Современные сиу состоят из двух основных родов дакота и лакота, говорящих на родственных диалектах и имеющих общее самоназвание "Очети шаковин" («Семь костров Совета», название происходит от семи основных племенных групп). Термин
сиу
является
экзонимом
, созданным из французской транскрипции термина оджибве
надуессиу
, и может относиться к любой этнической группе в пределах очети шаковин или к любому из многих диалектов языка народа.
История
Родина сиу — земли к западу от озера
Мичиган
(штаты
Миннесота
и
Висконсин
). К середине XVII века занимали территорию около озера и далее на запад до реки
Миссури
. Занимались загонной охотой на
бизонов
, делились на восточных и западных дакота. В XVIII веке под давлением вооружённых огнестрельным оружием
оджибве
и
кри
, а также привлекаемые охотничьими угодьями и торговыми факториями на реках Де-Мойн, Миссисипи и Миссури, постепенно переселялись на запад. К середине XIX века занимали территории на западе Миннесоты, севере Айовы, Северную и Южную Дакоту, восток Монтаны и Вайоминга, северо-восток Небраски. Заимствовав у соседей
лошадь
, перешли к конной охоте на бизонов.
К этому времени делились на 3 группы, состоящих из 7 племён:
Центральные и западные сиу по традиционной культуре стали типичными представителями кочевой культуры индейцев
Великих равнин
. Восточные дакота сочетали элементы кочевничества с земледелием, собирательством и рыболовством. Община (тхиошпайе), составлявшая лагерь, объединяла семьи родных, приёмных и двоюродных братьев (каждая отдельная семья проживала в своём
типи
), управлялась вождём (итанчан) и советом (типи-ийокихэ). Несколько общин объединялись в кланы и племена. Для обеспечения порядка в лагере и, особенно, во время охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением руководили выборные управляющие (вакичонза), также выступавшие судьями при внутренних спорах. Существовали мужские и женские союзы.
Современные дакота в резервациях заняты сельским хозяйством, имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду. Более половины дакота живут в крупных городах по всей территории США. Активно участвуют в политических выступлениях, движении (согласно которой индейские религиозные символы относятся к одним и тем же понятиям у всех местных племен).
Традиционная религия
В основе традиционной религии — вера в безличную силу (вакан-танка) и её проявления (вакан): таку шканшкан («то, что движет», «энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания (Вакиньян), камень, земля, Дева — Белая Бизониха, бизон, двуногие, множество невидимых духов. Человек мог обратиться к вакан-танка с мольбой о помощи (вачекийе — «просьба о помощи по-родственному»), связующим предметом считалась курительная трубка (чанунпа). Существовали шаманы: вичаша-вакан и пежута-вичаша (лекари). Основной ритуал у западных и центральных дакота — летняя Пляска Солнца. Распространены мифы творения о культурном герое и
трикстере
Пауке (Иктоми). Известно
пиктографическое письмо
, в том числе летописи («перечни зим»).
Norris, Tina; Vines, Paula L.; Hoeffel, Elizabeth M.
(неопр.)
.
United States Census Bureau
. United States Department of Commerce (январь 2012).
Дата обращения: 9 сентября 2012.
5 мая 2012 года.
Мато Нажин. Мой народ сиу (Мемуары вождя индейского племени). — М.: Молодая гвардия, 1964. — 184 с.: ил.
Albers, Patricia C. (2001). Santee. In R. J. DeMallie (Ed.),
Handbook of North American Indians: Plains
(Vol. 13, Part 2, pp. 761—776). W. C. Sturtevant (Gen. Ed.). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
ISBN 0-16-050400-7
.
Anderson G.C. Kinsmen of another kind: Dakota-White relations in the Upper Mississippi Valley, 1650—1862. Univ. of Nebraska Press, 1984.
Christafferson, Dennis M. (2001). Sioux, 1930—2000. In
Handbook of North American Indians: Plains
(Vol. 13, Part 2, pp. 821—839). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
Cox, Hank H. (2005). Lincoln and the Sioux Uprising of 1862. Nashville, TN: Cumberland House.
ISBN 1-58182-457-2
.
DeMallie, Raymond J. (2001a). Sioux until 1850. In
Handbook of North American Indians: Plains
(Vol. 13, Part 2, pp. 718—760). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
DeMallie, Raymond J. (2001b). Teton. In
Handbook of North American Indians: Plains
(Vol. 13, Part 2, pp. 794—820). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
DeMallie, Raymond J. (2001c). Yankton and Yanktonai. In
Handbook of North American Indians: Plains
(Vol. 13, Part 2, pp. 777—793). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
DeMallie, Raymond J.; & Miller, David R. (2001). Assiniboine. In
Handbook of North American Indians: Plains
(Vol. 13, Part 1, pp. 572—595). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
Densmore F. Teton Sioux Music // Bur.of Amer. Ethnology Bull. 61, Wash., 1918.
Getty, Ian A. L.; & Gooding, Erik D. (2001). Stoney. In
Handbook of North American Indians: Plains
(Vol. 13, Part 1, pp. 596—603). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
Gibbon G.E. The Sioux: the Dakota and Lakota Nations. Blackwell Pub., 2003.
Hein, David (1997). «Christianity and Traditional Lakota / Dakota Spirituality: A Jamesian Interpretation.»
The McNeese Review
, vol. 35, pp. 128-38.
Hein, David (Advent 2002). «Episcopalianism among the Lakota / Dakota Indians of South Dakota.»
The Historiographer
, vol. 40, pp. 14-16. [
The Historiographer
is a publication of the Historical Society of the Episcopal Church and the National Episcopal Historians and Archivists.]
Parks, Douglas R.; & Rankin, Robert L. (2001). The Siouan languages. In
Handbook of North American Indians: Plains
(Vol. 13, Part 1, pp. 94-114). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
Robert M. Utley, «The Last Days of the Sioux Nation» (Yale University, 1963)
ISBN 0-300-00245-9
.
Sioux Indian religion: tradition and innovation. Ed. R. DeMallie and D. Parks. Univ. of Oklahoma Press, 1987.
Sullivan, Maurice S.: «Jedediah Smith, Trader and Trail Breaker», New York Press of the Pioneers (1936) contains 'politically incorrect' white man’s terminology and stereotypical attitudes toward the 'Indians'.
Walker J.R. Lakota Myth. Univ. of Nebraska Press, 1983.