Свято-Троицкий собор (Хотимск)
- 1 year ago
- 0
- 0
Свято-Троицкий храм ( араб. الثالوث المقدس الكنيسة الأرثوذكسية الروسية في كوريبا , фр. Église orthodoxe russe de la Sainte-Trinité ) — ныне не сохранившийся православный храм в Хурибге , Марокко . Располагался при фосфатном горно-обогатительном комбинате , построенном при французском протекторате , состоял в юрисдикции Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе (до 1946 года), Западноевропейского экзархата Московского Патриархата .
В 1930 году возник храм в честь Живоначальной Троице по инициативе русской общины, инициатором выступил иеромонах , впоследствии архимандрит Варсонофий (Толстухин) , настоятель Церкви Воскресения Христова в Рабате и благочинный русских церквей в Северной Африке. Правление фосфатных копей передало под устройство храма для местных рабочих из числа русских эмигрантов пустующий барак, бывший прежде католической церковью . Русские прибывали из Туниса , Франции , Югославии и Болгарии , среди них были военные Иностранного легиона , моряки Русской эскадры из Бизерты , инженеры и другие эмигранты разных сословий.
Нередко общины возникали возле заводов, где работали русские. Такой случай имел место в Марокко, в городе Курибге. Некоторые из (заводских церквей) были малочисленны и не могли содержать священника, другие приглашали их изредка и тут встало два трудных вопроса: недостаток духовенства и его полная необеспеченность. Из России… выехало всего полпроцента священников.
— Ковалевский, Пётр Евграфович . Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920—1970) / Etudes russes. Paris: Libr. des cinq continents, 1971. 347 с.
Освящение храма совершил посетивший Хурибгу в 1932 году митрополит Евлогий (Георгиевский) , в ведение которого, как французское владение, входило и Марокко . Добрые отношения с местной католической иерархией сложились у русских с первых дней их приезда в Марокко, когда митрополит Евлогий посещал свою североафриканскую паству, он также заметил добрые отношения между христианами двух обрядов:
Встретили меня в Курибге торжественно. Инженеры завода во главе с директором… стояли на перроне… наутро я служил обедню, которую (директор) выстоял до конца. Потом местная русская колония устроила скромный завтрак… застольная речь отличалась сердечностью. «Прежде русские были наши союзники, теперь они наши братья…» — сказал (директор)… В конце завтрака (он) попросил меня съездить на кладбище: — У одного инженера недавно умерла жена, сделайте доброе дело, помолитесь на ее могиле, это его утешит… — При прощании (директор) благоговейно сложил руки и сказал: "Благословите меня, как вы благословляете своих…
— Евлогий (Георгиевский) . Путь моей жизни
Курибга — огромное предприятие по добыванию фосфатов… Один из директоров М. de Sainte Mare, племянник маршала Лиоте , относился к русским превосходно. Заводское управление дало нам помещение католической церкви… и русские устроили там маленькую церковь… Завод дал батюшке квартиру и положил 500 франков ежемесячного пособия, но, дабы эту выдачу провести по книгам, формально зачислил его служащим в заводской конторе
— Евлогий (Георгиевский) . Путь моей жизни
В помощь отцу Варсонофию митрополит Евлогий прислал из Парижа клириков : иеромонахов Авраамия (Терешкевича) , который прибыл в 1930 году и служил до 1937 года настоятелем церкви в Хурибге, после чего вернулся во Францию) .В 1937 году иеромонаха Авраамия сменил целибатный священник Михаил Ярославцев, будущий архимандрит Митрофан .
В 1931 году впервые за современную историю Марокко пасхальное богослужение совершалось сразу в трёх городах: Рабате , Хурибге и Касабланке . Многие годы в основных приходах Марокко: в Рабате и в Хурибге до 1943 года совершались ежедневные богослужения, в Касабланке — два раза в месяц, в Кенитре — один раз в месяц.
Вот какое описание церкви, оставил игумен Митрофан в 1948 году: «Храм наш… вмещает до 150 человек, деревянный на каменном фундаменте; пол мозаичный, крыша железная; звонница с двумя колоколами и над нею большой голубой купол со звездами и восьмиконечным крестом. Внутри просторно, светло, чисто; прекрасно исполнена иконопись» .
После обретения независимости Марокко в 1956 году , по причине выезда русских из Хурибги храм был закрыт. Очевидцы из числа советских граждан, побывавшие в этих местах, видели его пустующим. В архиве российского торгового представительства в Рабате хранилась фотография группы специалистов из СССР , работавших на фосфатном предприятии в Хурибге, где за их спинами видна деревянная русская церковь .
Само здание деревянной церкви сохранялось до 1972 года, пока не погибло во время пожара в ночь с 16 на 17 ноября . Незадолго до пожара церковь была передана марокканскими властями в ведение Карфагенской митрополии Александрийской Церкви. В настоящее время на месте церкви разбит небольшой сквер.