Лагуна-де-Терминос
- 1 year ago
- 0
- 0
Лагуна Аркашон или Аркашонский залив , также Басен-д’Аркашон ( фр. Bassin d’Arcachon или Laca d’Arcaishon на гасконском наречии ) — приливная лагуна на территории природной области Гасконских Ландов , во французском департаменте Жиронда региона Аквитании , между городами Ла-Тест-де-Бюш на юге, Леж-Кап-Ферре на западе и дельтой реки Лер на востоке. Только Аркашонская лагуна прерывает длинную полоску береговых дюн так называемого Серебряного берега длиной 250 километров, который начинается от эстуария Жиронды и заканчивается у реки Адур . В отличие от Больших озёр Ландов , лагуна Аркашон сообщается с Атлантическим океаном посредством аркашонских проходов (фарватеров) и по сути является небольшим внутренним морем , имея площадь 155 км² при полной воде прилива и 40 км² при малой воде.
В Аркашонской лагуне получило массовое распространение , рыбная ловля и морские прогулки.
Лагуна Аркашон расположена на территории края Пеи-де-Бюш , который, в свою очередь, является центральной частью природной области Гасконских Ландов , в равноудалении от её крайних точек — мыса Пуант де Грав и города Капбретон . Залив находится на юго-западе департамента Жиронда в 50 километрах от административного центра региона Аквитании , города Бордо . Залив имеет треугольную форму; в центре расположен Птичий остров , известный своими «хижинами на ходулях ».
Лагуна Аркашон связана с озером Казо ( фр. lac de Cazaux ) (посредством канала Казо) и с озером Лакано ( фр. lac de Lacanau ) (посредством канала Этан). В лагуну поступает пресная вода из впадающей в него реки Лер . Эта небольшая прибрежная река, имеющая длину 80 км, имеет исток в лесах Ландов и включается в водную систему бассейна Аркашона. Она приносит в лагуну постоянный поток пресной воды, что препятствует закупорке проходов залива песком, поступающим из океана.
В отличие от Больших озёр Ландов лагуна Аркашон открывается в Бискайский залив , а благодаря приливам и отливам большая часть воды в заливе обновляется дважды в сутки. Лагуна частично изолирована от океана посредством длинной песчаной косы, где расположен мыс (в виде намывной косы), а также песчаной дюной у Пилы и заповедником на отмели д’Аргуин. Выход в Атлантический океан представляет собой несколько проходов ( фарватеров ) общей шириной три километра, через которые происходит водный обмен между океаном и лагуной. Песчаные отмели имеют подвижный характер, поскольку постоянно перемещаются морским течением в ходе приливов/отливов. Сильные течения во время приливов/отливов существенно усложняют навигацию в лагуне.
Положение песчаных отмелей существенно меняется не только после сильных штормов , но и вследствие регулярных приливов/отливов (объём водного обмена между лагуной и океаном составляет ежедневно около 370 миллионов кубометров воды при средней скорости около 2 метров в секунду), намывающих песок в фарватеры проходов, а также морского течения (проходя вдоль французского побережья с севера на юг, оно несёт примерно 600 000 кубометров песка в год). По этим причинам судоходство в этих проходах сопряжено с особенной опасностью; регулярно случаются происшествия, в которых гибнут опытные моряки. Однако замечено, что структура и локализация фарватеров меняется циклически с периодом примерно 80 лет. Световое навигационное оборудование в заливе регулярно переносят, а морские карты требуют постоянного обновления.
В бассейне лагуны Аркашон мягкий климат; инсоляция наблюдается на протяжении всего года (в среднем 2100 часов в год). Зимы тут дождливые, но редко суровые. Снегопады наблюдаются, как правило, один-два раза в год. Однако осени и зимы в лагуне отличаются частыми и сильными штормами, во время которых навигация останавливается. Во время прохождения ураганов Клаус (2009 год) и Мартин (1999 год) фиксировались порывы ветра со скоростью выше 170 км/час.
Лето здесь обычно сухое и тёплое; редко бывает знойное. Часто во второй половине дня устанавливается морской бриз ; эпизоды сильной жары непродолжительны. Сильные бури, идущие из Бискайского залива , иногда достигают побережья лагуны (июнь 1987, июль 2003, сентябрь 2004) и причиняют существенный ущерб.
Среднегодовые температурные максимумы зафиксированы в пределах 11 — 12 °C для зимы и 25 — 26 °C для лета. Температура воды в заливе зимой составляет 13 — 14 °C, тогда как в океане она составляет 10 или 11 °C. Летом вода в заливе прогревается до 22 — 23 °C, тогда как в Атлантике она достигает только 19 — 21 °C.
Среднегодовое количество осадков колеблется от 800 мм в районе косы , до 1000 мм в Казо.
Вокруг лагуны располагаются следующие коммуны — город Аркашон , супрефектура округа Аркашон; Ла-Тест-де-Бюш , Гюжан-Местрас и Ле-Тейш образующие отдельный кантон ; , , , Андернос-ле-Бен , и Леж-Кап-Ферре , образующие также отдельный кантон. Птичий остров включен в состав коммуны Ла-Тест-де-Бюш.
Все эти коммуны входят в состав округа Аркашон , который был образован в 2007 году путём выделения из округа Бордо .
История бассейна лагуны Аркашон тесно связана с историческим прошлым края Пеи-де-Бюш . Первые следы расселения людей на этой территории датируются VIII веком до н. э. Вплоть до середины XIX века темп местной экономической активности задавали рыболовы, смолокуры и пастухи. В 1823 году в Аркашоне обосновался один из первых местных отельеров, Франсуа Легалайс , чтобы укрепить своё здоровье, принимая морские ванны. Развитие туризма в этом крае совпало с появлением здесь железнодорожной ветки в 1841 году. Массовое разведение устриц началось в заливе в 1860-х годах. Вплоть до 1950-х годов медики рекомендовали для борьбы с туберкулёзом воздушные процедуры в Зимнем городе (Виль-д’Ивер) Аркашона . Лагуна Аркашон является одной из самых посещаемых достопримечательностей французского региона Аквитании .
Экономическая активность в районе лагуны Аркашон сосредоточена главным образом вокруг и обслуживания туристов. Также здесь занимаются любительской рыбалкой и водными видами спорта. В окрестностях лагуны можно наблюдать множество видов птиц (для посещений открыт орнитологический парк в Тейше ).
Разведение устриц было начато в этом районе в XIX веке, после того как научились собирать устричную молодь на известковые черепичные плитки . Изначально в бассейне Аркашона разводили плоскую съедобную устрицу ( Ostrea edulis ). В 1920 году этот вид устрицы был уничтожен эпизоотией устричного вируса и вскоре ему на смену пришла так называемая «португальская» устрица ( Crassostrea angulata ), которая также погибла вследствие эпизоотии 1970 года. Для местной отрасли разведения устриц наступили очень тяжелые времена. К счастью, оказалась успешной попытка укоренения «японской» устрицы ( Crassostrea gigas ). В бассейне лагуны Аркашон на площади около 1800 га производится примерно 18 000 тонн устриц в год. Собранная на месте устричная молодь поставляется в различные другие районы выращивания устриц.
Лагуна Аркашон является самым крупным в Европе поставщиком устричной молоди. Большинство выращенных во Франции устриц происходят именно из бассейна Аркашона. Мягкая и качественная вода в лагуне, плодородный грунт и мягкий климат, обеспечивают идеальные условия для размножения вогнутых устриц (крёз). Ежегодно более 3 миллиардов молодых устриц отправляется отсюда на устричные фермы в Бретань , Нормандию , Шаранту и на Средиземноморское побережье .
Между тем, в последние годы наметилась устойчивая тенденция роста загрязнения вод лагуны Аркашон. Основными источниками загрязнения являются уплотнение проживания населения (к ливневым стокам примешиваются стоки из населённых районов и с транспортных магистралей, проходящих вокруг залива, и всё это попадает в лагуну), внесение удобрений и пестицидов на сельскохозяйственных участках, расположенных вокруг лагуны, морские увеселительные прогулки. Несмотря на то, что анализы, проведённые университетом Бордо не показали какой-либо биоаккумуляции загрязнений, употребление моллюсков регулярно запрещается специальными постановлениями префектуры , на основании различных тестов, производимых подразделениями французского института IFREMER . Производители устриц оспаривают достоверность таких тестов, выполняемых на мышах, и призывают к внедрению новых, более надёжных, испытательных технологий.
Бассейн лагуны Аркашон имеет четыре географических района выращивания устриц, распределенных между северной и южной сторонами залива. Расположение конкретного района оказывает влияние на вкус культивируемых в данном районе устриц, которые питаются планктоном в естественной среде:
Рыбу разводят в коммунах и Ле-Тейш . Для этого там сооружены водоёмы, изолированные от лагуны при помощи плотин.
Французский философ Жан-Поль Сартр в юности проводил летние месяцы в Аркашоне у бабушки с дедушкой и здесь же в 1914 году был определён в коммунальную школу , где, согласно воспоминаниям Сартра в автобиографической повести Слова , учитель держал его возле себя, чтобы «оградить мальчика от вульгарности». Также здесь отдыхали Франсуа Мориак по соседству, Ролан Доржелес и Пьер Бенуа , которых привлекал сюда прохладный бриз . Писатель Марсель Эме провёл год на вилле Такис в Кап-Ферре, с августа 1939 по август 1940 года. После этого он заказал постройку виллы Пукетте ( фр. villa Pouquette ) на косе, а драматург Жан Ануй , сдавший виллу Такис в аренду, заказал постройку виллы Рыбаков ( фр. Les Pêcheurs ) рядом с церковью.
В 1932 году супруги Морис и Жанна Пике заказали строительство роскошной виллы в пригороде Аркашона Пиле; она получит название villa Totsy . Дочь Жанны, Симона, часто приезжала сюда вместе со своим мужем, писателем Андре Моруа . Благодаря наличию железной дороги, Аркашон ещё в годы Прекрасной эпохи стал модным курортом и братья Перейр организовали строительство вилл у кромки берега, а также построили гостиницы и казино. После этого они начали застройку нового квартала Виль-д’Ивер (Зимний город), защищённого от сильных ветров. Итальянский драматург Габриэле д’Аннунцио провёл шесть лет, с 1910 по 1916 год, на вилле villa Saint-Dominique , расположенной на хуторе около знаменитой дюны у Пилы ; причём все эти годы он жил под псевдонимом, поскольку скрывался от своих кредиторов. Находясь в Аркашоне, он написал роман «Леда без лебедя», а также драму на французском языке «Мученичество Святого Себастиана», которую положил на музыку Клод Дебюсси , представив свою работу в Париже в мае 1911 года.
Входивший в группу парнасцев французский поэт Жозе Мария де Эредиа также обосновался в Аркашоне в 1913 году вместе с дочкой Луизой, которая была замужем за писателем Пьером Луи . После развода, в том же 1913 году, она купила вместе со своим новым супругом виллу, названную La Symphonie . Зато их зять, супруг её сестры Марии, поэт Анри де Ренье , не ценил достоинства этого курорта и очень редко наведывался в Аркашон. Мария очень любила Аркашон и после смерти своей сестры Луизы в 1930 году именно она унаследовала дом.
Французский писатель и режиссёр Жан Кокто поселился на противоположном берегу лагуны Аркашон в устричной деревушке Большой Пике, где он провёл время с августа по октябрь 1917 года. Его очаровало спокойствие и простоватость этого места. «Мы не встретили никого, кроме двух рыбаков, только солнце нагревало красивую дюну…», написал он в своих мемуарах. Пользуясь моментом, он купался, загорал, а также охотился и рыбачил. Он переехал в отель Шантеклер вслед за своим другом художником-кубистом из Бордо Андре Лотом , где они встретили композитора Жоржа Орика , писателя Раймона Радиге , а также супругов Жана и Валентину Гюго. На сохранившейся фотографии «курортной жизни в Пике» можно видеть Жоржа Орика, Жана Кокто и Жана Гюго, а также на заднем плане Раймона Радиге, Франсуа де Гуи и Рассела Грили.
Он писал своей матери: «С полудня и до 16 часов солнце настолько сильное, что мы сожгли ноги, сидя на балконе. Над столом, где я пишу тебе письмо, я нашёл настоящее ласточкино гнездо» .
Жан Кокто часто возвращался в Пике в период с 1918 по 1923 год вместе со своим юным приятелем Раймоном Радиге, который здесь написал часть своего романа « », а также закончил в 1923 году роман « ». Жан Кокто закончил здесь свою драму Le Baron Lazare , совместно с Радиге написал либретто «Поль и Вирджиния». Однако Радиге умер в Париже в 1923 году от брюшного тифа , без сомнения приобретённого здесь, в Аркашоне, и Кокто долгое время избегал Аркашонской лагуны. Он вернулся сюда только в 1937—1939 годах, уже со своим новым другом Жаном Маре . Находясь здесь, Кокто написал «Потомак» и начал «Адскую машину».