Успенская церковь (Александров)
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы ( Успе́нский храм ) — приходской храм Северо-Африканской епархии Патриаршего экзархата Африки Русской православной церкви , расположенный в городе Касабланка , Марокко .
Построен в 1958 году. Располагается в округе района Анфа по адресу улица Блида, 13. В середине XX века являлся центром администрации общин РПЦЗ в Северной Африке .
В 2012 года храм проходил по судебному делу о его незаконной продаже. В настоящее время в храме возобновлены богослужения, хотя судебная тяжба ещё не окончена.
Православный русский приход в Марокко возник в 1927 году , когда митрополит Евлогий (Георгиевский) по просьбе проживающих в Рабате верующих прислал туда из Парижа иеромонаха Варсонофия (Толстухина) . В 1930 году в Марокко служило уже три иеромонаха, два из которых проживали при рабатском храме Воскресения Христова , а один — при Свято-Троицком храме в Хурибге . Согласно архивным данным, в 1931 году пасхальное богослужение совершалось впервые сразу в трёх городах: Рабате, Хурибге и Касабланке .
Несколько лет богослужения в Касабланке совершались на квартирах верующих, в протестантском храме и в «Русском клубе» . Почти каждый месяц для этого из Рабата в Касабланку приезжал иеромонах Александр (Тюменев) или отец Варсонофий.
В 1933 году во временном помещении по адресу Лотарингский бульвар , дом 29, была устроена домовая церковь в честь Успения Божией Матери, вмещавшая до 50 человек . Службы стали совершаться два раза в месяц. Вслед за княгиней ядро русской православной общины Касабланки пополнилось в 1930-х годах другими известными личностями: хирургом И. П. Алексинским и адмиралом А. И. Русиным . В обустройстве приходской жизни принимали активное участие супруги Подчертковы и фон Котен, Л. А. Фрибес, С. И. Рыженков, В. Ф. Мамонтов, З. Н. Шкотт, Л. В. Цисвицкий.
Успенский приход был частью общемарокканского русского православного прихода с центром в Рабате при Воскресенском храме (приход имел юридическое лицо в виде Eglise orthodoxe russe et foyer russe au Maroc с отделениями по всему протекторату). Поэтому в Касабланке так же, как и в Рабате, действовал благотворительный комитет по принципу кассы взаимопомощи .
После Второй мировой войны руководство общемарокканского прихода во главе с архимандритом Варсонофием вслед за митрополитом Евлогием приняло решение о переходе в юрисдикцию Московского Патриархата . Все русские священнослужители Марокко подчинились этому решению. Однако не согласными с ним оказались многие члены прихода, в том числе актив касабланкского отдела во главе с адмиралом Русиным и княгиней Урусовой, возмущённые принятием отцом Варсонофием советского гражданства. Во время состоявшегося в феврале 1948 года общего собрания в Рабате эта группа оказалась в меньшинстве. А приехавшие к тому моменту из Европы перемещённые лица , желавшие принять юрисдикцию РПЦЗ и выступавшие против любой связи с Москвой, не были допущены к участию в собрании самим Русиным .
В марте 1948 года Русин и Урусова создали другую ассоциацию Communauté et Eglise orthodoxe russe au Maroc , закрепив за ней имущество Успенской домовой церкви на Лотарингском бульваре. Не получив священника из Парижа от архиепископа Владимира , они по совету последнего обратились к митрополиту Анастасию , председателю зарубежного Синода . РПЦЗ решила направить в Марокко своего представителя. Основными кандидатами, для которых были получены марокканские визы, оказались протоиереи Александр Киселёв , отказавшийся от назначения, и Митрофан Зноско , хорошо знакомый перемещённым лицам по служению в барачной церкви DP-лагеря . Последний и приехал в Касабланку в сентябре 1948 года.
До приезда отца Митрофана касабланкский приход уже полтора года жил без своего священника (из Рабата священников не принимали) . Но каждое воскресенье в Успенской церкви молитвословия совершали миряне, бывшие прихожане отца Митрофана по Мёнхегофу: Е. И. Евец с устроенным им хором, В. И. Травлев.
По состоянию на март 1952 года Успенский приход в Касабланке с тремя домовыми храмами объединял 800 человек, проживающих в Касабланке и на юге от неё. В приходе РПЦЗ в Рабате насчитывалось около 200 человек, проживающих в Рабате и на севере от него. В это же время Воскресенский «советский» приход объединял во всех городах Марокко не более 120 человек .
С 1970-х годов в связи с тем, что прихожан почти не осталось, Русская Зарубежная Церковь более не назначала в Касабланку настоятеля. Храм с тех пор окормлялся приезжающим 1-2 раза в год священником РПЦЗ из Западной Европы.
В 1978 году приходская территория была передана РПЦЗ в аренду православной семье Гнедичей с целью сохранить храм и оставить возможность для совершения в нём редких богослужений. В связи с отъездом Гнедичей в Париж на постоянное место жительства в 1986 году Западно-Европейская епархия РПЦЗ была вынуждена заключить аренду на тех же условиях с марокканским гражданином , почётным представителем Верховного комиссара ООН по делам беженцев . С тех пор на территории прихода располагался офис этой организации .
В 1990-е годы растущую общину Успенского храма окормлял священник РПЦЗ Николай Семёнов. С 2000 года, несмотря на неоднократные обращения к нему со стороны православных жителей Касабланки, он ни разу не приехал в Марокко для совершения богослужений .
С 2002 года Успенская церковь окормлялась священником Андреем Прониным, настоятелем греческого храма Касабланки (Александрийский Патриархат), совершавшим в ней регулярные богослужения для все возраставшей русскоговорящей православной общины города .
С 2005 года в рамках переговоров, завершившихся в 2007 году подписанием Акта о каноническом общении , Отдел внешних церковных связей с участием Генконсульства России в Касабланке помогал РПЦЗ в решении имущественного вопроса вокруг Успенского храма. Результатом этого сотрудничества стало, в том числе, взаимное согласие о том, чтобы в Касабланку для совершения богослужений периодически выезжали священники Московского Патриархата, настоятели Воскресенской церкви Рабата.
В начале 2000-х Николай Семёнов, уже лишённый к тому времени сана за уход в раскол, воспользовавшись подложными удостоверениями, выданными в 2002 году бывшим епископом Каннским Варнавой (Прокофьевым) , перезаключил договор об аренде помещений Успенского прихода в Касабланке, в 2004 году тайно изменил устав приходской ассоциации, а в конце декабря 2011 года — начале января 2012 года при содействии двух лиц, не имеющих отношения к Успенскому храму, без ведома и вопреки воле православной общины города оформил документы о продаже Успенского храма марокканской предпринимательнице, целью которой является снос храма и строительство на его территории делового здания .
Последнее богослужение было совершено в нем в день памяти преподобного Серафима Саровского 2/15 января 2012 года священником Московского Патриархата Максимом Массалитиным из Рабата. Незадолго до прекращения богослужений в храме усилиями верующих был совершён ремонт.
1 февраля 2012 года в храм вошли нанятые Семёновым марокканские рабочие, разломали ценный иконостас, отодрали от стен старые иконы и попытались вынести святыни храма в неизвестном направлении, но были остановлены арендатором приходских помещений. 16 февраля срочно прибывший в Касабланку архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) , в ведении которого находится Успенский храм, вместе со священником Максимом Массалитиным, настоятелем русского Воскресенского храма в Рабате, подали жалобу в полицию и генеральному королевскому прокурору Касабланки .
4 июня 2012 года в Касабланке прошла санкционированная властями манифестация против сноса храма .
18 июля 2013 года в день памяти преподобного Сергия Радонежского храм был возвращён в досудебном порядке приходу этого храма. Через день покупатель вернул большую часть храмовых святынь. В течение недели верующие приводили в порядок церковь перед первым молебном. Впрочем, храм нуждается в помощи реставраторов. Первое после возвращения храма богослужение состоялось в день 1025-летия Крещения Руси .
23 марта 2015 года в храме совершил богослужение Папа и Патриарх Александрийский Феодор II .