Матусовский, Лев Моисеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдуард Моисеевич Путерброт (12 сентября 1940 года, Махачкала — 15 ноября 1993 года, Махачкала ) — дагестанский художник, член Союза художников СССР, лауреат республиканской премии ДАССР им. Г. Цадасы за картины «Мастер» и «Сельский концерт» и эскизы декораций к «Медее» Еврипида и «Сундук бедствий» Г. Цадасы., заслуженный деятель искусства ДАССР, участник выставок в СССР, Германии (Бланкенхайм, Ольденбург), Франции, Венгрии, Польше, Латвии. Произведения находятся в центральном театральном музее им. Бахрушина, Музее искусств Дагестана, ДГОМ, дирекции художественных выставок СССР, Художественном фонде РСФСР, в корпоративных и частных собраниях в России и за рубежом .
Трагически погиб 15 ноября 1993 года.
По данным Альбома-каталога произведений 1965—1993 годов :
Согласно Вильяму Мейланду , «Эдуард Путерброт был универсален: сценография, живопись, станковая графика, плакат, малая пластика». «Огромной театральной сценой художнику виделось все окружающее его с детства пространство страны гор. Дагестан питал его творчество постоянно.» По оценке критика, Путерброт опроверг известную формулу Киплинга — «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». У него Восток и Запад передвигались и совмещались. Он был редкостным знатоком культуры и искусства разноязыких народов Дагестана, но он также стремился видеть весь мир и жадно интересовался современным искусством, часто приезжал в Москву и другие художественные центры страны .
По словам московского искусствоведа Ивана Купцова: «Эдуард Путерброт, как никто другой, был верен дагестанским традициям, высокой культуре лучезарных, но тонких световых сочетаний. … Его творчество проницательно, образно, оно обладает масштабностью и эпичностью,…где каждая деталь преобразована его интуицией»". «Э.Путерброт понимал живопись не как музыку цветом, а как письменность цветом, и в этом его принципиальное отличие от беспредметности как эксперимента и цветоформообразования», — писал художник Юрий Августович .
Э.Путерброт работал над «переводом» на язык современного искусства символики старинных ритуалов, сакральных изображений, легенд Дагестана. Как отмечает искусствовед, арт-критик Виктор Мартынов, «Легенды, предания, мифы и сказки горских народов сплелись в его эстетическом сознании в тугой клубок импульсивных пристрастий, интуитивных озарений, неожиданных ассоциаций и хрестоматийных реминисценций» .
Журнал «Бизнес-Успех» объявил 2010 год годом Эдуарда Путерброта в Дагестане . Юлия Головешкина в статье, посвящённой 70-летию со дня рождения Э.Путерброта, описывает четыре выставки на разных арт-площадках республики .
Упоминаются следующие выставки и проекты:
Э. Путерброт входит в Единый художественный рейтинг и Международный художественный рейтинг Профессионального Союза художников России «10000 лучших художников мира» по признаку «категория не ниже третьей» . Сертификат Единого художественного рейтинга Профессионального Союза художников России свидетельствует о присвоении категории 3-А.
В 1977 году Эдуард Путерброт выступил художником-постановщиком художественного фильма « ».
Отец — Моисей (Вил ) Зиновьевич Путерброт, директор . Мать — Александра Терентьевна Путерброт , работала специальным корреспондентом ТАСС по Дагестану .
В 2020 году на доме № 2 по проспекту Ленина в Махачкале, в котором проживали Путерброт М. З., Путерброт А. Т., Путерброт Э. М., в их память была установлена мемориальная плита .