Ньютон (гора)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кристофер Ньютон ( англ. Christopher Newton ; 11 июня 1936 , Дил, Кент, Великобритания — 20 декабря 2021 , Ниагара-он-те-Лейк , Онтарио ) — канадский театральный режиссёр , администратор и актёр . Основатель и первый художественный директор (1968—1972), художественный директор театра « » ( Ванкувер , 1973—1978), художественный директор (1980—2002, почётный художественный руководитель с 2002). Лауреат Премии генерал-губернатора в области сценических искусств (2000) и премии Молсона (2002), офицер ордена Канады (2018).
Родился в 1936 году в Диле ( Кент ). Отец, Альберт Ньютон, — выходец из Йоркшира , мать, Гуладис, — из Уэльса . С детства увлекался голливудскими фильмами и мечтал сам снимать кино. Окончив Лидсский университет со степенью бакалавра искусств, отправился в США, но, не сумев начать карьеру в кинематографе, продолжил академическое образование — сначала в Университете Пердью (Индиана), а затем в Иллинойсском университете . В Иллинойсе получил степень магистра (1960 ) и, несмотря на полное отсутствие сценического опыта, возглавил театральное отделение в частном Бакнеллском университете ( Пенсильвания ). В летние месяцы начал играть на любительской сцене — в 1959 году в рамках Ванкуверского фестиваля, а в следующие два года — в рамках Орегонского шекспировского фестиваля .
Знакомство с только начинавшей формироваться канадской театральной традицией, по собственным словам Ньютона, убедило его, что это то место, «где он хочет быть» . В 1961 году британец попытался присоединиться к труппе Стратфордского фестиваля в Канаде, но первые пробы оказались для него неудачными. Он, однако, остался в этой стране, став членом гастрольной труппы «Канадские актёры» ( англ. Canadian Players , ставившей в это время « Юлия Цезаря » и « Святую Иоанну ». Ньютон также некоторое время играл в ванкуверском театре «Плейхауз» , в Театральном центре Манитобы (где в 1966 году была поставлена его собственная пьеса «Медленный поезд в Сент-Ив» ) и в Нью-Йорке , где участвовал в офф-бродвейской постановке комедии «Сноровка… и как её приобрести». Режиссёр спектакля Майк Николс позже приглашал британца пробоваться на главную роль в фильме « Выпускник », но тот отказался, заявив, что не сможет достаточно хорошо имитировать американский акцент (в итоге роль сыграл Дастин Хоффман ). В 1966 году Ньютон всё же был принят в труппу Стратфордского фестиваля, с которой провёл три сезона, за это время сыграв Орсино в « Двенадцатой ночи » и Оберона в « Сне в летнюю ночь », а также Арамиса в сценической интерпретации « Трёх мушкетёров » . На протяжении 1960-х годов он также снимался в кино, сыграв в телефильме «Генрих V» (1966) и нескольких телесериалах .
В перерыве между сезонами Стратфордского фестиваля Ньютон согласился на предложение поучаствовать в любительской постановке « Тётка Чарлея » в Калгари , а затем был приглашён возглавить создаваемый в этом городе профессиональный театр. Заняв в 1968 пост художественного директора театра Калгари, он пригласил на работу коллег по Стратфордскому фестивалю Дану Айви и Уильяма Хатта . Он также написал для нового театра мюзикл по местному сюжету «Вы двое остаётесь тут, остальные идут со мной» ( англ. ou Two Stay Here, The Rest Come with Me ), который был позже представлен на гастролях в Национальном центре искусств в Оттаве . На посту художественного директора театра Калгари Ньютон оставался на протяжении трёх лет .
В 1973 году Ньютон был приглашён на должность художественного директора ванкуверского «Плейхауза», с которым провёл шесть сезонов. За это время у театра сложилась репутация питомника молодых талантов — как актёров, так и режиссёров, в числе которых был приглашённый из Англии . С помощью актёра и театрального педагога Ньютон основал при Актёрскую школу ванкуверского «Плейхауза», среди воспитанников которой были будущие звёзды Джим Мезон, Марта Бернс и Коррин Косло . В Ванкувере также началось сотрудничество Ньютона с театральным дизайнером Камероном Портеусом, который в дальнейшем участвовал в подготовке около 200 его спектаклей . Наиболее заметными режиссёрскими работами Ньютона в Ванкувере стали постановки « Дамы с камелиями », «Юлия Цезаря» и « Гамлета », а как актёр он появлялся на сцене в ролях Хиггинса (« Пигмалион »), Дайсарта («Эквус» П. Шеффера ) и Генри Карра («Травести» Т. Стоппарда ) .
В начале театральной карьеры Ньютон достаточно отрицательно относился к творчеству Бернарда Шоу и несколько раз отклонял предложения присоединиться к творческому коллективу в городе Ниагара-он-те-Лейк (Онтарио) — более молодого театрального фестиваля, пытавшегося соперничать с именитым Стратфордским фестивалем . Его отношение к этому автору, однако, постепенно менялось по мере того как Ньютон переходил от взгляда на пьесы Шоу как костюмированные исторические драмы к концепции, согласно которой этого драматурга следует воспринимать как сюрреалиста . К. Портеус вспоминал :
Мы избавились от всех декораций, ковров и реквизита. И тогда слова в самом деле вылетают сами собой и вы добираетесь до сути… Он нашёл способ, как можно донести творчество Джорджа Бернарда Шоу до рядового канадца с улицы.
Оригинальный текст (англ.)We got rid of all the decorations and carpets and sets. And then the words actually fly on their own and you’ll get to the truth… He found a way in which he could connect the writing of George Bernard Shaw to everyday Canadians on the street.
В 1978 году Ньютон наконец принял предложение занять пост художественного директора фестиваля Шоу и официально вступил в должность с 1 января 1980 года . Его экспериментальный, современный подход не сразу обрёл сторонников в попечительском совете фестиваля, и после второго сезона с труппой часть попечителей поднимала вопрос о его увольнении. Однако эта позиция изменилась, когда постановки фестиваля Шоу завоевали успех у публики и критиков, а крупный финансовый дефицит, с которым его принял в своё время Ньютон, был ликвидирован. Изменилось само восприятие фестиваля Шоу: если раньше к нему относились как к провинциальному развлекательному мероприятию, то под руководством Ньютона он превратился в серьёзное театральное явление, на равных конкурировавшее со Стратфордским фестивалем . Новый художественный директор также внёс разнообразие в репертуар фестиваля, понимая, что нельзя ограничиваться постановками пьес только одного автора . В результате основу репертуара стали, наравне с пьесами Шоу, составлять произведения других авторов, творивших в тот же исторический период, охватывавший почти столетие (Шоу прожил с 1856 по 1950 год) — от Ибсена и Уайльда до Брехта и Ноэла Кауарда . Многие из этих пьес были к моменту появления на сцене фестиваля Шоу забыты, и публика встречала их с удивлённым интересом . Благодаря Ньютону в репертуаре фестиваля присутствовали также пьесы канадских авторов . Под его руководством состав труппы фестиваля стал более постоянным, а в 1985 году была основана Академия фестиваля Шоу, в рамках которой вёлся обмен опытом. Академия позволила наладить выпуск профессиональных режиссёрских кадров для других театров .
Первый серьёзный успех у зрителей на фестивале Шоу под руководством Ньютона снискал спектакль по « Сирано де Бержераку », поставленный в сезоне 1982/1983 перешедшим вслед за ним Дереком Голдби. Другие яркие постановки включали «Частные жизни» Кауарда (1983/1984) и «Кавалькаду» этого же автора (1985/1986 и 1995). Сам Ньютон в рамках фестиваля ставил такие произведения Шоу как «Святая Иоанна» (1981), « Цезарь и Клеопатра » (1983), « Дом, где разбиваются сердца » (1985), «Человек и сверхчеловек» (1989), «Мезальянс» (1990), «Пигмалион» (1992) и «Кандида» (1993) . В постановках Ньютона подчёркивались сюрреализм и метадраматическая сторона текстов Шоу, а также уделялось особое внимание сексуальному подтексту; начинающих режиссёров, ставивших этого автора впервые, Ньютон напутствовал: «Когда сомневаетесь, ищите секс» . Из спектаклей Ньютона по произведениям других авторов «Канадская театральная энциклопедия» отмечает «Лёгкую добродетель» Кауарда и «Сваху» Т. Уайлдера , поставленные в 2000 году. Среди его актёрских работ выделялась роль в пьесе «Блоха в ухе» Ж. Фейдо , где Ньютон проявил себя как мастер фарса .
В годы работы в рамках фестиваля Шоу Ньютон также сотрудничал с другими театрами как приглашённый режиссёр. В частности, в 2000 году он режиссировал совместную постановку «Плейхауза» и Гранд-театра ( Лондон, Онтарио ) по пьесе «Унижение паче гордости» Оливера Голдсмита , а также ставил «Мезальянс» Шоу с Мельбурнской театральной труппой (Австралия). В таких городах как Виктория , Ванкувер, Гамильтон и Торонто он ставил оперные спектакли . На новогодней вечеринке в одном из торонтских театров Ньютон познакомился с Николасом Макмартином. Вскоре после Макмартин, бывший на 26 лет моложе Ньютона, переехал к нему в Ниагара-он-те-Лейк, а затем вступил с ним в брак .
Ньютон оставался художественным руководителем фестиваля Шоу до 2002 года. Оставив этот пост, он удостоен пожизненного звания почётного художественного руководителя , но продолжал сотрудничать с фестивалем как режиссёр. В частности, в 2011 году он вторично в рамках фестиваля поставил «Дом, где разбиваются сердца», а в 2014 году — пьесу современника Шоу, , «Благотворительность, которая началась дома». В 2012 году Ньютон поставил шекспировскую комедию « Много шума из ничего » для Стратфордского фестиваля , а в 2016 году — пьесу П. Моргана « Аудиенция » для торонтской продюсерской группы «Мирвиш» и Манитобского театрального центра .
«Аудиенция» стала последней постановкой в карьере Ньютона, у которого к этому времени был диагностирован — редкая форма лейкемии . Последние годы жизни он провёл в Ниагара-он-те-Лейк, где увлёкся садоводством. Скончался в декабре 2021 года .
Вклад Кристофера Ньютона в театральное искусство был отмечен рядом премий и государственных наград. В 1995 году он стал кавалером ордена Канады , а в 2018 году произведён в офицеры этого ордена. В представлении к наградам отмечались его работа как художественного руководителя ряда театральных трупп и воспитателя молодых актёров .
В 1991 году Ньютон был удостоен премии Торонтского совета по драматургии за выдающийся вклад в канадское театральное искусство. В 2000 году он стал лауреатом Премии генерал-губернатора за достижения театральной карьеры. Ньютон также был лауреатом премии Молсона от Совета Канады по искусству и премии имени Томаса де Гаэтани от Института театральной технологии США . Ему были присвоены почётные учёные звания Университета Брока (1986), Гуэлфского университета (1989), Королевской музыкальной консерватории (1993), Университета Райерсона (1995), Университета Уилфрида Лорье (1997) , Торонтского университета (2002) и Университета штата Нью-Йорк в Буффало .