Interested Article - Мулаварман

Шри Мулаварман — раннесредневековый индонезийский царь, правивший в начале — первой половине V века на территории Восточного Калимантана . Политико-территориальное образование Мулавармана, получившее название , располагалось в низовьях реки Махакам . Исторически первый индонезийский правитель, надписи которого сохранились до наших дней.

Надписи Мулавармана. Происхождение

В настоящее время известно 7 сохранившихся надписей на санскрите (письменность «Раннее Паллава»), приписываемых царю Мулаварману. Надписи содержатся на «жертвенных столбах» ( yūpa ), обнаруженных в районе Кутай (Кутэй) в низовьях реки Махакам на территории Восточного Калимантана . Предназначение каждого «жертвенного столба» индивидуально. Надписи Мулавармана не содержат датировки, однако по палеографическим данным их относят к началу — первой половине V века . Составители этих надписей хорошо знали поэтическую метрику санскрита, большинство из них написано размером ануштубх .

Согласно надписи I, Шри Мулаварман был одним из трёх сыновей , сына «великолепного, прекрасного царя ( narendra ), великого духом ». Большинство исследователей сходятся во мнении, что имя Кундунга имеет местное австронезийское происхождение .

Титулы и эпитеты

В надписи I Мулаварман величается «наделённым самообладанием и силой аскезы величайшим из царей ( rājendra , в надписи II — «великолепным предводителем царей» , в надписи V — «очень могущественным великолепным господином» и «величайшим из царей ( rājendra , в надписи VI — «прекрасным царём», наконец, в надписи VII Мулаварман именуется «величайшим из царей» и «сознающим свой долг ( dharmātman ) лучшим из царей ( pārthivendra .

Царство Мулавармана

Кутайская надпись под номером VII скупо упоминает о завоеваниях и расширении царства Мулавармана:

«Величайший из царей Шри Мулаварман, победив царей ( pārthivān ) в битве, сделал царей ( nṛpatīn ) данниками ( karadān , «дающими дань»), как царь Юдхиштхира » .

Сохранившиеся надписи Мулавармана свидетельствуют о довольно близком знакомстве современного ему общества с индийской культурой, религиозной литературой и письменностью. Об этом, в частности, свидетельствует свободное использование санскрита и его поэтических метрик, заимствование царских титулов и упоминание индуистских персонажей вроде Юдхиштхиры. Всё это может свидетельствовать о тесных морских контактах жителей юго-востока Калимантана того периода с Индией, что в свою очередь, предполагает довольно высокий уровень развития мореходства. Кроме того, надписи Мулавармана свидетельствуют о наличии определённой специализации общественной деятельности: как минимум, в обществе существовала страта управленцев во главе с царём и социальная организация жрецов во главе со своими предводителями ( vipramukhyāḥ в надписи III) .

Исходя из местонахождения «жертвенных столбов» с надписями Мулавармана можно сделать вывод, что его царство, неизвестное по наименованию, располагалось в низовьях реки Махакам на востоке Калимантана, в районе, получившем название . В настоящее время размеры царства Мулавармана достоверно не известны. Очевидно, что в его состав входило несколько поселений, часть из которых составляла наследственный « домен » Мулавармана, а другая часть — вновь подчинённые территории, правители которых стали его данниками. Не исключено, что царство Мулавармана было создано в результате объединения различных прибрежных малайских поселений Западной Нусантары , в которых развивались межостровная торговля и земледелие .

Из содержания надписей на «жертвенных столбах» можно сделать вывод, что среди подданных Мулавармана были не только жрецы и вассальные правители, но и знатоки письменности, резчики по камню и мореходы, однако надписи ничего не говорят о царских сановниках и родственниках царя (за исключением отца и деда Мулавармана). Можно предположить, что в период правления Мулавармана происходило некое изменение социальных отношений и вводились новые социальные нормы. Не известно, насколько властные институты были отделены от населения, можно лишь утверждать, что царская власть имела наследственный характер .

Память в современной Индонезии

В современной Индонезии, особенно на территории Восточного Калимантана , память о Мулавармане сохраняется в названиях многих объектов: ( Самаринда ) , (используется футбольным клубом Бонтанга ) , в , улиц в различных городах и др.

Примечания

  1. , с. 32—33.
  2. , с. 49.
  3. , с. 50—51.
  4. , с. 33.
  5. , с. 50.
  6. , с. 51.
  7. , с. 53.
  8. , с. 54.
  9. , с. 54—55.
  10. , с. 56—57.
  11. , с. 57.
  12. . Дата обращения: 19 мая 2018. 19 мая 2018 года.
  13. . Europlan . Дата обращения: 19 мая 2018. 19 мая 2018 года.
  14. . World Guides . Дата обращения: 19 мая 2018. 1 июня 2018 года.

Литература

Источник —

Same as Мулаварман