Джаз-фьюжн
- 1 year ago
- 0
- 0
Азербайджанский джаз — разновидность джаза , основанного на традициях мугама . Азербайджанский джаз зародился в Баку благодаря его основателю, музыканту и композитору Вагифу Мустафа-заде . В азербайджанском этно-джазе, или джаз- мугаме , в зависимости от фантазии исполнителей сочетаются новоорлеанские ритмы и музыкальные традиции Востока .
В начале XX века , когда город Баку , будучи известным как «производитель половины всей нефти мира», переживал экономический подъём, в Азербайджане стало появляться всё больше предприимчивых бизнесменов, архитекторов, купцов, учёных, а также деятелей искусства и иностранной культуры. Волна новой музыки, захлестнувшей весь мир, дошла и до Азербайджана . Из газетных статей того времени известно, что в ресторанах Баку играли «очень интересную музыку под непривычным названием — джаз» .
Однако это искусство было некоторое время предано забвению после прихода Советской власти , поскольку официально джаз считался чуждым для советских людей искусством .
История азербайджанского джаза берет своё начало с 30-х годов XX века. Первый джазовый оркестр в Баку в 1938 году создали знаменитые азербайджанские композиторы Ниязи и Тофик Кулиев , выступавший в молодости с первым джазовым оркестром СССР , оркестром Александра Цфасмана . Оркестр Кулиева и Ниязи, называвшийся «Государственным Эстрадным Оркестром» (его также называли «Государственный джаз»), стал основой азербайджанского джаза. В состав «Государственного джаза» входили три тромбона , пять саксофонов , три трубы , рояль , гитара и ударные инструменты . На первом концерте, наряду с джазовой классикой, исполнялись и пьесы самих Ниязи и Тофика Кулиева. Приблизительно в это же время на саксофоне исполнялись импровизации для лада мугам «Чаргях» . В 1941—1945 годах и после окончания Великой Отечественной войны руководителем Государственного Эстрадного Оркестра был Рауф Гаджиев . В 1945 в Баку гастролировал джаз-оркестр Эдди Рознера , ведущим солистом которого был саксофонист Парвиз Рустамбеков , один из первых джазовых импровизаторов в СССР.
После окончания Великой Отечественной войны , в 50 - 60 -х годах развитию джаза в Азербайджане сильный урон нанесла антизападная пропаганда СССР . В 1945 году джаз был запрещён Сталиным как «опасная капиталистическая музыка». Однако, несмотря на поставленные запреты, любители джаза слушали западные радиостанции, а после старались исполнить услышанное. В 60-х годах при поддержке и руководстве Кара Караева , Ниязи , Тофика Кулиева , Рауфа Гаджиева, в Азербайджане началась вторая жизнь эстрадной и джазовой музыки. « Гая », квартет Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде . В 60-х годах руководителем джазового оркестра радио и телевидения Азербайджана был Тофик Ахмедов, игравший до этого на саксофоне в московском оркестре Эдди Рознера . В его оркестре начинал свой творческий путь и знаменитый певец Муслим Магомаев . Будучи единственным солистом этого оркестра, Муслим Магомаев выступал с ним в составе советской делегации на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки.
С именами Вагифа Мустафазаде и Рафика Бабаева следует связать расцвет азербайджанского джаза 1960-х годов . Они экспериментировали, создавая единую музыку на основе джазовых ритмов и азербайджанской народной музыки .
Азербайджанский джаз и сегодня продолжает динамично развиваться. В Баку проводятся джаз-фестивали, семинары с участием западных джаз-музыкантов.
Большой вклад в развитии джазовой музыки Азербайджана принадлежит заслуженному артисту Азербайджана саксофонисту Раину Султанову. Он стал автором двух книг «Антология джаза в Азербайджане» (2004 г.) и «История азербайджанского джаза» (2015 г.) в которых проведён анализ исторического пути развития джаза в Баку от истоков до современности. Презентацией книги Раина Султанова «История азербайджанского джаза» был отмечен в Всемирный День Джаза в Баку представительством Юнеско в Азербайджане. В 2014 году Раином Султановым был создан международный проект «Voice of Karabakh» , объединивший этническую азербайджанскую, джазовую и классическую музыки, который стал музыкальным протестом всем войнам, насилию и агрессии. С данным проектом Султанов выступил на сценах Центра Гейдара Алиева, а также в Москве в дни, посвящённые Ходжалинской трагедии . Проект был записан в норвежской звукозаписывающей студии Rainbow.
С 2005 года в Баку начал свою деятельность журнал Jazz Dunyasi . Главный редактор журнала Лейла Эфендиева — представитель азербайджанского джаза в Баку и за рубежом, выступает и участвует на международных выставках и конференциях . Посредством журнала Jazz Dunyasi международные организации ближе ознакомились с историей, музыкантами и деятелями азербайджанского джаза. Журнал Jazz Dunyasi вошел в двадцатку лучших джаз журналов мира.
Первый джаз-фестиваль в Баку был проведён в 1969 году, и после 33-летнего перерыва эта традиция возобновилась .
В июне 2005 года в бакинской филармонии был проведён концерт-семинар при поддержке посольства Норвегии под названием «Baku Jazz Bridges», с участием музыкантов из США, Азербайджана и Норвегии .
В мае 2009 года в Джаз-центре Баку был проведён «Британо-азербайджанский джазовый саммит» с участием известных британских джазменов Кенни Уилера и Пола Кларвиса и их групп, а также таких азербайджанских музыкантов, как Шаин Новрасли, Раин Султанов и других. В качестве официального спонсора мероприятия выступила компания «Британские Авиалинии» .
Азербайджанские исполнители джаза являются участниками и победителями многих международных джаз-фестивалей и конкурсов, последним из которых стал международный джаз-фестиваль в Монтрё (Швейцария). На прошедшем с 3 по 18 июля 2009 года 43-м Джаз-фестивале в Монтрё Азербайджан в проекте «Восточные сладости» ( Eastern Delights ) представляли такие исполнители и группы, как трио Азизы Мустафа-заде, трио Эмиля Ибрагима, квартет Зульфигара Багирова, Исфар Сарабский , группа Бакустик Джаз во главе с Салманом Гамбаровым .
Одним из важных составляющих проходящего с ноября 2009 года по март 2010 года в Лондоне проекта «Бута: Фестиваль Азербайджанской культуры» является также азербайджанский джаз. Джаз в этом проекте представлен такими именами, как Шаин Новрасли и Исфар Сарабский . Первым по графику мероприятием, прошедшим в Куин Элизабет Холл в Лондоне ( Queen Elizabeth Hall ), стал проект «Нефть и Джаз» ( «Oil and Jazz» ) с участием ведущих исполнителей азербайджанского джаза — джаз-мугама . 25 ноября 2009 года Шаин Новрасли выступил в Куинн Элизабет Холл ( Queen Elizabeth Hall ) совместно с Яном Беллами ( Iian Bellamy ) и Тимом Гарландом ( Tim Garland ). 26 ноября того же года в «Клубе 606» в Лондоне прошло его выступление при участии Яна Беллами ( Iian Bellamy ), Тима Гарланда ( Tim Garland ) и Малколма Крисса ( Malcome Cresse ) . Другой исполнитель азербайджанского джаза — Исфар Сарабский выступил на сценах Лондона 7 и 9 декабря 2009 года .
В 2005 году основателем и генеральным директором Азербайджано-Британского СП «АзЕвроТел» Нури Ахмедовым был организован самый масштабный фестиваль Baku International Jazz Festival 2005, который стал ежегодным. На нём приняли участие музыканты из 12 стран мира, группы таких музыкантов, как Джо Завинул ( Joe Zawinul ) из Австрии, Бобо Стенсон, Мария Жоао, российский квартет Якова Окуня, саксофониста Грега Озби ( Greg Osby ), известных джаз-музыкантов и исполнителей из Азербайджана и многие другие. С 2005 года при поддержке Министерства Культуры и Туризма Азербайджана журналом Jazz Dunyasi были проведены масштабные фестивали, в которых приняли участие практически все звезды мирового джаза (Эл Джероу, Херби Хенкок, Маркус Миллер, Кенни Гаррет, Джошуа Редман, Даяна Кролл, Даяна Ривз, Авишай Кохен и многие другие).
Также в 2005 году журналом Jazz Dunyasi был запущен международный проект «I am Jazzman!» — конкурс молодых исполнителей джаза, победителями которого стали такие талантливые музыканты, как Исфар Сарабский, Риад Маммадов , Алина Ростоцкая и другие .
В 2016 году Баку джаз фестиваль вошел в Европейскую Ассоциацию Джаза (European Jazz Network EJN) .
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Азербайджанский джаз — яркий феномен, который не поддается четким определениям. Стили варьируются в зависимости от фантазии исполнителей. Одно из самых известных направлений — этно-джаз, или джаз-мугам, смешивающий новоорлеанские ритмы с музыкальными традициями Востока: колоритное сочетание, создающее удивительные цветистые формы… Все начиналось в Баку 30-х годов…
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
(недоступная ссылка)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)