Аксер, Отто
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрвин Аксер ( польск. Erwin Axer ; 1 января 1917 , Вена — 5 августа 2012 , Варшава ) — польский театральный режиссёр и педагог.
Эрвин Аксер родился в состоятельной еврейской семье в Вене . Его отец, Мауриций (Мориц Йоахим) Аксер (1886, Пшемысль — 1942, Львов), был влиятельным адвокатом и правоведом; мать, Эрнестина Фридерика Шустер (1894, Коломыя — 1982, Варшава), домохозяйкой. Старший брат Мауриция Аксера — швейцарский математик (ум. 1949), автор теоремы Аксера (1910) . Племянник Оттона Аксера (1906—1983), живописца, графика и театрального художника.
После воссоединения Польши семья поселилась во Львове . В 1939 году Эрвин Аксер окончил Государственный институт театрального искусства в Варшаве , где учился у Л. Шиллера .
В качестве режиссёра дебютировал в 1938 году на сцене Варшавского национального театра , поставив пьесу Юджина О’Нила «Луна над Карибами» .
С 1939 года работал во Львове , в Польском театре , ставил Клоделя , Стриндберга . После ареста и гибели отца в конце 1942 года переселился в Варшаву, участвовал в Варшавском восстании , за что был отправлен в Германию на работу в каменоломнях . После окончания войны вернулся в Польшу и с 1945 по 1949 год был художественным руководителем и главным режиссёром Камерного театра Дома Солдата ( польск. Teatr Kameralny Domu Żołnierza ) в Лодзи .
В 1949 году Камерный театр был переведён из Лодзи в Варшаву и преобразован в Современный театр ( польск. Teatr Współczesny ), который Аксер возглавлял с момента основания до 1981 года; в 1955—1957 годах возглавлял временно объединённый Современный и Национальный театр . Особое внимание уделял современной польской драматургии, ставил также пьесы Ж. П. Сартра , Ж. Жироду , Т. Уайлдера и других современных драматургов . «Вспулчесны» под руководством Аксера стал одним из лучших драматических театров Польши и прославился далеко за её пределами; на его сцене выступали многие известные актёры, в том числе Анджей Лапицкий и Тадеуш Ломницкий .
C 1962 года Аксер ставил спектакли в Вене , в том числе в Бургтеатре , в Берлине , Гамбурге , Цюрихе и других городах Европы. Российским зрителям был известен прежде всего благодаря спектаклям, поставленным им в Ленинградском Большом драматическом театре : «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта , «Два театра» Е. Шанявского и «Наш городок» Т. Уайлдера .
С 1947 года преподавал в в Варшаве ( польск. Państwowy Instytut Sztuki Teatralnej ) , среди его учеников — Конрад Свинарский .
В 1992—1993 годах был членом Совета по культуре при президенте Республики Польша .
Награждён орденом «Знамя Труда» ( 1954 ). Лауреат премии Л. Шиллера ( 1955 ) и других премий. Эрвин Аксер скончался 5 августа 2012 года .
Первым браком Эрвин Аксер был женат на Брониславе Кречмар, секретаре редакции журнала «Театр» и дочери театрального режиссёра Ежи Аксер (род. 1946 ), известный филолог-классик . Вторая жена — актриса Зофья Мрозовска (1922—1983); от этого брака также имеет сына — американского социолога Анджея Аксера ( англ. Andrew Axer ).
(1902—1985); сын от этого брака —Художественный руководитель Большого драматического театра Георгий Товстоногов высоко ценил своего польского коллегу прежде всего как режиссёра универсального, которому были равно доступы и условный театр, и театр психологический . «Аксер, — писала в своё время И. Скляревская, — очень тонкий и гибкий художник. Он свободно изменяет свою манеру и режиссёрский метод, исходя из поэтики драматурга… Но ни одна методология не приобретает у него декларативной резкости» . Он ставил А. П. Чехова в традициях психологического театра, но, приступая к постановке « Карьеры Артуро Уи » в БДТ, говорил актёрам: «Иначе, чем методом Брехта -режиссёра, нельзя поставить Брехта-драматурга» .
Как режиссёр Аксер поощрял актёрскую инициативу; по свидетельству польского критика А. Гроздицкого, о его спектаклях принято было говорить, что в них «вообще не чувствуется режиссёр» . Иначе отзывался об Аксере советский критик Б. Зингерман : «Его режиссура — очень чёткая, но не навязчивая и не деспотичная. Актёрам предписан рисунок мизансцен, ритм действия, общий стиль исполнения, но при этом их воля не насилуется, они не чувствуют над собой чрезмерной опеки» .