Interested Article - Ибн Кулляб
- 2020-04-08
- 1
Абу́ Муха́ммад Абдулла́х ибн Саи́д аль-Катта́н , известный как Ибн Кулля́б ( араб. ابن كلاب ; ум. ок. 855) — исламский богослов из Басры . Участвовал в дискуссиях по вопросам атрибутов Аллаха и сотворённости Корана . Разработанная им доктрина легла в основу ашаритского учения.
Биография
Его полное имя: Абу Мухаммад Абдуллах ибн Саид ибн Кулляб аль-Каттан ат-Тамими. О его жизни очень мало информации. У него был брат, известный хадисовед, Яхья ибн Саид аль-Каттан. Жил во время правления халифа аль-Мамуна
Изучал Коран, фикх и мусульманскую ересиологию . Известно, что он принимал участие в диспутах о сотворённости Корана, которая проходила во времена «испытания» ( михна ) . Ибн Кулляб не стеснялся использовать калам, чтобы опровергнуть мутазилитов, джахмитов, антропоморфистов, за что он подвергся критике имама Ахмада ибн Ханбаля, который был против использования калама, в том числе и для суннитских убеждений.
По мнению большинства биографов Ибн Кулляб умер в 855 году .
Учение
Разработанная им доктрина была компромиссной между доктриной мутазилитов , утверждавших о сотворённости Корана и доктриной асхаб аль-хадис , которые заявляли о несотворённости речи Бога ( каламуллах ) и его повествование ( ибара ). Согласно доктрине Ибн Кулляба Божественная речь состоит из смысла откровения и его произношения. Произношение Божественного откровения может меняться ы зависимости от языка, а содержание откровения остается неизменным. Из этого он сделал вывод, что произношение откровения создано, а его содержание не сотворено. Таким же образом, он проводит различие между сотворенностью «чтения» ( кираат ) и несотворенностью «читаемого» ( макру ). По мнению , Ибн Кулляб разработал эту теорию для того, чтобы асхаб аль-хадис мог выдержать во время гонений (михны) .
Ибн Кулляб внёс большой вклад в исламское богословие. Он написал книгу об атрибутах ( сифат ) Аллаха. Согласно его учению, упоминаемые в Коране имена Аллаха «Знающий» (аль-Алим), «Мощный» (аль-Кадир), «Живой» (аль-Хаий) соответствуют таким атрибутам как «знание» (ильм), «власть» (кудра) «жизнь» (хаят). Ибн Кулляб признал, что эти атрибуты не существуют вне Бога, но существуют в своей сущности (зат). Фраза Ибн Кулляба о том, что атрибуты Бога одновременно «идентичные и не идентичные с ним» были было воспринято мутазилитами как серьезное нарушение исламского принципа Единобожия ( таухид ) . По словам мутазилитов, Ибн Кулляб развил свою доктрину под влиянием христианства. Йозеф ван Эсс указывает на то, что формула одновременной тождественности и нетождественности соответствует христианской доктрине о Троице . Ибн Кулляб применил эту формулу на аяты муташабихат , в которых упоминаются Божественный лик, руки, глаза и т. д..
Среди учеников Ибн Кулляба в Багдаде был аль-Харис аль-Мухасиби (ум. 857), последовавший за ним в богословских вопросах. Учение Ибн Кулляба оказало влияния на таких известных богословов как Мухаммад аль-Бухари , Абуль-Хасан аль-Ашари , Ибн Хаджар аль-Аскаляни и др . Куллябитская школа ( куллябийя ) со временем была вытеснена ашаритской школой калама, которая, в вопросах сотворённости Корана и божественных атрибутов, использует учение Ибн Кулляба.
Библиография
Ибн Кулляб является автором книг по исламскому богословию, которые не дошли до наших дней. Отрывки из его книг сохранились в работах ашаритов (например «Малакат» аль-Ашари) .
- Китаб ас-сифат ( араб. الصفات ) — Книга атрибутов (Аллаха);
- Ар-Радд аля аль-мутазила ( араб. الرد على المعتزلة ) — Опровержение мутазилитов;
- Ар-Радд аля аль-хашавийя ( араб. الرد على الحشوية ) — Опровержение хашавитов ;
- Хальк аль-афаль ( араб. خلق الأفعال ) — Сотворение действий;
- Ат-Таухид ( араб. التوحيد ) — Единобожие.
Примечания
- ↑ .
- , с. 182.
- , с. 187.
- , с. 188.
Литература
- / van Ess, J. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- Josef van Ess. Ibn Kullāb und die Miḥna. — 1967. — С. 92-142.
- Josef van Ess. Theologie und Gesellschaft im 2. und 3. Jahrhundert der Hidschra. Eine Geschichte des religiösen Denkens im frühen Islam. — Berlin: De Gruyter, 1991-97. — Т. IV. — С. 179-196.
- W. Montgomery Watt, Michael Marmura. Der Islam II. Politische Entwicklungen und theologische Konzepte. — Stuttgart, 1985. — С. 285-288.
Ссылки
- . at-tawhid.net. Дата обращения: 29 января 2015. Архивировано из 3 марта 2016 года.
- 2020-04-08
- 1