Interested Article - Врождённые идеи

Врождённые идеи или иннатизм ( лат. innātus «врожденный») — представления и знания , которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы , нравственные начала) .

Истоки теории можно найти в концепции Платона « знании как припоминании » идей, которые душа будто бы созерцала до того, как она появилась на земле . Весь чувственный мир, по мнению Платона, есть порождение вечных, ни отчего не зависящих «идей». В каждом человеке, говорил он, со дня его рождения заложены истинные знания, которые, затем только как бы оживляются под воздействием внешних ситуаций .

С появлением христианства мыслители, такие как Августин , развили теорию о том, что Бог непосредственно «вкладывает» вечные идеи в душу человека.

Дальнейшее развитие теории идей произвёл Декарт . Побудило его к этому противоречие в его философской концепции, где при рассмотрении независимых друг от друга мыслящей и протяжённой субстанций возникал вопрос, как человеческий разум (относящийся к субстанции мыслящей) может знать что-то о внешнем физическом мире . Этот вопрос Декарт решил (а в какой-то степени обошёл), введя особую категорию «врождённых» знаний, которые никак не зависят от внешнего опыта и принадлежат разуму изначально .

Первым подверг жесточайшей критике это учение английский философ Дж. Локк , отвергший учение о врождённых идеях, как единственном источнике всех идей и доказал, что идеи возникают у человека под воздействием внешних вещей на органы чувств. Ум новорожденного, говорил он, — это чистая доска, на которой можно писать всё, что хочешь. Однако, Локк не был последователен в борьбе против учения о врождённых идеях, так как допускал и такой источник происхождения идей, как внимание, направленное на деятельность души .

В эпоху Просвещения в философии разгорелась настоящая битва по вопросу о врождённых идеях, расколовшая философское сообщество на два лагеря (условно «рационалистов» и «эмпиристов»). В какой-то мере вопрос прояснил Кант , рассматривая возможность появления новых знаний без обращения к опыту (то есть, априорных ).

Последовательно и без уступок критиковали учение о врождённых идеях Гельвеций , Гольбах , Фейербах и другие. Опираясь на опыт предшествующей критики этого учения и исследования человеческого мышления классики марксизма также указывали на антинаучный характер учения о врождённых идеях и показали, что человеческие идеи возникают как результат опыта, практики, длительного исторического развития познания.

С развитием физиологических исследований по вопросам познания ( Когнитивная психология ) стали возникать менее абстрактные теории о «первичных знаниях».

Примечания

  1. Орысша-қазақша түсіндірме сөздік: Философия/жалпы редакциясын басқарған э.ғ.д., профессор Е. Арын – Павлодар: «ЭКО» ҒӨФ, 2006.
  2. Александр Владимирович Ромашков. // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2023-03-18. — Т. 0 , вып. 1 . — ISSN . — doi : .
  3. Guillaume Pilote. La réminiscence chez Platon : théorie de la connaissance, anthropologie, éthique. — Ottawa. — С. 8.
  4. Voir le de Platon, 75c-76a, traduction M. Dixsaut.
  5. Valentine Reynaud. Les Idées innées. De Descartes à Chomsky.. — Paris : Classiques Garnier. — С. 19-21. — ISBN 978-2-406-08568-3 .
  6. Stich, S. P. (1975). Innate ideas . Berkeley, CA: University of California Press.
  7. Tad M. Schmaltz, Radical Cartesianism: The French Reception of Descartes , Cambridge University Press, 2002, p. 257.
  8. René Descartes. Œuvres Complètes 1897-1913. — С. AT VII 63-64.
  9. Locke, John. : [ англ. ] . — Hayes & Zell, 1860.
Источник —

Same as Врождённые идеи