Этюд (изобразительное искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Движение «Новое изобразительное искусство» , ДНИИ ( индон. Gerakan Seni Rupa Baru , в соответствии с традициями индонезийской общественной лексики, весьма употребительным стало аббревиатурное название GSRB , англ. New Art Movement ) — объединение индонезийских художников- нонконформистов , существовавшее в 1975 — 79 годах, а также направление в индонезийском изобразительном искусстве , заданное творчеством этого объединения.
Для произведений ДНИИ — при существенном стилевом разнообразии авторов — характерно критическое отображение общественно-политических реалий режима Сухарто , процесса вестернизации Индонезии, сочетание националистических мотивов с нетрадиционными художественными формами и приемами, иногда — с элементами эпатажа . Они признавали форму таким же важным компонентом произведения, как и его идеологическое содержание .
Считается наиболее заметным проявлением андерграунда в культурной жизни Индонезии 1970-х годов , оказало большое влияние на последующее развитие национального искусства. Во второй половине 1980-х годов предпринимались попытки возрождения коллективной деятельности части представителей этого направления.
Предтечей Движения стало творческое объединение «Группа пяти молодых джокьякартских художников» ( индон. Kelompok Lima Pelukis Muda Yogyakarta ) , сформированное в 1972 году в индонезийском городе Джокьякарта — многие из концептуальных идей и художественных приемов «Пятерки» были впоследствии развиты в рамках ДНИИ .
В начале 1975 года состоялось знакомство членов «Пятерки» с бандунгским художником Джимом Супангкатом , который выступил инициатором проведения совместной выставки . Коллективной экспозиции работ пятерых джокьякартцев, Дж. Супангката и четверых других молодых бандунгских живописцев, устроенной в Джакарте в августе 1975 года, было дано название «Выставка нового изобразительного искусства». Организаторы подчеркивали принципиальную новизну своего творчества, заявляя о «смерти» предшествовавших ему форм современного индонезийского искусства — в помещении выставки в джакартском культурном центре «Таман Исмаил Марзуки» ( индон. Taman Ismail Marzuki ) были развешаны траурные венки с соответствующими надписями .
Наибольшее внимание критиков среди экспонатов получили работы от 8 апреля 2016 на Wayback Machine Дж. Супангката и «Расслабленная цепь» джокьякартца Харсоно ( индон. Harsono ). Первая, изображавшая легендарную правительницу средневекового яванского государства Маджапахит в расстегнутых приспущенных джинсах , подавалась как знак протеста против вестернизации Индонезии и засилья массовой культуры . Изображение обмотанных цепями матрасов на второй трактовалось как критика нарушения личных прав индонезийцев тоталитарным режимом Сухарто .
По итогам выставки, ставшей заметным событием культурной жизни Индонезии, её участники провозгласили создание нового художественного направления — Движения «Новое изобразительное искусство», приняв при этом уставный манифест, излагавший пять творческих принципов Движения. Концепция ДНИИ не предусматривала какой-либо строгой организации и наличия формального руководства. При этом его главными инициаторами, идейными вдохновителями и неформальными лидерами считались Дж. Супангкат и Харсоно .
Объединившись в Движение и присягнув на верность его идеологическим принципам, молодые художники сохраняли достаточно разнообразные жанровые и стилевые подходы. Основным направлением оставалась живопись , однако некоторые авторы создавали графические и скульптурные работы, а также первые в Индонезии художественные инсталляции .
Общим для участников ДНИИ было негативное отображение общественно-политических реалий современной им Индонезии, в частности, тоталитарных методов военного режима, форсированной модернизации и вестернизации. В то же время им были совершенно чужды левые убеждения и принципы социалистического реализма , распространенные среди деятелей искусства в предшествовавший период — при президентстве Сукарно. Окружающая действительность критиковалась с гуманистических , эстетических и, часто, с патриотических позиций .
Примечательно, что апелляция к исконным национальным ценностям не мешала художникам использовать совершенно нетрадиционные для Индонезии методы и приемы, частично заимствованные из арсенала западного андерграунда. Иногда творчество отдельных представителей ДНИИ приобретало эпатажные формы, например, приколотые к холсту насекомые или изображения, воспринимавшиеся многими как порнографические .
Костяком Движения был десяток основных участников выставки 1975 года, живших и работавших в основном в городах Джокъякарта и Бандунг. В последующем о принадлежности к нему заявляли новые художники, а некоторые из первоначальных создателей со временем отошли от творческой деятельности .
Официальной критикой и многими индонезийскими художниками старшего поколения деятельность Движения оценивалась весьма скептически, его идейная чужеродность и политическая неблагонадежность отмечалась должностными лицами сферы искусства и культуры. При том, что никто из участников объединения не был подвергнут репрессиям , многие из них испытывали постоянное давление различных контролирующих инстанций, трудности с организацией выставок и зарубежных поездок .
В 1979 году произошел самороспуск Движения. Большая часть участвовавших в ДНИИ художников продолжала после этого творческую деятельность, однако активность многих снизилась, коллективные экспозиции и собрания единомышленников больше не проводились .
Несмотря на достаточно непродолжительное существование ДНИИ оказало огромное влияние на культурную жизнь страны и последующее развитие национального искусства — некоторые исследователи вообще склонны считать Движение началом современного индонезийского искусства как такового . Многие из его участников продолжали активную творческую деятельность, в различной степени перекликавшуюся с принципами Движения — в частности, Харсоно остаётся (на 2010 год ) одним из наиболее плодовитых и популярных индонезийских художников . Немало мастеров младшего поколения восприняли идеи и художественные методы ДНИИ .
В 1980-е годы периодически возникали идеи в пользу воссоздания Движения. В июне 1987 года , накануне 12-й годовщины учреждения ДНИИ в Джакарте, в том же «Таман Исмаил Марзуки» состоялась выставка работ большей части участников выставки 1975 года под названием «Супермаркет мира фантазий» ( индон. Pasaraya Dunia Fantasi ), которая трактовалась многими критиками как возрождение Движения «Новое изобразительное искусство» . Однако в дальнейшем масштабных коллективных мероприятий в формате, хотя бы отдаленно напоминающем ДНИИ, не проводилось .
Творческое наследие Движения до настоящего времени активно изучается индонезийскими и зарубежными искусствоведами, а также некоторыми из его непосредственных участников . Так, наиболее полным источником информации о ДНИИ по состоянию на 2010 год является сборник публикаций, вышедший в 1979 году под редакцией Дж. Супангката .