Interested Article - Гонорий Августодунский

Гонорий Августодунский , или Оноре́ из Отёна ( лат. Honorius Augustodunensis , нем. Honorius von Autun , фр. Honoré d'Autun ; около 1080 1154 или 1156 ) — средневековый немецкий схоласт и учёный-энциклопедист, богослов, хронист и географ, монах- бенедиктинец , автор всемирной энциклопедии «Об образе мира».

Биография

(англ.) в Регенсбурге . Рис. (англ.) (1640)

Происхождение точно не установлено, по мнению И. Лефевра и (англ.) , мог иметь ирландские корни, по мнению других исследователей, шотландские . Намного более частое упоминание в его трудах германских королей, в первую очередь императора Генриха V (1106—1125), немецких городов, немецких церковных обычаев, типично немецких имён, а также встречающиеся в них местами разъяснения немецких слов, при довольно неважном знании не только французской, но и ирландской географии, однозначно говорит в пользу германских земель .

Лист Нюрнбергского издания трактата Гонория Августодунского «Об образе мира», выпущенного в 1472 году Антоном Кобергером

Его прозвище, свидетельствующее о связи с Отёном в Бургундии , в римское время носившего название Августодунума ( лат. Augustodunum ), говорит скорее не о его происхождении, а об обучении в этой обители, в которой он, по его собственным словам, также преподавал . Кроме того, его младший современник Оттон Фрейзингенский , к примеру, называл «Августодунумом» захиревшее в его времена римское поселение Аугст ( лат. Augusta Rauracorum ) близ Базеля в Швейцарии , также он мог быть уроженцем Аугсбурга ( лат. Augusta Vindelicorum ) в Швабии . Ещё одна версия связывает прозвище Гонория со старинной часовней в Регенсбурге , известной как с «Augustodunensis ecclesia» .

По всей видимости, в молодости Гонорий много странствовал и около 1100 года осел в Англии в Кентербери , где учился у Св. Ансельма , а затем перебрался в южную Германию, в Регенсбург, в ирландскую бенедиктинскую общину (англ.) . Не исключено, что его переезд связан был с заключённым в 1114 году браком между императором Генрихом V и Матильдой Английской , переехавшей к будущему супругу тремя годами ранее. Также вполне вероятно, что в конце своей жизни он был монахом-затворником. В Регенсбурге он оставался вплоть до своей смерти, наступившей, возможно, не в обители Св. Иакова, а в соседнем (нем.) , не ранее 1152 года, которым, по мнению его издателя (нем.) , датируется его последняя правка одной из редакций трактата «Об образе мира» .

Сочинения

Известны названия не менее 38 трудов Гонория , не все из которых сохранились. Наибольшее значение из них имеют следующие:

I. Философские:
1. «Ключ к познанию мира, или природа вещей» ( лат. Clavis Physicæ, de Naturis Rerum ) — комментированный сборник выдержек из трудов предшественников, в первую очередь «De libero arbitrio» Иоанна Скота Эуригены .

2. «Философия мира» ( лат. De Philosophiâ mundi ), в котором с позиции тогдашней схоластики рассматриваются важнейшие вопросы мироздания, а также ведущие теологические проблемы.

3. Комментарий к « Тимею » Платона , сохранившийся лишь во фрагментах.

II. Богословские:

1. «Светильник» , или «Разъяснения» ( лат. Elucidarium ) — краткое изложение всего христианского богословия в форме диалога , состоящего из вопросов и ответов по основным проблемам богословия, христианской антропологии и эсхатологии .

Написанное не позже 1101 года в Англии , оно проникнуто идеей греховности человечества и подразделяет подведомственную проповедникам паству ( лат. subditi ) на четыре категории: клириков , воинов, буржуа и крестьян . В первой книге трактата , озаглавленной «De divinis rebus», излагается священная история: повествуется о боге и акте творения, об ангелах и демонах , о создании первого человека , о его грехопадении и наказании, о воплощении, земной жизни Христа и его искупительной жертве, о мистическом теле Христовом и евхаристии . Завершается всё рассуждениями о нерадивых священниках. Вторая книга «De rebus ecclesiasticis» посвящается жизни человека от рождения до смерти и содержит анализ понятий зла и греха, провидения и предопределения, крещения и брака, после чего автор переходит к экскурсу о различных «разрядах» людей, в зависимости от их отношения к спасению души. Далее следуют разбор отношений между богом и людьми и рассуждения об ангелах-хранителях и демонах, о смерти и погребении. Книга третья «De futura vita» трактует учение о рае , чистилище и аде , о посмертной судьбе душ избранников бога и отвергнутых им, о конце света , и завершается картиной вечного блаженства избранных . В XIII веке «Светильник» был переведён на французский язык доминиканцем Джеффри Уотерфордским, и не позже XV века на немецкий язык .

2. «Неизбежность» ( лат. Inevitabile ) — написанный после 1108 года также в Англии диалог о божественном предопределении и свободе воли , в основу которого положен трактат Ансельма Кентерберийского «De concordia praescientiae et praedestinationis». В рукописях часто приводится в качестве приложения к «Светильнику».

3. «Печать Блаженной Марии» ( лат. Sigillum Beatæ Mariæ ) — на мотив ветхозаветной « Песни Песней », где тело общества образно сравнивается уже не с телом Христа, а с телом украшенной драгоценностями возлюбленной царя Соломона Суламифи , где крестьяне выступают в качестве бёдер, женатые люди в качестве живота и т. д .

4. «О драгоценностях души» ( лат. Gemma Animæ ) — трактат, в котором на примере классических архитектурных форм рассматривается взаимодополняемость высшей церковной и светской власти, и представители первой сравниваются с колоннами , представители второй — с арками , в то время как учёные мужи выступают в роли световых окон , служилое рыцарское сословие — защитной кровли , а трудовой народ ( лат. laboratores ) — попираемого ногами плиточного пола .

5. «Евхаристия» ( лат. Eucharistion ) — произведение о теле и крови Христовых.

6. «Зерцало церкви» ( лат. Speculum Ecclesiæ ) — написанное не позже 1105 года руководство проповедников, содержащее образцы проповедей для всех праздников в году и попытку классификации их в зависимости от конкретной аудитории: сеньоров, рыцарей , богачей и бедняков .

7. «Уничижение» ( лат. De offendiculo ) — посвящено вопросам церковной реформы.

8. «Об отступниках» ( лат. De apostatis ) — содержит критику духовенства.

9. «Высочайшая слава пап и императоров» ( лат. Summa gloria de apostolico et augusto ) — посвящено спорам об инвеституре .

10. «О невоздержанности клириков, или камне преткновения» ( лат. De incontinentiâ clericorum seu offendiculum ).

11. «Светоч церкви» ( лат. De luminaribus Ecclesiæ ) — краткий обзор церковной литературы, содержащий перечень трудов и самого автора .

III. Общеобразовательные и энциклопедические:

1. «Об образе мира, или мироустройстве» ( лат. Imago Mundi, de Dispositione Orbis ) — всемирная энциклопедия, в которой суммируются имевшиеся к тому времени исторические, космографические , этнографические , астрономические , метеорологические , философские и богословские сведения.

Имеет две редакции, первая из которых составлена около 1123 года, а вторая — не позже 1133 года . Исторические сведения содержит её третья книга, основными источниками для которой послужили труды Евсевий Кесарийского , Гая Юлия Солина , Амвросия Медиоланского , Иеронима Стридонского , Аврелия Августина , Павла Орозия , Григория Великого , Исидора Севильского и Беды Достопочтенного . В соответствии с августиновской периодизацией истории, Гонорий подразделяет её на шесть эпох: от Адама до потопа , от Ноя до Авраама , от Авраама до Давида , от Давида до вавилонского плена , от вавилонского пленения до Ирода Великого , и от Рождества Христова до современных хронисту времён. В то же время, следуя концепции Евсевия, он ещё и выделяет в рамках последней эпохи десять «периодов гонений»: от Нерона до Веспасиана , от Тита до Нервы , от Траяна до Адриана , от Антонина Пия до Гельвия Пертинакса , от Дидия Юлиана до Александра Севера , от Максимина Фракийца до Филиппа Араба , от Деция до Эмилиана , от Валериана I до Галлиена , от Клавдия Готского до Марка Аврелия Кара , и от императора Диоклетиана до германского короля Конрада III (1138—1152) .

Сохранившаяся во во многих рукописях, энциклопедия Гонория пользовалась широкой популярностью у потомков. Уже в 1245 году (англ.) выполнен был рифмованными октосиллабическими стихами её перевод на старофранцузский язык , в 1480 году переведённый на среднеанглийский и напечатанный в Лондоне Уильямом Кэкстоном .

2. «Собрание всех историй» ( лат. Summa totius Historiæ ) — краткий обзор важнейших событий мировой истории начиная с сотворения мира .

3. «Вереница римских понтификов» ( лат. Series Romanorum Pontificum ) — содержит краткие биографии пап с указанием основных событий времён их понтификата .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #119066548 // (нем.) — 2012—2016.
  2. от 29 октября 2021 на Wayback Machine // общий каталог Национальной библиотеки Франции
  3. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // VIAF — 2012.
  4. Foster N. R. от 1 ноября 2021 на Wayback Machine . — Portland, 2008. — p. 3.
  5. Weinrich L. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // Neue Deutsche Biographie . — Bd. 9. — Berlin, 1972. — S. 601.
  6. Foster N. R. от 1 ноября 2021 на Wayback Machine . — p. 4.
  7. Stanonik F. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // Allgemeine Deutsche Biographie . — Bd. 13. — Leipzig, 1881. — S. 74.
  8. Dunphy G. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden; Boston, 2016.
  9. Turner W. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia . — Vol. 7. — New York, 1913.
  10. Stanonik F. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // Allgemeine Deutsche Biographie . — S. 75.
  11. Weinrich L. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // Neue Deutsche Biographie . — S. 602.
  12. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters». — Bayerische Staats Bibliothek, 2012.
  13. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом. — М., 2000. — С. 224.
  14. Stanonik F. от 31 октября 2021 на Wayback Machine // Allgemeine Deutsche Biographie . — S. 77.
  15. Дюби Ж. Указ. соч. — С. 225.
  16. Гуревич А. Я. // Из истории культуры средних веков и Возрождения. — М.: Наука, 1976. — С. 67—68.
  17. Дюби Ж. Указ. соч. — С. 229.
  18. Там же. — С. 226.
  19. Там же. — С. 228.
  20. Foster N. R. от 1 ноября 2021 на Wayback Machine . — p. 75.
  21. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. — М.: Наука, 1989. — С. 101.
  22. Foster N. R. от 1 ноября 2021 на Wayback Machine . — pp. 79—81.

Издания

Переводы на русский язык

  • Гонорий Августодунский. Совокупность историй. Изображение мира / Пер. М. Б. Свердлова // Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. — Вып. I. Середина IX — первая половина XII в. — М.; Л.: ЛОИИ СССР , 1989. — С. 195—196.

Литература

  • Дюби Жорж . Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Пер. с фр. Ю. А. Гинзбург. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 320 с. — (Studia historica). — ISBN 5-7859-0125-0 .
  • Stanonik Franz. // Allgemeine Deutsche Biographie . — Band 13. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1881. — S. 74—78.
  • Endres Joseph Anton. . — Kempten: J. Kösel’schen, 1903. — vi, 78 s.
  • Turner William. // Catholic Encyclopedia . — Volume 7. — New York: Robert Appleton Company, 1913.
  • Weinrich Lorenz. // Neue Deutsche Biographie . — Band 9. — Berlin: Duncker & Humblot, 1972. — S. 601—602. — ISBN 3-428-00190-7 .
  • Flint Valerie Irene Jane. Ideas in the Medieval West: texts and their contexts. — London: Variorum Reprints, 1988. — xii, 322 p. — (Collected studies, 268). — ISBN 978-0860782162 .
  • Foster Nicholas Ryan. . Dissertation and theses. — Portland State University, 2008. — iii, 311 p.
  • Dunphy Graeme. // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.

Ссылки

Источник —

Same as Гонорий Августодунский