Хромосомные перестройки
- 1 year ago
- 0
- 0
«„Взгляд“ — битлы перестройки» — книга Евгения Додолева о программе « Взгляд », «в которой подробно анализируется феномен самого успешного российского телепроекта» . Слоган «Они играли на кремлёвских нервах» . Это рассказы «про ведущих „Взгляда“, нашпигованные телебайками и развенчивающие некоторые мифы о телепрограмме » .
Предисловие написал Михаил Леонтьев , который лаконично изложил концепцию :
Эта книга — собрание свидетельских показаний, по сути, перекрёстных допросов, препарированных автором. Это не только про «Взгляд» и взглядовцев. Это книга о журналистике. Через историю легендарного «Взгляда» и взгляд самих участников на эту историю.
Рецензенты подчеркивали: «„архив по теме“ собирался долго: беседы со „взглядовцами“ Женя Додолев записывал и публиковал начиная с конца 80-х» .
Изначально планировался выход книги в издательстве « АСТ », но в результате интриг некоторых персонажей произведения издатель поменял планы, и первый тираж был напечатан издательством « » в августе 2011 года . Выход был приурочен к началу 24-й Московской международной книжной выставки-ярмарки .
В интервью газете « Комсомольская правда », посвящённом второму переизданию книги, автор отметил, что название придумано с подачи Эдуарда Сагалаева . По словам журналиста, медиамагнат «упомянул об этом публично, в студии АСБ-4, где собрались телевизионщики для траурного эфира» после убийства Влада Листьева . « Книжное обозрение » согласилось, что «„Взгляд“ и The Beatles — действительно в чём-то очень схожи… и тех, и других было четверо, одних называли „ливерпульской четвёркой“, других — „взглядовской четвёркой“», и у телевизионщиков был свой Брайан Эпстайн .
« Комсомольская правда », называя автора «иконой перестроечной журналистики», писала, что «Додолев — и сам рок-звезда журналистики 90-х — заработал право выставлять оценки коллегам» . Рецензентами отмечалось :
Додолев сравнивает знаменитых ведущих «Взгляда» с « Битлз ». И это сравнение осмысленно. И даже провести параллели ведущих с музыкантами будет несложно. Кто-то… точно заметил: «Мир музыкой можно изменить только один раз. И это сделали „Битлз“». Так и «Взгляд» изменили телевидение и представление о журналистике.
К весне 2012 года при запросе в поисковых системах слова «битлы» , первой строкой предлагалось название книги, о чём автор рассказал в своём блоге на сайте газеты « Московский комсомолец » . Поздравляя с 75-летием одного из героев «Битлов перестройки» Анатолия Лысенко (в апреле 2012 года), телевизионщики наградили его этим титулом («вот они, как скажут позже, „Битлы перестройки“ — дух и сердце легендарной программы») . Газета « Правда », ошибочно приписавшая авторство книги Владу Листьеву ( убитому за 16 лет до её выхода) писала (23.07.2012): «и он сам, и прочие „битлы“ называли Лысенко „папой“» . При этом сам Евгений Додолев утверждает, что «пара фигурантов проявляли крайнюю обеспокоенность своим присутствием в книге» . Ряд эпизодов и фотографий были купированы и позднее опубликованы в журналах .
В репортаже программы «Время» с книжной ярмарки автор рассказал почему он взялся за работу над книгой :
Мне… надоело читать про «Взгляд», что это передача разрушила СССР… история переписывается на глазах, и этот проект становится каким-то мифом, и мифом неадекватным.
В от 17 сентября 2016 на Wayback Machine о выставке-ярмарке Додолев утверждал, что хочет демифологизировать передачу «Взгляд».
Второе издание последовало спустя два месяца после первого — в ноябре 2011 года .
На презентации второго издания в Торговом Доме « Библио-Глобус » один из героев книги Владимир Мукусев упрекнул автора в том, что на обложке книги представлены не только ведущие «Взгляда», но и режиссёры проекта, после закрытия передачи возглавившие телеканалы — ТВ-6 ( Иван Демидов ) и ОРТ ( Константин Эрнст ) . Мукусева в полемике поддержал и Александр Политковский , считающий, что этим персонажам «не место» на обложке мемуаров о программе . Рецензенты отмечали при этом, что «книга написана с нежностью» про «юных, талантливых, ярких, самоотверженных, обаятельных, что выросли, перестроились и удобно приспособились к миру, в котором место светлых мечтаний занято баблом, все погибли» .
Олег Кашин в интервью «Комсомольской правде» (2020 года) подчеркнул :
Додолев, тоже некоторое время бывший одним из ведущих «Взгляда» назвал книгу «Битлы перестройки». Буквально ведущие «Взгляда» были аналогом «Битлз» — я здесь с ним абсолютно соглашусь
В наше время развелось немало «исследователей», которые готовы писать о ком угодно, не имея при этом ни малейшего понятия о сути той деятельности, которой занимался объект их повествования. В отличие от них, Евгений Додолев лично знал Владислава Листьева, сотрудничал с программой «Взгляд», сам был инициатором множества успешных медийных проектов, общался с виднейшими деятелями горбачёвской и ельцинской эпохи. Так что в его компетентности и умении интересно изложить известные ему факты читатель может не сомневаться
В выпуске передачи « Рождённые в СССР », посвящённом выходу книги, ведущий Владимир Глазунов от 19 сентября 2016 на Wayback Machine внимание зрителей, что Воеводин причисляет автора к «литературным экстремистам». Дмитрий Быков представлял автора как «без преувеличения легенду нашего цеха, одного из тех, кто создал современный облик российской прессы» .
Антон Антонов-Овсеенко в своей рецензии акцентировал внимание на «точных, убийственных характеристиках Влада Листьева и других теле-кумиров» .
Татьяна Москвина в газете « Аргументы недели » писала :
Это довольно сумбурный, но увлекательный рассказ о самой популярной перестроечной телепередаче, в которой когда-то и сам автор участвовал лично. Неповторимое перестроечное телевидение делалось занятными людьми, и читать о них интересно. Славное героическое прошлое бросает на их — ныне потускневшие — лица красочные и горячие отсветы.
Александр Кондрашов в своей рецензии (« Литературная газета ») отметил :
Эта книга мне так понравилась, что захотелось написать о ней книгу. О том времени, которому она посвящена. Уже много написано, но ещё одну. Вдохновил автор. Первое, что вдохновляет: произведение Евгения Додолева пропитано любовью. К тем людям, которые друг друга не любили. Но каждый из которых был-есть достоин любви. И ненависти. И зависти, иногда и презрения. И скорби. Она прошита страстным желанием рассказать правду.
Отар Кушанашвили охарактеризовал книгу как «конфуциански-магометанский конгломерат» и утверждает, что автор пишет о каждом из персонажей так, что «причиняет приливы крови к голове» .
Игорь Воеводин в отклике на книгу подчеркнул :
От Додолева ждали скандала, а получили Рабле , впавшего в целомудрие.
В продолжение была выпущена книга « Влад Листьев. Пристрастный реквием », в рецензии на которою Андрей Добров отметил, что автор ушёл «от понятия каноничности», описывая героя повествования и отмечает :
Место этой книге на полке учебников по журналистике — как по фактуре, в ней собранной, как по осмыслению этой фактуры, так и по стилю. Евгений Додолев пишет, как говорится, «с яйцами» — из текста так и «прёт мужик». И поэтому автор часто принимает правила чисто мужской игры — описывая не столько людей, участвовавших в Перестройке ЦТ, сколько образы, которые они в тот момент создавали
Рецензенты констатировали: «здесь нет сведения счетов и попыток обозначить роль личности автора в истории» и «даны удивительно точные характеристики» .
Кирилл Разлогов утверждает :
Книга читается как занимательный роман, чем-то напоминая «Берлин, Александерплац» Альфреда Дёблина , рваный монтаж книг Джона Дос-Пассоса или отечественную экспериментальную литературу постоктябрьского времени. Этот своеобразный авангардизм является признаком, с одной стороны, авторской позиции, а с другой — нового мозаичного телевизионного контекста, в котором Евгений Додолев прожил значительную часть своей жизни. Эта технология ещё и показательна как своеобразное разбитое на осколки зеркало нашего времени.
« Литературная газета » писала, что «после прекрасных, пристрастных „Битлов перестройки“ это грустное исследование (расследование) должно было появиться. Не могло не появиться… „Низкие истины“ второй „битловской“ книги Евгения Додолева о жизни и смерти „Взгляда“ не низкие, а просто истины. Печальные, вечные» .
При этом « Комсомольская правда » подчеркивала: что эта вещь — «никак не разоблачительные мемуары» .
« Парламентская газета » охарактеризовала обе книги как «сенсационные» .
Больше всего Додолева раздражают неподлинность, неискренность существования современных авторов, пишущих в ЖЖ и Твиттер . Этим формам досуга он противопоставляет высокую школу репортажа «Взгляда» и бескомпромиссную борьбу за эфир.