С 1924 по 1964 год жил в бывшем охотничьем домике
князей-епископов
(нем.)
(
в Штейгервальде, а затем в течение двух лет в загородном доме своего друга в
(нем.)
(
(близ
Херсбрука
и
Франконских Альб
).
В 1929—1933 годы учился в
начальной школе
в
(нем.)
(
(вблизи
Вюрцбурга
). Затем перешёл в семинарию при
францисканском
монастыре в
Деттельбахе
. Здесь он сначала жил в семье своего крёстного отца и покровителя, члена
(нем.)
(
священника Леопольда Бауманна, а затем в самом монастыре. В 1934—1942 годах
учился и жил
в
Бамберге
в
гимназии
Alte, Neue and Deutsche Gymnasium вместе с
кармелитами
и религиозными сёстрами из
(англ.)
(
.
В 1951 году защитил диссертацию по теме «Поэзия
Ленау
как выражение метафизического отчаяния» и получил академическую степень доктора философии (
нем.
Doktor der Philosophie; Dr. phil
).
В 1951 году женился на протестантке Эльфи Тух, от брака с которой родилось трое детей — Катя (род. 1951), Барбель (род. 1958) и Томас (1959—1984).
Из-за этого брака епископ Вюрцберга
отлучил
Дешнера от церкви.
В 1956 году опубликовал свой первый роман «Ночь вошла в мой дом» (
нем.
Die Nacht steht um mein Haus
).
В 1957 году выпустил свою первую критическую книгу о религии «Что вы думаете о христианстве?» (
нем.
Was halten Sie vom Christentum?
). В том же году стал членом группы литературных критиков «Китч, конвенция и искусство» (
нем.
Kitsch, Konvention und Kunst
)
В 1958 году вышел роман «Флоренция без солнца» (
нем.
Florenz ohne Sonne
).
В 1962 году выпустил вторую книгу с критикой религии «Тогда запел петух второй раз. Критическая история церкви» (
нем.
Abermals krähte der Hahn. Eine kritische Kirchengeschichte
).
В 1970 году Дешнер заключил договор с издательством
(англ.)
(
о написании «
Криминальной истории христианства
», первые два тома которой вышли в 1986 году. Работу Дешнера финансово поддерживали его друг покровитель Альфред Шварц и основатель
(англ.)
(
предприниматель
(нем.)
(
. В 1989 году журнал
Der Spiegel
опубликовал рецензию на вышедшие тома, автором которой стал бывший профессор церковного права
Мюнстерского университета
(нем.)
(
покинувший
Римско-католическую церковь
в 1981 году.
В 2013 году вышел последний десятый том.
В 2004 году
(англ.)
(
учредил премию Карлхайнца Дешнера, награждаться которой будут люди или организации внёсшие «особый вклад в укрепление светской, научной и гуманистической мысли и деятельности».
Первым лауреатом премии в
2007 году
стал
Ричард Докинз
.
Дешнер был убеждённым
вегетарианцем
и неоднократно заявлял в интервью, что если бы имел возможность прожить жизнь ещё раз, то посвятил бы её вместо безнадёжной борьбы с христианством
борьбе за права животных
. Дешнер считал, что «Те, кто покидают церковь — луч надежды для меня; кто не ест животное — мой брат»
.
Дешнер критикуется учёными за ненаучный подход к исследованиям церковной истории.
В 1992 году в
(нем.)
(
города
Шверте
профессором
(англ.)
(
(нем.)
(
(нем.)
(
был организован и проведён симпозиум по темам затронутым Дешнером в первых двух томах «Криминальной истории христианства». По итогам мероприятия был издан сборник статей 23 докладчиков, в которых был представлен критический взгляд на подход Дешнера при разработке заявленной темы.
Однажды Дешнер объяснил, что побудило его заниматься критикой религии: «
Я пишу из враждебности. Потому что это история тех, кто сделал меня своим врагом
»
. В свою очередь профессор-
эмерит
церковной истории
Бамбергского университета
(нем.)
(
отметил:
«
Такая мотивация никогда не может стать основой для серьёзной
историографии
». Также Дензлер критикует работу Дешнера с источниками: «
Он не знаком с
источниковедением
, занимается однобокой подборкой литературы, истолковывает печатные источники в отрыве от контекста, отдельное событие рассматривает как общее, недобросовестно ссылается на источники, что не позволяет проверить написанное
».
И хотя Дензлер называл Дешнера «
самым эрудированным
адвокатом дьявола
»
, тем не менее он отмечал, что Дешнеру не доставало
(нем.)
(
и исторического суждения
.
Узость понимания феномена религии
Философ и теолог
(нем.)
(
критикует Дешнера за вытесненную религиозность, которая у него остановилась на сомнении. Мунарик полагает, что сосредоточенность Дешнера на религиозных догматах и отождествление религии и веры в Бога препятствует её универсалистскому пониманию, как у
Джордано Бруно
. Мунарк рассматривает церковную критику Дешнера, как то, что вызвано «трансформировавшейся агрессией», которая своими корнями уходит в его глубоко противоречивый внутренний мир.
Фатализм и мизантропия
Философ
(нем.)
(
обращает внимание на многочисленные пугающие афоризмы Дешнера, которые показывают человека «
озлобленного небрежного фаталиста, который полон тоски по смерти и убийствам
».
Антиамериканизм
Исследователь экстремизма, социолог и политолог
(нем.)
(
выступил с критикой книги Дешнера «Молох» (
нем.
Der Moloch
), отмечая, что она частично, хотя и не преднамеренно, основана на подложных источниках и
ультраправой
конспирологической
литературе, а по стилю изложения напоминает «
кампанейский дискурс
» (
нем.
Stammtisch-Diskurs
) и местами имеет антиамериканский настрой, поскольку утверждается, что «
американцы были хуже, чем нацисты
». Пфай-Траубер оценивает «Молоха» как «
в целом книгу искажающую даже столь презираемое им [Дешнером] государство, как „
Янки
“
»
.
Сочинения
Художественные
Die Nacht steht um mein Haus
. Roman. List, München 1956
Kirche und Faschismus
. Jugenddienst-Verlag, Wuppertal 1968,
(недоступная ссылка)
.
Das Kreuz mit der Kirche. Eine Sexualgeschichte des Christentums
. Econ, Düsseldorf 1974; überarbeitete Neuausgabe 1992; Sonderausgabe 2009,
ISBN 978-3-9811483-9-8
.
Kirche des Un-Heils. Argumente, um Konsequenzen zu ziehen
. Heyne, München 1974,
ISBN 3-453-00445-0
.
Ein Papst reist zum Tatort
. Hoffmann und Campe, Hamburg 1981,
ISBN 3-455-08201-7
.
Ein Jahrhundert Heilsgeschichte. Die Politik der Päpste im Zeitalter der Weltkriege
. 2 Bände. Kiepenheuer & Witsch, Köln 1982/83
erweiterte Neuausgabe in einem Band als:
Die Politik der Päpste
. Alibri, Aschaffenburg 2013,
ISBN 978-3-86569-116-3
.
Die beleidigte Kirche oder: Wer stört den öffentlichen Frieden? Gutachten im Bochumer § 166-Prozess
. Ahriman, Freiburg im Breisgau 1986,
ISBN 3-922774-05-9
.
Band 1:
Die Frühzeit. Von den Ursprüngen im Alten Testament bis zum Tod des hl. Augustinus (430)
Band 2:
Die Spätantike. Von den katholischen „Kinderkaisern“ bis zur Ausrottung der arianischen Wandalen und Ostgoten unter Justinian I. (527–565)
Band 3:
Die Alte Kirche. Fälschung, Verdummung, Ausbeutung, Vernichtung
Band 4:
Frühmittelalter. Von König Chlodwig I. (um 500) bis zum Tode Karls des Großen (814)
Band 5:
9. und 10. Jahrhundert. Von Ludwig dem Frommen (814) bis zum Tode Ottos III. (1002)
Band 6:
11. und 12. Jahrhundert. Von Kaiser Heinrich II. dem „Heiligen“ (1002) bis zum Ende des Dritten Kreuzzugs (1192)
Band 7:
13. und 14. Jahrhundert. Von Kaiser Heinrich VI. (1190) zu Kaiser Ludwig IV. dem Bayern (1347)
Band 8:
15. und 16. Jahrhundert. Vom Exil der Päpste in Avignon bis zum Augsburger Religionsfrieden
Band 9:
Mitte des 16. bis Anfang des 18. Jahrhunderts. Vom Völkermord in der Neuen Welt bis zum Beginn der Aufklärung
Band 10:
18. Jahrhundert und Ausblick auf die Folgezeit. Könige von Gottes Gnaden und Niedergang des Papsttums
Opus Diaboli. Fünfzehn unversöhnliche Essays über die Arbeit im Weinberg des Herrn
. Rowohlt, Reinbek 1987,
ISBN 3-498-01270-3
Der gefälschte Glaube. Eine kritische Betrachtung kirchlicher Lehren und ihrer historischen Hintergründe
. Knesebeck & Schuler, München 1988,
ISBN 3-453-01231-3
Unveränderte Neuauflage zum 80. Geburtstag: Knesebeck, München 2004,
ISBN 3-89660-228-4
.
Dornröschenträume und Stallgeruch. Über Franken, die Landschaft meines Lebens
. Knesebeck & Schuler, München 1989,
ISBN 3-926901-14-4
.
Oben ohne. Für einen götterlosen Himmel und eine priesterfreie Welt. Zweiundzwanzig Attacken, Repliken und andere starke Stücke
. Rowohlt, Reinbek 1997,
ISBN 3-499-60705-0
Für einen Bissen Fleisch. Das schwärzeste aller Verbrechen
. Asku-Presse, Bad Nauheim 1998,
ISBN 3-930994-10-0
.
Die Rhön. Heidnisches und Heiliges, Urtümlichkeit und Idyllik einer einsamen Landschaft
. Kleebaum, Bamberg 1998,
ISBN 3-930498-15-4
.
Memento! Kleiner Denkzettel zum „Großen Bußakt“ des Papstes im Heiligen Jahr 2000
. Rowohlt (rororo 60926), Reinbek bei Hamburg 1999,
ISBN 3-499-60926-6
.
Poeten und Schaumschläger – Von Jean Paul bis Enzensberger. 24 Aufsätze zur Literatur und Literaturkritik
. Rombach, Freiburg im Breisgau 2007,
ISBN 978-3-7930-9504-0
.
Über Karlheinz Deschner: Leben, Werke, Resonanz, eine Dokumentation zum Erscheinen von Band 3 der „Kriminalgeschichte des Christentums“. Kapitel „Biographische Notiz“, S. 19 ff. Rowohlt, 1990 (ohne ISBN).
↑
от 3 апреля 2016 на
Wayback Machine
, Webseite von Karlheinz Deschner
Nur Lebendiges schwimmt gegen den Strom
(1985), S. 5.
„Über den Autor“. In:
Ärgernisse
(1994), S. 92 f., hier S. 93.
(нем.)
(
.
//
Der Spiegel
. — 02.01.1989.
4 марта 2016 года.
Humanistischer Pressedienst:
от 4 июня 2016 на
Wayback Machine
, 23. Mai 2007
//
(нем.)
(
. — 2004. —
№ 7
.
4 марта 2016 года.
//
(нем.)
(
. — 2004. —
№ 11
. — P. 9-12.
4 июня 2016 года.
Serbian Academy of Sciences and Arts:
от 13 января 2016 на
Wayback Machine
, abgerufen am 20. Februar 2013
, Wissenschaftler werfen ihm jedoch unwissenschaftliche Arbeitsweise vor. [...] Wissenschaftler haben seine kirchengeschichtlichen Darstellungen unter manchen Aspekten als nicht akzeptabel bezeichnet..
Kriminalisierung des Christentums? Karlheinz Deschners Kirchengeschichte auf dem Prüfstand / herausgegeben von
(нем.)
(
. — Freiburg, 1993. — 320 p.
, „Ich schreibe aus Feindschaft. Denn die Geschichte derer, die ich beschreibe, hat mich zu ihrem Feind gemacht“, begründet Deschner sein Schreiben..
↑
, Dazu sagt der emeritierte Professor für Kirchengeschichte an der Universität Bamberg, Georg Denzler, der selbst mit kirchenkritischen Texten hervorgetreten ist: „Eine solche Motivation kann niemals die Basis für eine ernst zu nehmende Geschichtsschreibung sein.“ Denzler nannte in einer Stellungnahme anlässlich Deschners 80. Geburtstags folgende Einwände von Wissenschaftlern: „Er kennt kein Quellenstudium, er trifft eine höchst einseitige Literaturauswahl, interpretiert gedruckte Quellen ohne Berücksichtigung des Zusammenhangs, nimmt Einzelereignisse für das Ganze und täuscht einen gelehrten Anmerkungsapparat vor, bei dem oft nicht zu kontrollieren ist, was behauptet wird.“ Ferner: Deschner sei kenntnisreich, doch mangele es ihm an historischem Denken und historischem Urteilen..
, Georg Denzler, der selbst mit kirchenkritischen Texten hervorgetreten ist, urteilt im Einvernehmen mit anderen Wissenschaftlern über Deschner: „Er kennt kein Quellenstudium, er trifft eine höchst einseitige Literaturauswahl, interpretiert gedruckte Quellen ohne Berücksichtigung des Zusammenhangs, nimmt Einzelereignisse für das Ganze und täuscht einen gelehrten Anmerkungsapparat vor, bei dem oft nicht zu kontrollieren ist, was behauptet wird.“ Trotzdem sei er „der kenntnisreichste unter den advocati diaboli“., p. 79.