Interested Article - Клюни III

Клюни III — выражение, используемое для обозначения третьего этапа строительных работ во французском аббатстве Клюни (департамент Сона и Луара ), проводившихся на рубеже XI—XII веков. Главным достижением этого строительства стал центральный храм обители, полностью разрушенный в начале XIX века. До наших дней дошло лишь менее 10 % бывшего храма. Со времени своей постройки и до возведения собора Святого Петра в Риме был крупнейшей церковью Европы .

История

Жан Батист Лаллеман (1710-1805). Вид аббатства Клюни в 18в. Акварель. БНФ, Париж

Гигантская базилика , оказавшая сильное влияние на романский стиль в архитектуре, была сооружена в XI—XIII веках и явилась третьим по времени сооружения главным храмом аббатства (отсюда и данное ей впоследствии наименование — Клюни III). Строительство нового главного храма аббатства было крупным событием — базилика обрела известность не только благодаря новаторской для своего времени архитектуре, но и благодаря богатому внутреннему убранству: скульптуре, мозаике, резьбе карнизов и капителей . Строительство выполнялось по заказу аббата Гуго , авторство общей композиции храма приписывается монаху Гунзону . В 1125 году свод здания обрушился; его удалось восстановить лишь пять лет спустя . К 1130 году было завершено лишь строительство центрального нефа, тогда же было начато строительство притвора и северного рукава трансепта . В конце XII — начале XIII веков строительство прерывалось, и притвор, завершённый в 1220 году , был построен уже в готическом стиле .

Храм был закрыт вместе со всем аббатством Клюни в 1790 году , во время Великой французской революции . Три года спустя здание было сожжено и разграблено крестьянами. Затем крыша собора была разобрана солдатами с целью извлечения из неё свинца для пуль. После продажи в 1798 году территории аббатства церковь на протяжении нескольких десятилетий использовалась как каменоломня . К 1820-м годам базилика была разобрана почти полностью, до наших дней дошло менее 10 % здания . При постройке нового здания был взорван и главный портал базилики — один из ценнейших памятников романского искусства .

Архитектурные особенности

План Клюни III (реконструкция)

Длина базилики составляла 187 м, высота — 30 метров, что делало её самой большой церковью Европы вплоть до строительства Собора Святого Петра . Базилика была пятинефной; центральный неф был крупнейшим по высоте (30 м) среди романских храмов, ширина его составляла 15 м. К западной части здания примыкал длинный трёхнефный нартекс . Базилика имела два трансепта (главный и придвинутый к алтарной части меньший) и большие хоры ; главная апсида храма имела обход — деамбулаторий, который опоясывали малые апсиды (апсидолы). Малые апсиды также дополняли трансепты с восточной их стороны . Широкий центральный неф был перекрыт цилиндрическим сводом. При сооружении свода строители применили новаторский приём, получивший впоследствии большое распространение в европейской храмовой архитектуре: своду с целью погашения бокового распора была придана стрельчатая форма . Аркады малых нефов также получили стрельчатые очертания. В стенах были прорезаны большие оконные проёмы. Церковь украшали пять башен — одна на средокрестье, две симметрично расположенные на главном фасаде, а также две над большим трансептом. К внешним стенам храма были пристроены контрфорсы , которые впоследствии широко применялись в готической архитектуре. Готический портал собора — самая новая часть храма — был богато украшен аллегорическими скульптурами .

Внутреннее убранство церкви не сохранилось. В центральной апсиде храма размещалась фреска «Христос во славе», уменьшенная копия которой была размещена в капелле Берзе-ла-Виль и дошла до наших дней .

Церковь послужила образцом для многих архитектурных сооружений романского периода .

Современное состояние

Сохранившаяся южная башня большого трансепта

До нашего времени дошли фрагменты южного крыла большого трансепта с колокольней (восьмиугольной в плане, высотой 31 м), часть восточного (малого) трансепта, остатки башен, окружавших портал церкви и нижние части притвора .

Примечания

  1. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М. : Изобразительное искусство, 1983. — С. 55. — 264 с.
  2. Mullins, Edwin. In Search of Cluny: God's Lost Empire. — Oxgord: Signal Books, 2006. — С. 127—141. — 245 с.
  3. Mullins, Edwin. In Search of Cluny: God's Lost Empire. — Oxgord: Signal Books, 2006. — С. 127. — 245 с.
  4. Романтическое искусство // / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2, книга первая. 30 января 2013 года.
  5. Горина Е. . сайт журнала «Наука и жизнь» (11 апреля 2012). Дата обращения: 11 февраля 2013. 26 июля 2012 года.
  6. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М. : Изобразительное искусство, 1983. — С. 54. — 264 с.
  7. . Портал «Об искусстве.ру». Дата обращения: 10 февраля 2013. 17 февраля 2013 года.
  8. Mullins, Edwin. In Search of Cluny: God's Lost Empire. — Oxgord: Signal Books, 2006. — С. 68. — 245 с.

Литература

  • Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М. : Изобразительное искусство, 1983. — 320 с.
  • Мулен, Лео. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.). — М. : Молодая гвардия, 2002. — ISBN 5-235-02450-8 .
  • Mullins, Edwin. In Search of Cluny: God's Lost Empire. — Oxford: Signal Books, 2006. — ISBN 1-933-34617-5 .

Ссылки

Источник —

Same as Клюни III