Пимен (патриарх Московский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Епископ Пи́мен (в миру Пётр Заха́рович Белоли́ков ; 5 [17] ноября 1879 , деревня Васильевское , Новгородская губерния — 16 сентября 1918 , близ города Верный , Семиреченская область , ТурАССР , РСФСР ) — епископ Русской православной церкви , епископ Семиреченский и Верненский , викарий Туркестанской епархии .
Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.
Родился в семье священника Захарии Ивановича Белоликова и его супруги Марии Ивановны. Брат — Василий , будущий профессор Московской богословской академии. Племянник — Антонин , будущий доктор технических наук.
С детских лет был духовно близок к святому Иоанну Кронштатдскому .
Окончил в 1894 году , Новгородскую духовную семинарию в 1900 году , Киевскую духовную академию в 1904 году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Отношение Вселенских Соборов к творениям церковных писателей»).
7 августа 1903 года принял монашеский постриг с именем Пимен. Затем возведён в сан иеродиакона , с 3 июня 1904 года — иеромонаха .
12 августа 1904 года назначен в Урмийскую православную духовную миссию на северо-западе Персии .
С 7 июля 1906 года — помощник начальника Урмийской миссии.
Быстро изучил древнесирийский и новосирийский языки , тюркские наречия и проповедовал среди сирийских несториан , перешедших в православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, занимался научными трудами, переводил раннехристианские сирийские тексты (в частности, «Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Едессы)» — биографию древнего сирийского святого, боровшегося против несторианства, «Житие блаженного Мар-Евгена , начальника иноков страны Низибийской на горе Изла»). Издавал миссийский журнал «Православная Урмия ». Написал небольшую книгу «Православная Урмия в годы персидских смут» ( Киев , 1911 ). Работал над магистерской диссертацией об одном из древнесирийских письменных источников.
С 6 сентября 1908 года возведён в сан игумена .
С 3 марта 1911 года — ректор Александровской Ардонской духовной семинарии с возведением по должности в сан архимандрита . Уделял много времени воспитанникам, преподавал курс Нового Завета , восстанавливал расстроенный бюджет семинарии. Занимался духовным просвещением православных осетин .
Постепенно у архимандрита Пимена крепло намерение вернуться в Миссию. Кроме этого, в это время в Персии начались беспорядками и волнения. Вновь понадобились опыт и знания отца Пимена.
С 25 июля 1912 года — вновь помощник начальника Урмийской миссии .
С 8 октября 1914 года — ректор Пермской духовной семинарии . Был соратником правящего архиерея Пермской епархии епископа Андроника (Никольского) . Руководил трезвенническим движением в городе. В хронике проводов владыки Пимена из Перми в 1916 году указывалось: «Он был истинным пастырем, был бессребреником, помогал направо и налево».
7 июля 1916 года назначен начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа . 6 августа 1916 года в Петрограде хиротонисан во епископа Салмасского. Перед отъездом в Урмию вновь побывал в Перми.
С 3 июля 1917 года — епископ Семиреченский и Верненский , викарий Туркестанской епархии .
Прибыл в город Верный 11 октября 1917 года. Возобновил проведение народных чтений и бесед, по воспоминаниям большевиков народ шёл к нему с утра до вечера. Его авторитет был так велик, что советская власть серьёзно опасалась «двоевластия» в Семиречье . Осудил декрет о гражданском браке , добивался сохранения преподавания в школах Закона Божия . Организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года воспрепятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора.
На страницах издававшейся в Китае , в Кульдже , и нелегально распространявшейся по Семиречью газеты «Свободное слово» поддерживал Белое движение и призывал к вступлению в его ряды. В своих проповедях призывал народ молиться «об избавлении от супостата». Осудил расстрел царской семьи. В то же время на Пасху 1918 года посетил раненых красногвардейцев в больнице Красного Креста.
16 сентября 1918 года в дом владыки ворвались красноармейцы из карательного отряда , отозванного с Семиреченского фронта . Епископа посадили на тачанку и увезли в загородную рощу Баума , где убили . Его тело было глубокой ночью тайно погребено верующими в парке рядом с кафедральным собором справа от семейного склепа Семиреченского генерал-губернатора Г. А. Колпаковского .
Позднее представители большевистской власти дистанцировались от этого преступления. Так, в романе « Мятеж » (1925) писатель-большевик Дмитрий Фурманов писал: «Безотчётность, безответственность… хулиганство мамонтовского отряда дошло, например, до того, что из домашней церкви пьяной ватагой был выхвачен архиерей и за городом расстрелян без суда, без предъявления должных обвинений» . По другим данным, убийство владыки было согласовано с местными руководящими советскими работниками, по тайному распоряжению Верненского исполкома и оформлено решением «полевого суда» .
Имя епископа Пимена было внесено в черновой список поимённый новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Канонизация при этом не была поименной, а список новомучеников был издан только в конце 1990-х годов .
Канонизован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской православной церкви 12 октября 1997 года . На месте гибели епископа установлен гранитный обелиск .
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
На звоннице алма-атинского Вознесенского собора в год 2000-летия Рождества Христова в день памяти священномученика Пимена (16 сентября) был установлен стопудовый колокол, который назван «Пимен».
С 18 ноября по 2 декабря 2023 года в духовно-культурном центре Казахстанского митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) в г. Алма-Ате по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра состоялась выставка, посвященная епископу Верненскому и Семиреченскому Пимену (Белоликову) .
Ордена: