Interested Article - Троистая музыка

Ансамбль троистой музыки. Луи Дюмон. «Запорожская Сечь» (1884)
Троисти музыкы на украинской почтовой марке

Трои́стая му́зыка ( укр. троїста музика ), трои́сти музы́кы ( укр. троїсті музики , белор. траістыя музыкі ) — украинский и белорусский вид традиционного инструментального ансамбля , в состав которого в различных сочетаниях входят скрипка , басоля (или контрабас), бубен (или большой барабан), цимбалы , иногда гармонь .

Этимология

Троисти музыкы ( укр. троїсті музики ) дословно означает «тройственные музыканты», от формы единственного числа укр. троїстий — тройственный, и музи́ка — музыкант . На английский язык обычно переводится как trio of musicians .

Существует версия, что слово троистый происходит от праславянского trizna и связано с понятием обряда «тройной жертвы» — воде, земле и небу, который сопровождала музыка, призванная «объединить и сохранянить целостность Мироздания » (мир людей, богов и предков ) .

Описание

В основе ансамблей троистой музыки лежит единый принцип структурной взаимосвязи трёх музыкальных элементов:

  1. мелодического (с возможными гетерофонными вариантами);
  2. структурно-гармонического (аккомпанемента);
  3. ударно-ритмического (функции басоли) .

Чаще всего ансамбль состоял из скрипки, басоли и цимбал или бубна . По поводу количества музыкантов в ансамбле Игорь Мациевский отмечает, что оно колеблется от двух до пяти человек и даже более. Кроме того, название «троистая музыка» применяется к типу ансамбля, который в народе наряду с ним носит множество других названий , например: укр. весiльна, капела, велика музика, гудаки, гусляшi, банди . Ансамбль сопровождает пение, танцы, праздничные шествия, обряды. Распространён был на территории современной Украины, Белоруссии и соседних с ними регионов России .

На большей части Украины обычными инструментами были скрипка, басоля и бубен. На Западной Украине обычен иной состав — скрипка, цимбалы, бубен. Иногда в состав входила . Ансамбль появился в XVII веке , и на Украине просуществовал до середины XIX века .

Для белорусской традиционной народно-инструментальной культуры характерными являются небольшие по количеству участников ансамбли, состоящие из двух, трёх ( белор. дваістыя, траістыя ) или четырёх исполнителей. В их составе присутствовали скрипка и бубен, скрипка и гармоник, скрипка и жалейка, гармоник и бубен (или турецкий барабан), цимбалы и гармоник и др. Популярными были ансамбли, включающие скрипку, цимбалы, гармоник, барабан; а также скрипку, балалайку, гармоник, бубен или гармонь, кларнет, скрипку, барабан . Наиболее распространены были ансамбли, состоящие из , скрипок и цимбал . На Севере Белоруссии такой ансамбль включает в себя цимбалы, скрипку, гармонику, иногда другие инструменты (в прошлом — дуду) . В Белоруссии ансамбли известны с XVIII века. Существуют и сейчас, но несколько реже встречаются, чем до начала XX века . Среди современных белорусских коллективов троистой музыки наиболее известны «Крупiцкiя музыкi», «Харошкi», «Свята» .

См. также

  • Тараф — молдавский народный инструментальный ансамбль

Примечания

  1. Шиманский Н. В. от 30 января 2020 на Wayback Machine // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 41. — 2017. — С. 163.
  2. / Ю. Ю. Кондуфор (гл. ред.) и др.. — Наукова думка , 1983. — Т. 4. — С. 240.
  3. . — Издательство «Музыка», 1976. — С. 24. — 246 с.
  4. Троисти музыкы // Музыкальная энциклопедия. Том 5. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Стб. 612.
  5. // Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 553. — 672 с.
  6. Троисти музыкы // Энциклопедический музыкальный словарь. — М. : Большая Советская энциклопедия, 1959. — С. 275. — 328 с.
  7. Шнапир Г. от 1 августа 2020 на Wayback Machine // « Советская музыка », № 10, 1972. — С. 71.
  8. Беларускі фальклор. Энцыклапедыя ў 2-х тамах — Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2005 — Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. — С. 698.
  9. — Минск: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2018 — С. 153.
  10. Зінків І. Я. от 6 марта 2022 на Wayback Machine // Вісник Київського національного університету культури і мистецтв. (Музичне мистецтво). — Вип. 1. — 2018 — С. 7.
  11. , с. 21.
  12. Мациевский И. В. «Троиста музыка»: К вопросу о традиционных инструментальных ансамблях // Actes populares.— 14. — Budapest, 1985. — P.95-120.
  13. Волоткович В. М. (недоступная ссылка) // Аўтэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучэння, успрымання. Зборнік навуковых прац — Мінск: Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў, 2018. — Вып. 12 — С. 169
  14. Полянская Т. П. (недоступная ссылка) Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения — Одесса: Одесская национальная музыкальная академия им. А. В. Неждановой, 2016. — С. 154.
  15. Толкач И. Ф. от 25 января 2021 на Wayback Machine // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований, № 3 (9), 2015 — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2015. — С. 181.
  16. Ромодин А. В. Народные музыканты: аспекты этнокультурного взаимодействия // от 8 марта 2022 на Wayback Machine / Сост. Н. Н. Глазунова. — СПб.: РИИИ, 2016. — С. 119. — 238 с.
  17. , с. 16.

Литература

  • Троїста музика // (укр.) / Проф. Є. Онацький. Накладом Адміністратури УАПЦ в Аргентині. — Буенос-Айрес, 1966. — С. 1935.
  • Дрозда П. (укр.) // Студії мистецтвознавчі. — К.: ІМФЕ НАН України, 2008. — № 4 (24). — С. 27—34.
  • Зінків І. // Вісник Київського національного університету культури і мистецтв. (Музичне мистецтво). — Вип. 1. — 2018 — С. 6-17.
  • Мишуров Г. С. : Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. — Белорусский государственный университет культуры, 2003.
Источник —

Same as Троистая музыка