Interested Article - Клемантаны
- 2020-08-29
- 1
Клеманта́ны , реже каламанта́ны , также клеманта́н ( индон. и малайск. Suku Klemantan ) — обобщающее название части даякских народов , проживающих в западной и северо-западной части острова Калимантан на территории Индонезии и Малайзии .
Единой общепринятой точки зрения относительно состава данной этнической общности не существует. Чаще всего клемантаны отождествляются с даяками суши: при таком понимании их численность на начало XXI века составляет около 630 тысяч человек.
Родным для клемантанских народностей является ряд близкородственных австронезийских языков , относящихся к малайско-полинезийской подсемье . Относительное большинство — христиане , значительно количество мусульман , широкое распространение сохраняют традиционные местные верования.
Происхождение и толкование названия
Понятие « клемантаны » введено в начале XX века британскими учёными — антропологом А. Хэддоном и этнографом и биологом Чарльзом Хоузом . На основании исследований, проведенных на Калимантане — на территориях, относившихся как к управлявшемуся британскими белыми раджами Сараваку , так и к Нидерландской Ост-Индии — они предложили его в качестве обобщающего названия для группы близких по хозяйственному и этнокультурному укладу даякских народностей этого региона: мурутов, калабитов, бидаю, себопов, бараванов, меланау и ряда других. Термин никак не соотносился с самоназваниями этих народностей: слово « клемантан », выбранное англичанами, представляло собой один из вариантов произношения названия острова Калимантан среди малайского населения .
Примечательно, что за основу подобной классификации были приняты не лингвистические , а социально-экономические критерии: к клемантанам были отнесены слаборазвитые даякские народности, основным занятием которых являлось сельское хозяйство . Таким образом акцентировалось отличие этой этногруппы от ибанов , также известных как «даяки моря», основу экономической деятельности которых составляют морское рыболовство и торговля .
Отсутствие четких лингвистических критериев обусловило достаточно зыбкие рамки группы. В результате единого общепринятого понимания её состава так и не сложилось, и в современной этнографии термин «клемантаны» активно не используется. В настоящее время клемантанов как правило отождествляют с «даяками суши», также известными как
, при том, что А. Хаддон и Ч. Хоуз рассматривали последних лишь как одну из клемантанских народностей, пусть и наиболее крупную. Дополнительую сложность создают различия в определении уже самих даяков суши: многие исследователи причисляют к ним не только собственно бидаю, но и ряд родственных им более мелких племен .Расселение, численность, жизненный уклад
Клемантанские народности проживают в южной и юго-западной частях малайзийского штата Саравак и на большей части территории индонезийской провинции Западный Калимантан , главным образом во внутренних районах, хотя за последние десятилетия ареал их расселения заметно расширился. C учетом не вполне четких рамок этногруппы сколь-либо точное определение её численности является проблематичным. В начале XX века А. Хаддон и Ч. Хоуз предположительно говорили о полутора миллионах клемантанов . Оценки по состоянию на конец XX века различны, однако в любом случае речь идет о меньшем количестве. Исследователи, отождествляющие клемантанов с даяками суши в широкой трактовке, насчитывают порядка 630 тысяч представителей этногруппы, 480 тысяч из которых проживает на индонезийской территории и 150 тысяч — на малайзийской . Причисление к группе народностей, не относящихся к даякам суши, но изначально рассматривавшихся А. Хаддоном и Ч. Хоузом как клемантанские, увеличивает эту цифру не слишком значительно — на 15—25 тысяч человек — поскольку в настоящее время указанные народности являются достаточно малочисленными .
Традиционно основным занятием клемантанов (при любой трактовке этого понятия) является сельское хозяйство — преимущественно, земледелие подсечно-огневого типа . Некоторое распространение исторически имели речное рыболовство, различные ремесла . Вместе с тем, постепенная интеграция этой этогруппы, как и других даяков, в современные социально-экономические процессы существенно расширила рамки их хозяйственной деятельности. К началу XXI века довольно значительная часть клемантанов проживала в городах, в частности, в Кучинге — административном центре Саравака .
В сельской местности клемантаны проживают в основном в достаточно крупных поселениях. Традиционное жилище — большой общинный дом амбарного типа, вмещающий несколько десятков обитателей. Традиционная одежда — набедренные повязки, однако уже в XIX веке многие клемантаны начали перенимать элементы костюма, свойственного более развитым в социально-экономическом плане народам Индонезии и Малайзии, в частности, саронги и длиннополые рубахи. Основные продукты питания — рис , батат , тапиока , бананы . Практикуется изготовление алкогольного напитка из рисового сырья — туака .
Исторически широкое распространение имел обряд воздушного погребения : умерших хоронили либо на деревьях, либо на специально сооруженных сваях. Для похорон представителей племенной знати иногда сооружались многометровые вышки достаточно сложной конструкции, увенчанные богато декорированными усыпальницами. В XIX—XX веках, по мере обращения в христианство и ислам, большая часть клемантанов отошла от данного обычая .
Языки, религия
Родным для клемантанских народностей является ряд австронезийских языков, относящихся к малайско-даякской группе западнозондской языковой зоны. Издание «Этнолог» , не использующее понятия «клемантаны», выделяет в рамках малайско-полинезийской семьи группу из 13 языков даяков суши, которую, в свою очередь, делит на 3 подгруппы . Примечательно, что степень родства этих языков относительно невелика — в отдельных случаях лексическая общность составляет менее 50 % — в связи с чем в качестве языка межплеменного общения нередко используются малайский и индонезийский языки. Кроме того, среди клемантанов, проживающих на малайзийской территории постепенно распространяется английский язык .
Исторически клемантаны исповедуют различные формы анимизма . Однако активная деятельность западных миссионеров среди этих народностей во второй половине XIX века — первых десятилетиях XX века привела к обращению большей их части в христианство — преимущественно в католицизм , в меньшей степени в протестантизм . Так, среди крупнейшей народности — бидаю — к христианам себя причисляет более 80 % верующих. Ислам, несмотря на абсолютное доминирование этой религии и в Малайзии, и в Индонезии, распространён не столь широко — его исповедует порядка 15—20 % клемантанов. Доля лиц, считающих себя анимистами, невелика, однако как среди христиан, так и среди мусульман сохраняются заметные пережитки традиционных местных верований .
Примечания
- ↑ , с. 4-12.
- ↑ , p. 314 (Appendix).
- ↑ , p. 231.
- ↑ , p. 232.
- ↑ , с. 247-248.
- (англ.) . «Энциклопедия «Народы и религии мира» (электронная версия). Дата обращения: 28 декабря 2012. 4 марта 2016 года.
- ↑ (англ.) . Ethnologue (электронная версия). Дата обращения: 28 декабря 2012. 19 января 2013 года.
- ↑ (англ.) . Ethnologue (электронная версия). Дата обращения: 28 декабря 2012. 19 января 2013 года.
- ↑ (малайск.) (PDF). Labatan Perangkaan Malaysia. — Итоговые данные переписи населения Малайзии 2010 года. Дата обращения: 28 декабря 2010. 19 января 2013 года.
- ↑ (англ.) . Ethnologue (электронная версия). Дата обращения: 15 декабря 2014. 19 января 2013 года.
Литература
- Народы и религии мира / Тишков В. А. (главный редактор). — М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 p. — ISBN 5-85270-155-6 .
- Alfred Court Haddon. A Sketch of the Ethnography of Sarawak. — 1901.
- Charles Hose, William McDougal. The pagan tribes of Borneo; a description of their physical, moral intellectual condition, with some discussion of their ethnic relations. — L. : Macmillan and Co, 1912. — 355 p.
- Agustus Henry Keane, A. Hingston Quiggin, Alfred Court Haddon. . — Revised and largely re-written. — Cambridge: Cambridge University Press, 1920. — 562 p.
- 2020-08-29
- 1