являющейся членом (Международного движения католических студентов). К его прошению о въезде в США были присоединены 18 рекомендаций католических организаций, а его первым «спонсором» в США была Антонина Горшванс (Служба помощи беженцам, )

Обвинение в военных преступлениях

В 1963 году в среде эмигрантов стало известно о документальном фильме « » («Волки-оборотни»), в котором было рассказано об Аудриньской трагедии и роли Майковского в организации массовых убийств. Информатор ЦРУ , который видел этот фильм, будучи в поездке в Латвии, вспомнил, что в 1942 году слышал об уничтожении деревни Аудрини, однако это сделали немцы. Однако информатор счёл правдивым фильм, в котором рассказано о том, как Майковский предложил уничтожить население деревни за связь с партизанами, расстреляв или повесив всех поголовно . Он подтвердил, что в фильме была использована оригинальная немецкая кинохроника, захваченная после войны.

В фильме Майковский был упомянут по имени и обвинён в военных преступлениях. Его членство в «Даугавас ванаги» дало СССР основание считать эту организацию пособничающей военным преступникам. Серьёзные обвинения против Майковского были также выдвинуты в книге «Даугавас ванаги — кто они?» (Э. Авотиньш, 1963 ), адресованной зарубежным читателям. Тем не менее, широкого распространения среди эмигрантов информация о злодеяниях Майковского не получила.

12 июня 1965 года газеты « The New York Times » и « » опубликовали заметки, что Советский Союз в четвёртый раз потребовал выдачи Болеслава Майковского для суда за военные преступления. ТАСС сообщило, что МИД СССР направил запросы о выдаче военных преступников в посольства трёх стран, где укрываются обвиняемые в уничтожении деревни Аудрини — США (по поводу Майковского), Канады (по поводу Харальда Пунтулиса ), ФРГ (по поводу ). США отвергло подобные запросы на основании того, что сомневается в справедливости судебной процедуры в СССР .

Антикоммунистическая латышская газета «Laiks» («Время») 16 июня 1965 года написала о требовании СССР о выдаче Майковского под заголовком «Новая советская атака» . Просоветская газета «Amerikas Latvietis» («Американский латыш») 10 июля 1965 года сообщила, что Советский Союз в очередной раз требует от «свободного мира» выдачи военных преступников, однако вряд ли это произойдёт .

В телефонном интервью ФБР Майковский сообщил, что «он латыш, а латыши во время немецкой оккупации не могли делать ничего, всё делали немцы» . Советские обвинения он назвал пропагандой, в которой нет даже одного процента правды. Интервью было опубликовано в газете «The New York Times » в июне 1965 года. Майковский также утверждал, что во время войны в Аудринях не жил, а работал в Резекненской полиции клерком , а его начальником был Эйхелис, ныне житель Западной Германии. В то же время в полицейском рапорте от 20 июля 1942 года, подписанном Майковским, сообщается о ликвидации по его приказу 41 коммуниста, об аресте ещё 685 неблагонадёжных лиц и расследовании в отношении ещё 1236 человек, а также излагаются обстоятельства уничтожения 126 евреев. Ещё один полицейский рапорт связывает Майковского с депортацией более 1000 жителей Резекненского уезда на работу в Германию .

Уничтожение деревни Аудрини Майковский описал в двух рапортах. В первом, датированном 3 июля 1942 года, он сообщает начальству в Даугавпилсе о том, что все жители деревни Аудрини арестованы, а деревня сожжена. Второй, детальный отчет, датирован 8 июля 1942 года. «22 декабря прошлого года, — сообщается в рапорте, — по приказу регионального комиссара в Даугавпилсе все жители Аудрини были арестованы, а 2 января деревня была сожжена, а жители расстреляны. 30 человек подвергнуты публичной казни на рыночной площади в Резекне» .

В деревне Дергилово (сейчас Чернайская волость ) в мае 1942 г. по личному приказу Майковского были повешены двое еврейских беженцев из Резекне — Фальк Борц и его жена Рая. Майковский распорядился о публичной казни и выступил перед жителями с речью о том, что так же будет казнён каждый, кто будет замечен в укрывательстве евреев . Об этом свидетельствовали бывший старший полицейский  Разненской волости Владислав Лейшс и его сослуживец Алоиз Анчс .

Cудебные процессы

В 1964—1965 годах КГБ Латвийской ССР провело расследование деятельности руководителей полиции Резекненского уезда — А. Эйхелиса, Б. Майковского, Х. Пунтулиса, Язепа Басанковича, Яниса Красовского и Петериса Вайчука, собрав в более чем 40 томах протоколы допросов и очных ставок обвиняемых, свидетелей, участников, пострадавших . В уголовном деле содержались не только данные об Аудриньской трагедии, но и о массовых убийствах в Резекне, Каунате, Виляке , Лудзе , Риебинях .

В ходе процесса были заслушаны свидетели, рассказавшие об участии Майковского в убийствах евреев. Бывший старший полицейский  Разненской волости Владислав Лейшс показал, что в его волости проживало три семьи евреев, «одна – двое старичков, и еще две семьи», которые были арестованы группой самоохраны и  расстреляны по приказу  Майковского . Начальника группы самоохраны Каунатской волости Яниса Калниньша Майковский убеждал, что «уничтожение евреев не создаст никаких трудностей, не надо только по гуманным соображениям препятствовать действиям активных каунатских самоохранников в вопросе уничтожения евреев. Каждый полицейский участок отдельно и самостоятельно сообщает начальнику уезда о ходе ликвидации евреев на территории своего участка». По его приказу в волости было расстреляно 40-50 евреев, в том числе женщин и детей. Калниньш назвал на суде  еще восемь случаев расстрела от одного до более 10 человек .

Судебный процесс проходил в Риге с 11 по 30 октября 1965 года. Эйхелиса, Майковского, Пунтулиса, Басанковича и Красовскиса суд приговорил к смертной казни, Вайчука — к заключению в исправительно-трудовой колонии строгого режима на 15 лет. Басанкович и Красовскис были расстреляны. Поскольку живущие на Западе Майковский, Эйхелис и Пунтулис не были выданы Советскому Союзу, они были приговорены к расстрелу заочно .

Эмигрантская пресса называла судебные процессы над военными преступниками показательными. Так, «Austrālijas Latvietis» («Латыш Австралии») в номере за 5 ноября 1965 года, описывая дело о трагедии в Аудрини, указала, что судебные процессы в Риге, как ранее в Таллине и Вильнюсе, «обращены против изгнанников, которые на западной стороне включились в борьбу против коммунизма, пытаясь приписать подсудимым „военные преступления“ и внести смятение в жизнь балтийской эмиграции» .

Опасаясь депортации, Майковский в марте 1966 года подал в Службу иммиграции и натурализации США прошение о присвоении гражданства, в очередной раз пожелав сменить имя и стать Майком Болеславом Арманом ( Mike Boļeslavs Armans ). Но прошение было отклонено .

В 1976 году Департамент юстиции США начал дело о выдворении Майковского из США, установив, что при получении визы для въезда в страну он солгал по меньшей мере дважды. Во-первых, он указал, что во время нацистской оккупации работал бухгалтером в латвийском железнодорожном департаменте в Риге, а также что с 1941-го по 1944 год проживал в Риге и Стенде, а не в Резекне. Во-вторых, во многих анкетах, заполненных в лагерях для перемещённых лиц , он указывал, что его предыдущими профессиями были «столяр», «садовник» и т.д .

Майковский был вынужден признаться в даче ложных показаний относительно событий времён оккупации, однако продолжал настаивать, что деревня Аудрини была уничтожена по приказу германского командования, а его подразделение этот приказ выполнило .

Рассмотрение дела о выдворении затянулось. 4 августа 1978 года на Майковского было совершено вооружённое нападение, в результате которого он был ранен. В прессе указывалось, что нападавшие принадлежали к Лиге защиты евреев ( Jewish Defense League ), но руководство этой организации её причастность отрицало. 31 августа 1981 года на дом Майковского было совершено новое нападение «коктейлями Молотова», вызвавшее небольшой пожар. Нападавшие скрылись .

30 июня 1983 года Иммиграционный суд США отказал в высылке Майковского: судья Франц Лайон счёл, что вина подсудимого в преследовании гражданского населения недостаточно доказана, а умолчание Майковского об этом — недостаточное основание для высылки. Одновременно суд указал, что Майковский принимал участие в арестах жителей Аудрини и уничтожении деревни, а также на то, что он сознательно скрывал факт своей службы в полицейских структурах с целью получить визу США. Эмигрантское издание « » 7 июня 1983 года указало: то, что Майковский скрыл факт службы в полиции, имеет «академическое значение», поскольку многие иммигранты вовсе этого и не скрывали .

Решение суда оспорило Специальное бюро расследований Министерства юстиции США. Оно указало, что суд не принял во внимание ряд важных обстоятельств, а именно то, что уже перед приходом нацистов в Резекне Майковский присоединился к руководимым Александром Мачем «отрядам самообороны», позже преобразованным во вспомогательную полицию. 14 августа 1984 года Верховный иммиграционный суд США принял решение об высылке Майковского на основании предоставления ложной информации. К этому времени суд получил присланные из СССР видеосвидетельства, записанные в мае 1981 года, подтверждавшие участие подсудимого в уничтожении евреев в под Резекне осенью 1941 года, то, что он отдавал приказы полицейским разных участков собираться для проведения масштабных акций. Эти обвинения прозвучали в связи с расследованием убийства евреев в Каунате, а также заключения в тюрьму цыган в Макашени .

Власти США предоставили Майковскому возможность выбора страны, куда его надлежит депортировать. Он сначала выбрал Швейцарию, но та отказалась его принять. Осенью 1987 года он, опасаясь выдачи СССР, переехал в ФРГ и обосновался в Мюнстере .

Однако в 1988 году его арестовала уже полиция Германии, начав новое расследование. Суд над Майковским в Германии начался в 1990 году по обвинению в уничтожении деревни Аудрини и других военных преступлениях. Судебное дело было прекращено в 1994 году с формулировкой «за слабостью обвиняемого» без приговора . В газете «Laiks» Майковский заявил: «Против лживых ужасных обвинений, направленных против меня и латышского народа, в более 4 лет боролся в Мюнстерском окружном суде. Я очень рад, что победила справедливость, в которой я никогда не сомневался, я благодарен милосердию Господа, дававшему мне силы» .

Умер 18 апреля 1996 года в Мюнстере . Его прах был перевезён в Латвию и похоронен 1 мая на Стирниенском кладбище .

Примечания

  1. Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  2. Каспарс Стродс. "Неудобные латгальцы". Болеслав Майковскис: коллаборационист или защитник культуры латышей в изгнании? (латыш.) . www.lsm.lv . Латвийские общественные медиа (28 февраля 2021). Дата обращения: 9 июня 2021. 9 июня 2021 года.
  3. Federal Bureau of Investigation. (англ.) . официальный сайт ФБР, США 1—35. ФБР США (19 апреля 1966). Дата обращения: 5 января 2019. 24 февраля 2017 года.
  4. . Наша Газета (4 января 2007). Дата обращения: 2011-3-20. 26 июля 2012 года.
  5. Арон Шнеер . . Совет общественных организаций Латвии (20 июля 2020). Дата обращения: 17 декабря 2021. 17 декабря 2021 года.
  6. Robert McG. Thomas Jr. (англ.) . New York Times (8 мая 1996). Дата обращения: 2011-5-6. 26 июля 2012 года.
  7. Ананьев А., Тулинов Ф. Трагедия на Анчупанских холмах // [militera.lib.ru/h/sb_neotvratimoe_vozmezdie/16.html Неотвратимое возмездие: По материалам судебных процессов над изменниками Родины, фашистскими палачами и агентами империалистических разведок]. — 2. — М. : Воениздат, 1979. — С. 226—240. — 294 с. — 100 000 экз.
  8. E. Avotins, J. Dzirkalis, V. Petersons. Daugavas vanagi: who are they?. — Документальный сборник. — Рига: Латвийское государственное издательство, 1963. — 175 с.
  9. Soviet Demands U.S. extradite L.I.Han (англ.) // The New York Times : газета. — 1965. — 12 июня. — P. 12 .
  10. . Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано из 15 мая 2019 года.
  11. Soviets accuse man in N.Y. as war criminal (Cоветы обвиняют жителя Нью-Йорка как военного преступника) (англ.) // The Worker : газета. — 1965. — 24 октября. — P. 9 .
  12. Fascistic Murderers Before the People's Tribunal (Фашистские убийцы перед народным трибуналом) (англ.) // Amerikas Latvietis : газета. — 1966. — 8 января. — P. 6 .
  13. Латвийский Национальный архив, Латвийский Государственный архив, 1986-1-45038 (уголовное дело Алберта Эйхелиса, Болеслава Майковского, Харальда Пунтулиса, Язепа Басанковича, Яниса Красовского, Петериса Вайчука).
  14. Каспар Зеллис. Holokausts Rēzeknē: izpētes problēmas, jautājumi, perspektīvas./ Холокост в Резекне: проблемы, вопросы, перспективы = Ebreju Rēzekne / Инета Зелча-Симансоне. — . — Рига: Creative Museum, 2017. — С. 89—101. — 284 с. — ISBN 978-9934-19-140-4 .
  15. Каспарс Стродс. Неудобные латгальцы. Болеслав Майковский: коллаборант или защитник латышской культуры в изгнании? (латыш.) . www.lsm.lv . Латвийские общественные медиа (28 февраля 2021). Дата обращения: 17 декабря 2021. 2 января 2022 года.
  16. Кабанов Н. . Весточка.LV (20 января 2009). Дата обращения: 2011-5-6. Архивировано из 26 июля 2012 года.
  17. . Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано из 15 мая 2019 года.
  18. . Дата обращения: 18 апреля 2019. 18 апреля 2019 года.

Ссылки

  • Логотип YouTube — советский документальный фильм.
Источник —

Same as Майковскис, Болеслав Язепович