Вологодская кружевная фирма «Снежинка»
- 1 year ago
- 0
- 0
« Мело́дия » — советская и российская фирма звукозаписи , старейшая в России компания звуковой индустрии . Основана в 1964 году как Всесоюзная фирма грампластинок. Объединила основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии , существовавшие на тот момент в СССР , и стала государственной организацией по производству, хранению и распространению звукозаписей .
С момента основания и до второй половины 1980-х годов фирма «Мелодия» являлась единственной в стране государственной организацией по массовому производству и распространению фонограмм. Записи «Мелодии», экспортировавшиеся более чем в 90 стран, получили мировое признание и неоднократно отмечались призами и международными премиями, выпускались известными иностранными компаниями . В свою очередь, «Мелодия» издавала записи по лицензии зарубежных фирм. К началу 1990-х годов фирма входила в шестерку крупнейших мировых звукозаписывающих компаний .
Главной продукцией «Мелодии» в 1960—1980-х годах были грампластинки. В начале 1970-х годов освоен выпуск фонограмм на магнитной ленте ( компакт-кассетах ), а к началу 1990-х годов — на компакт-дисках . Всего до 1991 года было издано примерно 49 тысяч наименований . «Мелодия» обладает правами на все фонографические записи, сделанные ею, кроме тех, права на которые у фирмы изначально не было.
В 1990-х годах, в процессе , часть структур «Мелодии» была упразднена, часть получила самостоятельность . C 1993 года фирма представляет собой федеральное государственное унитарное предприятие «Фирма Мелодия» (ФГУП «Фирма Мелодия») . По определению главного редактора (на тот момент) Андрея Трошина, в 2006 году «Мелодия» являлась европейским лейблом среднего размера .
В настоящее время «Мелодия» занимается лицензированием, изданием, тиражированием и распространением фонограмм на компакт-дисках. Издания включают в себя записи классической музыки , эстрады , народного творчества, литературные записи. Записи из архивов постепенно оцифровываются и каталогизируются, а также издаются DVD . В 2013 году «Мелодия» стала одним из 20 лауреатов премии , победив в номинации «Лучшая историческая запись» .
7 февраля 2020 года компания ООО «Формакс» выкупила на аукционе 100 % акций АО «Фирма Мелодия» у Росимущества за 329,6 млн рублей. Таким образом, «Мелодия» полностью перешла в частные руки со всеми интеллектуальными правами на музыкальные записи, фоноархив лейбла до 1991 года остался в собственности РГАФД .
23 апреля 1964 года вышло постановление Совмина СССР , согласно которому студии грамзаписи и заводы грампластинок переходили в подчинение Министерства культуры . В свою очередь, Министерство культуры постановлением от 11 мая 1964 года основало Всесоюзную фирму грампластинок «Мелодия» .
«Мелодия» объединила всесоюзную и периферийные студии грамзаписи, заводы по производству грампластинок, оптовые торговые базы , Дома грампластинок и стала осуществлять централизованное руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, находящимися в её ведении. Генеральным директором был назначен Николай Иванович Мохов , первым заместителем — Борис Давидович Владимирский . Главное управление располагалось в Москве на Тверском бульваре , дом 24.
В состав фирмы в разные годы входили заводы в Москве, городах Апрелевке Московской области , Ленинграде , Риге , Тбилиси , Ташкенте , Баку , Таллине . В производстве грампластинок использовались в основном фонограммы, записанные во Всесоюзной студии грамзаписи (ВСГ) и других студиях фирмы. По состоянию на конец 1965 года, звукозаписывающие (творческие) студии «Мелодии» располагались в Москве, Ленинграде, Риге (с филиалом в Таллине ), Вильнюсе , Ташкенте, Алма-Ате и Тбилиси . Позже (не позднее 1977 года ) в состав фирмы были включены студии в Новосибирске и звукозаписывающие участки в Киеве (филиал ВСГ ) и Ереване . Студии осуществляли записи только на магнитную ленту, которая затем отправлялась в ВСГ для производства эталона грампластинки .
Центральной студией «Мелодии» стала ВСГ, определявшая планы записей, отбиравшая репертуар и исполнителей. ВСГ монопольно изготовляла эталоны записей на специальных дисках и (до 1978 года) никелевые оригиналы грампластинок для заводов страны, подготавливала и издавала каталоги грампластинок, аннотации к записям, ежеквартальные бюллетени новых записей . Грамзаписи, сделанные ВСГ и другими студиями, неоднократно получали гран-при Французской академии грамзаписи им. Шарля Кро и другие международные премии .
«Мелодия» выпускала грампластинки формата миньон , суперминьон (шеллачные), гранд (в том числе шеллачные) и гигант ; часть форматов выпускалась цветными (миньоны, гранды и гиганты) и гибкими (миньоны и гиганты). Скорость проигрывания грампластинок: 78 (суперминьоны, гранды), 33 (все форматы) и 45 (миньоны, гранды) об./мин. Часть грампластинок выпускалась по заказу конторы «Союзинвентарь», часть матриц предоставлялась для печати под этикетками других организаций: «Бюро пропаганды советского киноискусства», « Всесоюзное театральное общество » (ВТО), « Международная книга », « Интурист ». Экспортные грампластинки выходили с надписями на латинице, в оформлении, как правило, отличном от грампластинок для внутреннего рынка.
Внешнеторговое объединение «Международная книга» стало представителем «Мелодии» за рубежом. Через «Международную книгу» заключались контракты, экспортировались записи. При посредничестве объединения «Мелодия» заключила в 1965 году контракт с немецкой компанией « Ariola-Eurodisc » . В соответствии с договором, фирма «Ariola» получила эксклюзивные права на издание и распространение классической музыки из фонотеки «Мелодии». Успех продаж советских записей в ФРГ стал решающим фактором при подписании эксклюзивного контракта «Мелодии» с американской компанией « Capitol » в августе 1966 года. По словам президента «Capitol» Алана Ливингстона, большую часть материала планировалось записать в России; при этом он отметил, что качество советской звукозаписи не уступает американскому. К 1970 году фирма «Capitol» планировала выпустить 300 миллионов грампластинок с записями классической музыки из фонотеки «Мелодии». Для этого была создана совместная фирма «Melodiya-Angel» . Ожидания от продаж в США оправдались, и позднее, в связи с продажей 250-тысячной пластинки советских записей, «Мелодии» был вручен золотой диск «Capitol» . В 1968 году подписан контракт с « HMV », и записи из каталога «Мелодии» были выпущены в Великобритании . По состоянию на 1970 год, советские грампластинки экспортировались более чем в 60 стран мира , в том числе во Францию , Нидерланды , Японию ; прочные контакты были установлены со странами Восточной Европы. Начиная с 1973 года, после присоединения СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве , стали развиваться лицензионные соглашения.
Материалы о новых изданиях регулярно публиковались в периодических изданиях: «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», « Советская культура » . С 1968 по 1982 год ВСГ издавала полный каталог долгоиграющих пластинок на 33 об./мин. (моно и стерео) .
Следуя мировой тенденции, грампластинки на 78 об./мин. постепенно заменялись долгоиграющими . Последний эталон на 78 об./мин. был записан 12 ноября 1969 года , хотя выпуск таких пластинок продолжался ещё несколько лет. В начале 1970-х годов «Мелодия» освоила выпуск магнитофонных кассет . Первые компакт-кассеты были изготовлены в 1971 году Таллинским заводом. В 1972 году при поддержке заводов в Баку и Тбилиси общий тираж кассет составил 500 тысяч экземпляров. Тогда же планировалось, что в 1973 году тираж поднимется до 3 млн . Общий годовой тираж фирмы к началу 1970-х годов составлял около 200 млн грампластинок, продукция экспортировалась в более чем 70 стран .
По словам генерального директора «Мелодии» на начало 1970-х годов Василия Ивановича Пахомова, в 1972 году издания фирмы были впервые представлены в странах Африки и Латинской Америки . В 1974 году «Мелодия» провела выставку достижений мировых технологий. На ней был представлен, в частности, стационарный синтезатор «Synthi 100», который позднее был приобретён и установлен в Московской экспериментальной студии .
Стремление к расширению производства и улучшению продукции «Мелодии» обозначилось с пуском нового предприятия — Московского опытного завода «Грамзапись» (МОЗГ), вступившего в строй в 1978 году. На 1978 год продукция фирмы экспортировалась в 92 страны . С октября 1979 года выходил ежеквартальный каталог-бюллетень «Мелодия» , содержавший списки новых грампластинок, рассказы об исполнителях, интервью, научно-популярные статьи, переписку с читателями. В 1980-е годы гибкие грампластинки стали выпускаться меньшими тиражами . В 1986 году был заключён контракт с фирмой «Mobile Fidelity», ставшей эксклюзивным распространителем записей «Мелодии» в Северной Америке . С 1987 года «Мелодия» и ВСГ перешли на хозрасчёт , с 1989 года «Мелодия» стала вести самостоятельную экспортную политику . В том же году были выпущены первые компакт-диски .
К 1991 году «Фирма Мелодия» располагала 21 предприятием, включая заводы и дома грампластинок [ нет в источнике ] . Но с распадом Союза тиражи продукции стали постепенно снижаться. Это объяснялось экономической ситуацией в России, конкуренцией со стороны независимых частных лейблов звукозаписи, сокращением заказов, а также общим падением спроса на виниловые пластинки, которые в новых условиях не могли конкурировать с компакт-дисками . Многие объекты, принадлежавшие фирме, закрылись, сменили собственника или оказались за рубежом. В начале 1990-х годов директор «Мелодии» Валерий Васильевич Сухорадо подписал договор со звукозаписывающим концерном « BMG ». Директор ФГУП «Фирма Мелодия» на 2006 год Андрей Трошин заявил в интервью, что интерес для «BMG» представляла фонотека фирмы. По договору лицензии на фонограммы и права на дистрибуцию были переданы «BMG» в эксклюзивное пользование, что, по мнению Трошина, привело к разрушению всей структуры фирмы «Мелодия». В 2003 году срок действия договора с «BMG» истёк .
Официальный веб-сайт открылся у «Мелодии» 27 января 2004 года. По информации сайта, фирма специализируется в первую очередь на продвижении новых направлений деятельности, а также на качественной реставрации и выпуске архивных записей на компакт-дисках. В каталоге фирмы присутствуют популярная эстрадная музыка, классическая музыка , джаз , аудиопродукция для детей ( сказки ), рок , аудиокниги . Преобладает советская и российская продукция, музыка русских и советских композиторов. 25 апреля 2012 года «Мелодия», в преддверии своего 50-летия, объявила о намерении выпуска архивных записей на виниловых пластинках ограниченным тиражом .
Начиная с 2007 года «Мелодия» регулярно включалась в перечень объектов, планируемых к приватизации. В 2011 году Росимущество назначило новым руководителем предприятия А. Б. Кричевского , который отметил, что подготовка ФГУПа к приватизации может продлиться в течение года, так как для этого необходимо оцифровать фонотеку. На тот момент оцифровка была выполнена на 5 % .
7 февраля 2020 года компания ООО «Формакс» выкупила на аукционе 100 % акций АО «Фирма Мелодия» у Росимущества за 329,6 млн рублей. Таким образом, «Мелодия» полностью перешла в частные руки со всеми интеллектуальными правами на музыкальные записи, архив материальных носителей (звукозаписей) остался в собственности у государства .
Всесоюзная студия грамзаписи (ВСГ) была организована 5 ноября 1957 года , располагалась в пристройке Дома звукозаписи , с 1960 года разместилась на улице Станкевича . По словам Юрия Энтина , который с 1962 года работал редактором ВСГ, в начале 1960-х годов на студии были относительно свободные нравы. Именно там появлялись «какие-нибудь „ Ландыши “, которые потом критиковались за мещанство » . Записи проходили в специально оборудованном здании бывшей Англиканской церкви , с большим (на первом этаже) и малым (на втором этаже) залами-студиями. Там же размещались специальные аппаратные для монтажа записей и снятия дублей, оснащённые многочисленными аппаратами для записи на магнитную плёнку и переписи на тондиски , реставрационная аппаратная для восстановления старых записей из архивов и частных коллекций . Имелись аппаратные для записи из Большого зала Московской консерватории и Большого театра . Редакция и управление ВСГ размещалось в пасторском доме при церкви .
23 июля 1964 года ВСГ была включена в состав «Мелодии» и стала центральной студией фирмы (по выражению редактора Анны Николаевны Качалиной, ВСГ была «рабочей лошадкой „Мелодии“» ).
С начала 1960-х годов все записи ВСГ производились только в стереозвучании, в 1970-х годах началось освоение квадрофонической записи . В 1966—1976 годах ВСГ получила около 50 международных премий . Из звукозаписывающей аппаратуры студия располагала, в частности, швейцарским четырёхдорожечным магнитофоном Studer J-37 (1971). Звукорежиссёр студии Рафик Рагимов, рассказывая о работе над первыми альбомами группы « Песняры » в 1979—1980 годах, упоминает 24-дорожечные Studer и Otari, английский пульт Amec, немецкие микрофоны Neumann U47 .
С 1973 года в штате ВСГ был создан ансамбль «Мелодия» под управлением Г. А. Гараняна .
В системе ВСГ были выездные студии с передвижной аппаратурой для записи в других городах. Все фондовые записи за пределами Москвы выполнялись только выездными студиями и специалистами. В тех редких случаях, когда записи для фонда делали местные звукорежиссёры, их работы сначала направлялись в Москву на худсовет, утверждённый руководством центральных студий . В 1980-х годах работала выездная студия «Тонваген», также известная как «MCI», изготовленная в Лондоне и демонстрировавшаяся на московской выставке «Связь-80». На ней подпольно записывались некоторые группы: они ездили следом за студией и работали в ней по ночам . Так, в 1983 году записались группы Аквариум и Странные игры , а в период с 1987 по 1989 года были записаны альбомы « Блок ада » и « Шестой лесничий » группы Алиса . Из официально записанных на студии дисков известен первый студийный альбом « Мастер » группы « Мастер ».
В 1991 году преподобный Тайлер Стрэнд ( англ. Rev. Tyler Strand ) убедил руководство «Мелодии» разрешить использовать церковь для проведения воскресных служб. В конце 1994 года здание было окончательно передано Англиканской церкви .
На Кронштадтском бульваре , дом 7, в 1978 году вступил в строй Московский опытный завод грамзаписи (МОЗГ) , проект которого предусматривал помещения для звукозаписывающих студий .
Ленинградская студия грамзаписи открыта 29 апреля 1959 года на проспекте Карла Маркса , дом 57. В том же году была создана аппаратная в здании Академической капеллы .
В 1964 году студия вошла в состав «Мелодии» в качестве самостоятельной структуры . Записи проходили в здании Академической капеллы, а с 1988 года в помещении Лютеранской церкви на Большом проспекте Васильевского острова . Первоначально студия была оборудована аппаратурой, разработанной Ленинградским оптико-механическим объединением , затем чешской аппаратурой фирмы Tesla .
По состоянию на 1970—1980-е годы 70 % репертуара студии составляла классика . Каждый музыкант имел свою тарифную ставку и на этой основе получал гонорар за запись. Дирижёр симфонического оркестра получал примерно 400 рублей за одну-две недели работы над грампластинкой . По воспоминаниям Анатолия Васильева, записывавшегося на Ленинградской студии в 1967 году в составе группы « Поющие гитары », их гонорар был меньше:
В студии расставляли микрофоны, выходила группа и начинала играть. Если кто-то что-то запарывал, звукорежиссёр нажимал на кнопку «стоп» и все начинали играть по новой, и так по нескольку раз. Платили нам 7 рублей за день записи, а вот что касается денег за проданный тираж, который был многомиллионным, то мы, по-моему, ничего так и не получили .
По его словам, в те времена существовал негласный закон, по которому на диске-гиганте могли звучать только две собственные композиции, а остальное место отдавалось песням членов Союза композиторов .
Ленинградская студия отличалась новаторским подходом к звукорежиссуре. Например, звукорежиссёром Виктором Диновым впервые в СССР стал применяться метод записи наложением.
Преемником Ленинградской студии в 1990-х годах стала Петербургская студия грамзаписи, которая располагает фоноархивом, созданным за все годы её существования и насчитывающим более чем 4500 наименований. В основном, это записи классической музыки. Фонограммы хранятся на аналоговых и цифровых носителях . По состоянию на 2008 год в составе было три тон-ателье и четыре аппаратные .
Студия звукозаписи Рижского завода ( латыш. Rīgas skaņu ierakstu studija ) была основана в 1958 году с филиалами в Таллине и Вильнюсе.
В 1964 году вошла в состав «Мелодии». Первоначально записи проводились в помещении Латвийского университета . Затем студия переехала в здание Реформатской церкви на улице Марсталю , дом 10, в Старом городе . Музыкальные специалисты утверждали, что помещения с подобной акустикой не было во всей Прибалтике . Рижская студия одной из первых в составе «Мелодии» перешла на стереофонию — первой записью стало выступление болгарского хора «Гусла». Студия располагала качественным оборудованием: швейцарскими микрофонами, современными пультами и магнитофонами .
В начале 1980 года журнал «Мелодия» сообщал, что в аппаратной Рижской студии грамзаписи, находившейся в одном из помещений Домского собора , звукорежиссёр Я. Кулбергс, редактор Х. Саулите и инженер звукозаписи В. Каксис провели записи органной музыки латышского композитора Индулиса Калныньша в исполнении органиста П. Сиполниекса . Записи были выпущены на грампластинке «Сувенир Рижского Домского собора» .
Янис Лусенс , руководитель латвийской группы « Зодиак », вспоминал о начале 1980-х годов:
Главное, что нам повезло со звукорежиссёром Александром Гривой, который фактически стал продюсером нашей первой пластинки. Он прекрасно чувствовал новую западную музыку и понимал, что там много хорошего…
С начала 1970-х годов в студии работал редактор Алдис Эрманбрикс ( латыш. Aldis Ermanbriks ), ставший после отделения от «Мелодии» в 1992 году, её директором .
Таллинская студия звукозаписи ( эст. Tallinna Heliplaadistuudio ) начала работу в апреле 1959 года как филиал Рижской фабрики грампластинок в здании Министерства культуры Эстонской ССР .
В 1964 году вместе с Рижским заводом вошла в состав «Мелодии». С первых дней основания в студии работал бессменный главный редактор Иоанн Ющук ( эст. Joann Juštšuk ). К 1967 году в штате студии было 8 человек. Повысил качество записей опытный звукорежиссёр и музыкальный исследователь Хейно Педусаар ( эст. Heino Pedusaar ) .
Важной частью культурного наследия студии стала работа над серией записей органной музыки, инициаторами которой в начале 1970-х годов стали профессор Хуго Лепнурм и органист Рольф Уусвяли ( эст. Rolf Uusväli ). Заметный вклад в производство серии из более чем 30 грампластинок сделал звукорежиссёр Энн Томсон ( эст. Enn Tomson ) .
В 1971 году при студии было начато экспериментальное производство компакт-кассет, которое через несколько лет преобразовано в Таллинский завод музыкальных кассет .
Вильнюсская студия звукозаписи ( лит. Vilniaus plokštelių studijai ) основана 12 сентября 1958 года на улице Пионеров , дом 8. Директором студии стал оперный певец Валериёнас Индриконис ( лит. Valerijonas Indrikonis ) , его аннотации использовались на конвертах грампластинок в 1960-х годах. Первые записи делались техниками Вильнюсского радио. С 1961 года на студии работал звукорежиссёр Витаутас Бичюнас ( лит. Vytautas Bičiūnas ) . Записи Вильнюсской студии издавались на Рижском заводе .
В 1978—1986 годах редактором студии работала музыковед Рута Скудене ( лит. Rūta Skudienė ) — составительница сборников литовского джаза . Со временем студия была оснащена современным оборудованием, освоены стерео и многоканальные методы записи: на 1987 год студия располагала 8-канальным микшерным пультом Studer, 2-канальными магнитофонами Studer A-80 и C37 и 8-канальным Ampex 440В, звуковыми колонками Tannoy. Этой аппаратурой управляли звукорежиссёры Вилюс Кондротас ( лит. Vilius Kondrotas ), Эугениюс Мотеюнас ( лит. Eugenijus Motiejūnas ), Римантас Мотеюнас ( лит. Rimantas Motiejūnas ), В. Эйнорис ( лит. V. Einoris ), Ю. Моцкявичюс ( лит. J. Mockevičius ) . За период 1980—1989 годы «Мелодия» издала 77 наименований грампластинок, записанных в Литве .
В 1990 году Вильнюсская студия перестала быть подразделением «Мелодии». Позднее было зарегистрировано предприятие ЗАО «Вильнюсская студия грампластинок» ( лит. UAB «Vilniaus plokštelių studija» ) по адресу ул. Бирутес, дом 18, где раньше располагался цех звукозаписи Литовской киностудии .
В 1966 году по адресу , 71 началось сооружение Тбилисской студии грамзаписи всесоюзной фирмы «Мелодия». В концертном зале площадью 820 м² планировалось вести записи концертов в исполнении оркестра или хора. Проектом предусматривались репетиционный зал и комнаты для прослушивания, специально оборудованные помещения для записи музыкальных произведений малых форм и художественного чтения. Ожидалось, что студия вступит в строй в 1967 году .
В 1970—1980-х годах в Тбилисской студии грамзаписи работали звукорежиссёры М. Килосанидзе, Г. Гвишиани, Х. Мамедов, Д. Демуров . Когда в 1980 году звукорежиссёр Д. Демуров работал с группой « Автограф », то, по информации официального сайта группы, студия располагала, в частности, пультом Amek Angela, 24-канальным магнитофоном Studer A800, студийной ударной установкой . Молодой звукорежиссёр Хагани (Серго) Мамедов был отмечен первой премией за запись музыки к фильму « Свадьба соек » (1984). Михаил Килосанидзе представлял филармоническую музыку Грузии . В книге «„Мелодия“ вчера, сегодня, завтра» (1989) отмечалось, что «симфонии Г. Канчели, программы дирижера Дж. Кахидзе, Камерного оркестра под управлением Л. Исакадзе, национальная хоровая музыка пользуются большим успехом благодаря точно и тонко продуманной звукорежиссёром богатой акустической картине». Записи Михаила Килосанидзе были отмечены в конкурсах на лучшую запись «Мелодии» .
Алим Байгарин, отучившись в Ленинградском институте киноинженеров и получив специальность «звукорежиссёр», в 1972 году пришёл на « Казахтелефильм ». Одновременно он работал внештатным сотрудником на всесоюзной фирме «Мелодия» По его словам, впоследствии он и возглавил Алма-атинскую студию грамзаписи . Бахытжаном Жумадилов, вспоминая о работе в начале 1970-х годов над записями группы « Дос-Мукасан », рассказывал:
Поступило предложение записать виниловые пластинки — два миньона и один гранд. <…> Целых три месяца мы трудились по ночам — студия звукозаписи располагалась в Театре оперы и балета и, чисто по техническим причинам, могла работать только после 12 ночи. <…> На пустой сцене, где только что отстучали пуантами балерины, откуда-то из-под потолка опускались, словно лианы, разноцветные паутины кабелей и проводов. Устанавливались коробки звуковых колонок и стойки микрофонов. Специально для ударной установки выстраивалось небольшое помещение-бокс, призванное гасить звук. На четвертом этаже в маленькой комнатушке стоял огромных размеров микшерский пульт — сердце всей этой кухни, называемой звукозаписывающая студия. Два звукорежиссера — Максат Мухитдинов и Алим Байгарин долго колдовали над всевозможными приборами и аппаратами, пока не раздавалось долгожданное: «Мотор!». <…> Звук через установленные пять-шесть микрофонов <…> передавался наверх, в студию. Там, Алим и Максат, эти два кудесника, каким-то неимоверным чутьем определяли уровень звучания, тембр, баланс звуков и каналов.
Также имеются сведения, что во времена СССР Алма-атинская студия грамзаписи Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» располагалась в помещениях « Казахфильма » . В 1995 году Алма-атинская студия грамзаписи вошла в перечень предприятий, объединений, организаций и учреждений системы культуры Республики Казахстан .
До 1978 года относительно небольшое производство по изготовлению грампластинок имела Всесоюзная студия грамзаписи : известны гибкие пластинки, гранды, гиганты и цветные гиганты с надписями на этикетке: «Мелодия» и Всесоюзная студия грамзаписи . Главным производством ВСГ являлась запись эталонов грампластинок — преобразование магнитной записи на ленте в механическую на лаковом, а с середины 1980-х — на медном диске, и до 1978 года также производство никелевых оригиналов гальванопластическим способом.
В 1978 году гальванический и прессовый цеха ВСГ были переведены на новый Московский опытный завод грамзаписи (МОЗГ) , где планировалось выпускать около 70 млн грампластинок в год . Здание завода было построено по проекту архитектора Валерия Михайлова, дизайн разработан проектным институтом « ». Завод располагал научно-исследовательскими лабораториями, дизайнерскими студиями, типографией , компьютерным центром . МОЗГ изготавливал никелевые оригиналы с эталонов ВСГ, матрицы, и печатал грампластинки. К 1987 году был создан участок, оснащённый современным оборудованием по производству медных тондисков. Тондиски отправлялись на запись в ВСГ, а затем на заводе с них изготовляли оригиналы и матрицы . В 1989 году завод приступил к подготовке линии тиражирования компакт-дисков, которая официально вступила в строй в феврале 1990 года . К 1992 году МОЗГ также изготовлял медные диски, а тиражирование и выпуск грампластинок осуществлялись на других заводах .
Апрелевский завод ведёт своё начало от фабрики «Метрополь Рекордъ», основанной в 1910 году Готлибом Моллем .
В начале 1950-х годов на заводе началось освоение выпуска виниловых пластинок, в 1952 году были изготовлены первые в стране партии долгоиграющих грампластинок, в 1961 — первые стереофонические грампластинки .
С 1964 года в составе «Мелодии», считался её крупнейшим заводом . В первый год существования фирмы, на Апрелевском заводе был освоен выпуск гибких грампластинок. Эти пластинки были просты в изготовлении и более доступны по цене, чем обычные. На гибких пластинках выпускалась эстрадная музыка, учебные записи. Гибкие пластинки изготовлялись также для ежемесячного звукового журнала « Кругозор », «Клуб и художественная самодеятельность», детского журнала «Колобок».
Завод производил грампластинки всех форматов: миньоны, гранды, гиганты, а также цветные и гибкие; на 78, 33 и 45 об/мин, в том числе миньоны на 45 об/мин на экспорт и по заказу конторы «Союзинвентарь» для музыкальных автоматов «Меломан» . Грампластинки на 78 об/мин Апрелевский завод выпускал до 1971 года .
19 апреля 1971 года завод награждён орденом Ленина . Награда была вручена директору Марии Григорьевне Цвигун . В 1989 году завод приступил к освоению производства кассет . На предприятии выходила заводская газета.
После распада СССР пластинки, выпуск которых ещё продолжался на заводе, иногда имели надпись: «Апрелевка Саунд Инк. ». Также в 1990-е годы Апрелевский завод брал заказы у частных фирм звукозаписи (SNC Records, Moroz Records и другие фирмы звукозаписи). Последняя партия пластинок была выпущена в 1997 году.
Ленинградский завод граммофонных пластинок введён в строй под руководством директора и рационализатора Ю. Х. Цомаева в 1948 году по адресу Цветочная улица , дом 11. Оборудование завода было собрано на базе экспроприированного немецкого граммофонного завода Tempo . В 1956 году начат выпуск долгоиграющих грампластинок, в 1962 году — стереофонических . С августа 1957 года стал называться «Аккорд» и перешёл в подчинение управления химической промышленности Ленсовнархоза .
11 июля 1964 года завод включён в состав фирмы «Мелодия» под названием «Ленинградский завод грампластинок Всесоюзной фирмы граммофонных пластинок „Мелодия“» . Выпускал пластинки на 78 (гранды) и 33 об./мин. (гибкие, миньоны, гранды, гиганты). В 1972 году завод освоил выпуск цветных грампластинок . В середине 1980-х годов печатал, кроме основных заказов, пластинки для польской фирмы Tonpress.
Преемником Ленинградского завода стал в 1993 году АООТ (ныне ОАО ) «Петерфон» .
Рижский завод грампластинок (РЗГ) ( латыш. Rīgas skaņuplašu fabrika ( RSF )) основан в 1950 году на базе фирмы «Беллакорд-Электро» ( латыш. Bellacord–Electro ), располагался на улице Калнциема , дом 40.
Завод в 1964 году вошёл в состав «Мелодии» под названием «Рижский завод грампластинок Всесоюзной фирмы „Мелодия“» ( латыш. Vissavienības skaņuplašu firmas Melodija Rīgas fabrika ). В 1965 году освоен выпуск долгоиграющих грампластинок, с 1971 года — стереофонических. В 1973 году построен кассетный цех и налажен выпуск компакт-кассет. В 1979 году произведено 10 миллионов грампластинок . В 1981 году завод награждён орденом «Знак Почёта» . Продукция реализовывалась в основном в Прибалтике , а также в других республиках Советского Союза и за рубежом: в Болгарии , Венгрии , ГДР , Польше , Румынии , США , на Кубе , во Вьетнаме .
В 1991 году Рижская фабрика грампластинок была приватизирована звукозаписывающей компанией « » и переименована в RiTonis. В 1999 году объявлена банкротом .
В начале 1971 года постановлением Рижского завода грампластинок при Таллинской студии звукозаписи основан филиал завода для производства малогабаритных магнитофонов и магнитофонных кассет . Аппаратура для тиражирования была закуплена у немецкой фирмы Vollmer, специалисты которой помогли её установить. В 1971 году в цехе была изготовлена первая в СССР пробная партия в 10 тысяч компакт-кассет . Всего за первый год работы цех изготовил 200 тысяч кассет. В 1975 году цех стал заводом ( эст. Tallinna Helikassetitehas ), во многом благодаря Вяйно Верлину, который нашёл необходимые помещения на улице Tiivase (ныне Nõmme-Kase), дом 12. На продукции ставилась надпись «Таллинский завод музыкальных кассет».
К 1977 году завод произвёл 2,6 млн кассет 400 наименований. В 1977 году были закуплена новая техника немецкой фирмы Asona, и за год было выпущено 5 млн кассет. В производстве использовалась магнитная лента комбината « Свема », детали кассет закупались в Германии (лента BASF), Японии, США. Позже были освоены собственные пресс-формы. Часть кассет выпускалась в режиме стерео. Продукция распространялась в Эстонии и других Союзных республиках, почти половина шла на заводы магнитофонов. В середине 1970-х кассеты таллинского завода экспортировались в Чехословакию , Финляндию , Венгрию , Францию, Ливан , Индонезию , Вьетнам и Сингапур . Завод, откликаясь на письма с просьбами прислать компакт-кассеты наложенным платежом, по возможности старался эти просьбы удовлетворить. Планировалось создать новый завод с мощностью 5 млн кассет в год со своей студией звукозаписи, концертным залом и завод лазерных дисков.
После объявления Эстонией независимости, в 1990-х годах производство перешло на импортную ленту, оформление стали печатать на пластиковых футлярах кассет. К 1997 году завод выпускал, в основном, классическую музыку, объёмы производства снизились. Последние кассеты были произведены в Таллине в июне 2005 года .
Тбилисский завод грампластинок выпускал долгоиграющие моно- и стереогрампластинки, гибкие пластинки. В начале 1972 года было закуплено американское оборудование на сумму 300 тыс. долларов и налажено производство компонентов магнитофонных кассет . По информации на конец 1981 года, завод производил компоненты компакт-кассет и имел линию тиражирования .
Выпуск грампластинок в Баку был освоен ещё до входа в состав «Мелодии» различными предприятиями местной промышленности . Возможно, что первым директором завода стал Ильдырым Касимов . В составе «Мелодии» завод выпускал грампластинки примерно до 1971 года . Известны долгоиграющие грампластинки Бакинского завода (миньоны и гранды) на 33 об./мин., изготовленные по ГОСТ 1961 и 1968 годов , с надписью по-русски или по-азербайджански Təranə ( рус. Мелодия ).
В 1972 году на Бакинском заводе «Мелодии» было налажено производство компонентов компакт-кассет . На 1979 год кассеты Бакинского завода поставлялись во все союзные республики. Так, в выпуске газеты «Бакинский рабочий» за 5 декабря говорится, что завод отгрузил большую партию своей продукции в Тбилиси и рапортовал о выполнении годового задания; при этом, до конца года завод обязался выпустить дополнительно к плану свыше 150 тыс. кассет . По информации на конец 1981 года, завод производил компоненты и имел линию тиражирования . Кассеты выпускались под маркой «Мелодии» с надписью «Бакинский завод магнитофонных кассет» .
Ташкентский завод грампластинок основан в 1945 году на улице Грампластинок, дом 58. Производство было собрано на базе эвакуированного в 1941 году оборудования Ногинского завода. С 1957 года выпускал долгоиграющие грампластинки. В 1964 или 1965 году вошёл в состав «Мелодии», в 1969 году заводу присвоено имя певца Муллы Туйчи Ташмухамедова — пионера грамзаписи в Туркестане . В 1972 году завод освоил выпуск стереофонических грампластинок. По состоянию на 1981 год в составе предприятия было 10 цехов и 9 отделов. На заводе работало 539 ударников соцтруда, 15 бригад коммунистического труда. 12 работников были удостоены правительственных наград. При заводе имелся детский сад и зона отдыха.
В марте 1995 года по адресу предприятия зарегистрировано объединение «Мелодии востока» ( узб. «Шарк таронаси» ). Товарами производства были грампластинки и конверты. Пластинки печатались с матриц «Мелодии»; издавались, в частности, детские сказки.
По состоянию на 1986 год издание записи фирмой «Мелодия» начиналось с того, что репертуарная комиссия составляла годовой план записей . План записей также составлялся на год редакторским советом Ленинградской студии и передавался в Москву на утверждение .
«Мелодия» имела собственный звуковой фонд, значительное количество фонограмм в 1960—1980-х годах поступало из Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) , телерадиофонда . В телерадиофонде хранился, в частности, архив берлинского Дома радио, перевезённый в 1945 году в Москву, с записями классической музыки и эстрады.
При отборе готовых записей учитывался идеологический момент: например, при закупке лицензий в расчёт принималась идеологическая направленность записей, «отсутствие в них порнографических текстов и пропаганды неприемлемых для нас сторон буржуазного образа жизни» . По мнению исследователя Валерия Колпакова, «считать, что только она (идеология) влияла на всю деятельность фирмы „Мелодия“, будет неправильно. <…> Влияли вполне рыночные товарно-денежные отношения, хотя открыто это никто не признавал и уж тем более не афишировал» .
Для грампластинок «Мелодии» существовали следующие группы жанров, от которых зависела государственная цена грампластинки:
В тиражную комиссию, определявшую количество экземпляров первых выпусков, входили музыкальные артисты, работники ВСГ, представители министерства культуры, Союза композиторов, торговли и других заинтересованных организаций . В начале 1970-х годов тиражная комиссия собиралась раз или два в месяц. На совещании отчитывались о выполнении плана и обсуждались тиражи. Торгующая организация могла заявить, какая популярная запись необходима, чтобы выполнить план за квартал . Официальные первые тиражи грампластинок устанавливались в зависимости от группы жанра: 1 группа — 3—5 тысяч, 2 группа — 5—10 тысяч, 3 группа — 1—2 тысячи, 4 группа — 1—3 тысячи, 5 группа — 5—10 тысяч. Для песен советских композиторов, авторских записей и эстрадных композиторов тираж составлял 5—10 тысяч, вокально-инструментальных ансамблей — 10—30 тысяч, популярных эстрадных программ-сборников — до 100 тысяч . Эстрадный музыкальный редактор ВСГ Юлия Сапрыкина, рассказывая о конце 1980-х, сообщила, что первый тираж любой пластинки был 25 тысяч . Дополнительные тиражи грампластинок всецело определялись торгующими организациями, которые ежеквартально формировали заказы заводам грампластинок, учитывая покупательский спрос .
Тираж также зависел от технических возможностей «Мелодии». В 1986 году вышло около 12 млн грампластинок, изготовленных на основе новой технологии DMM : фонограмму переносили не на лаковый, а на медный тондиск, с которого можно было получить 17 никелевых оригиналов вместо одного. В итоге возможный тираж увеличивался в несколько раз. Планировалось после исчерпания запасов лаковых дисков полностью перейти на медные .
Тиражи лицензионных записей устанавливала комиссия по отбору и закупке. Лицензионные тиражи, в соответствии с договорами, были относительно небольшими, без права повторного тиражирования. Примерный тираж одного лицензионного диска — 33 тысячи .
Издание фонограмм на лицензионной основе началось в СССР в 1973 году, когда страна присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве . По состоянию на 1982 год ежегодно подписывались контракты на 30 и более названий, общим тиражом более 1 млн экземпляров. Лицензии закупались прежде всего у тех зарубежных фирм, которые активно работали в своих странах с советскими записями .
Лицензирование зарубежных фонограмм осуществлялось в следующем порядке: «Мелодия» получала от зарубежных фирм или заказывала через каталоги образцы фонограмм. Заказы осуществляло внешнеторговое объединение «Международная книга». Образцы прослушивались и обсуждались специальной комиссией — Советом по лицензиям. В этот Совет входили специалисты фирмы «Мелодия» и Министерства культуры, музыковеды, композиторы, артисты, московские филофонисты . После прослушивания и отбора осуществлялась закупка лицензий . Закупка и заключение договоров с зарубежными фирмами грамзаписи осуществлялись также при посредничестве «Международной книги».
Первоначально основную долю лицензий составляли записи классической, симфонической, оперной, камерной музыки . Во второй половине 1980-х годов увеличился выпуск грампластинок с записями джаза, эстрады и рок-музыки . В этот период руководство «Мелодии» и худсовет пришли к выводу, что следует закупать меньше лицензий, но более популярных наименований . Так, издания из серии «Архив популярной музыки» считаются полулегальными, так как на конвертах пластинок вместо информации о лицензиях были подписи, что при составлении сборника были использованы записи из личных коллекций (В. Фрадкина, А. Белявцева, А. Шалобасова, Б. Гребенщикова, В. Шумова, В. Дорохина и др.) .
Всего до начала 1990-х «Мелодия» выпустила около 450 лицензионных наименований зарубежных фирм: EMI, Decca, Deutsche Grammofon, Polydor International, CBS и других .
Первоначальная надпись «Мелодия» была выполнена гарнитурой , разработанной на основе шрифта Германа Цапфа «Оптима» ( англ. Optima ). На логотипе изображена стилизованная космическая ракета-спутник . Предполагаемый дизайнер логотипа — А. Д. Крюков .
Большинство конвертов имело стандартные рисунки и надписи. Решения, принятые в отношении оформления грампластинок, могли быть оспорены в вышестоящих организациях. Например, готовый тираж лицензионного альбома 1983 года группы Space был после «просмотра в ЦК » изъят из-за обложки, на которой был изображён крест. Полиграфия была заменена, и грампластинки заново расфасованы по новым конвертам . В 1982 году на ВСГ был введен в строй репродукционный центр, его задача — обеспечивать качественное оформление конвертов для всех заводов фирмы. По словам директора завода «Грамзапись» Анатолия Александровича Мазина, это позволяло выпускать новые пластинки в едином художественном оформлении и значительно сократить сроки их производства — до одного-двух месяцев после решения тиражной комиссии .
После принятия репертуарной комиссией плана начиналось его осуществление. На Всесоюзной и республиканских студиях выполнялись записи. Кроме артистов, важную роль играли звукорежиссёры — от их квалификации и опыта напрямую зависело качество записи на магнитную плёнку. Обычно делалось несколько вариантов записи, наиболее удачные фрагменты склеивались в одну фонограмму. Готовая фонограмма из склеенных фрагментов переписывалась на целую ленту и передавалась на прослушивание худсоветом, апробировались приглашёнными специалистами и проверялась на техническую пригодность. Если запись получала одобрение, ей присваивался номер, который впоследствии становился каталожным (матричным) номером носителя .
С магнитной ленты запись переносилась на лаковый (с 1986 года — на медный) тондиск — магнитная запись преобразовывалась в механическую. Тондиски записывались только в центральной студии (ВСГ), где находилось специальное оборудование . После этого диск обрабатывали по специальным технологиям и получали эталон, с которого делали никелевые оригиналы, с которых, в свою очередь, можно было изготавливать матрицы и тиражировать грампластинки. До 1978 года оригиналы делались только на ВСГ, затем производство оригиналов было освоено на опытном заводе «Грамзапись».
В состав фирмы «Мелодия» в разные годы входили 18 Домов грампластинки — оптовых предприятий торговли, распределявших грампластинки, катушки магнитных лент, компакт-кассеты по магазинам страны. Несколько Домов грампластинок было в Москве, РСФСР (в Ленинграде, Свердловске и др.), и по одному — в столицах союзных республик . Розничная реализация продукции осуществлялась через сеть государственных магазинов, торговые предприятия потребкооперации , сеть киосков « Союзпечать ». Часть продукции региональных заводов реализовывалась через местные торговые точки. Грампластинки можно было заказывать по почте. На 1980 год единственной организацией, высылающей грампластинки наложенным платежом, была Апрелевская база посылторга . При этом лицензионные и гибкие пластинки не высылались .
В июне 2013 года фирма объявила о начале продаж архивных записей в цифровом формате. Для реализации было подготовлено порядка 4 тысяч альбомов, права на которые принадлежат «Мелодии», и открыт интернет-магазин для их приобретения. В начале проекта треки реализуются только в формате WAV , но вскоре будут доступны форматы FLAC и MP3 . Фирма надеется на успех в первую очередь не из-за ценовой политики, а из-за ассортимента .
С октября 1979 года выпускался «Мелодия — Каталог-бюллетень» — журнал по музыкальной тематике, выпускавшияся ВТПО «Фирма Мелодия». Каждый номер серии представлял собой сборник статей и рецензий о выпускаемой «Фирмой Мелодия» музыке и исполнителях. В журнале публиковались рецензии, анонсы и каталог выходящих грампластинок, издаваемых фирмой .
Почётный приз Всесоюзной фирмы грампластинок «Золотой диск» был учреждён Министерством культуры СССР в декабре 1981 года . Задачами этой награды были пропаганда и поощрение композиторов, исполнителей, драматургов, а также выражение общественного признания и высокой оценки грамзаписи.
Как рассказал на страницах газеты « Вечерняя Москва » за апрель 1982 года заместитель начальника управления музыкальных учреждений Минкульта В. Н. Ковалёв, в отличие от зарубежных фирм, ориентировавшихся на коммерческий успех, при награждении Золотым диском учитывались в первую очередь «идейные и художественные достоинства» грамзаписей и исполнительское мастерство артистов. Этот подход подтвердил чешский певец Карел Готт в 2011 году в одном из своих интервью :
Когда я записал свою первую пластинку в Союзе в конце 70-х, она разошлась пятимиллионным тиражом. Представляете, что бы это значило сейчас? Но на «Мелодии» мне платили двести рублей за песню: продается диск или нет — это не имело значения. Мой гонорар оставался неизменным. Шесть лет назад я, например, заработал золотой диск на «Мелодии», но представители компании популярно объяснили мне со сцены Кремлёвского дворца , что не могут наградить меня золотым или платиновым диском, потому что это расценивается как маркетинговый ход, а они выше этого.
Ежегодно, начиная с 1982 года, «Мелодия» называет «золотых призёров». Первым лауреатом стал Центральный музей В. И. Ленина за серию изданий « Лениниана в грамзаписи». По состоянию на 1989 год, Золотым диском были награждены композиторы Андрей Петров , Александра Пахмутова , Тихон Хренников , Алексей Рыбников , Раймонд Паулс , Дмитрий Кабалевский , Родион Щедрин , Георгий Свиридов , Владимир Шаинский .
Золотой диск был вручён дирижёру Евгению Мравинскому за запись 6-й симфонии П. И. Чайковского , Густаву Эрнесаксу — за записи хоровой музыки, пианисту Святославу Рихтеру за запись Концерта № 1 . Высшей наградой фирмы «Мелодия» была отмечена певица Людмила Зыкина за запись народных песен «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина», «Вот мчится тройка почтовая», дирижёр Геннадий Рождественский за грампластинки с записями симфоний П. И. Чайковского, певица Зейнаб Ханларова за грамзаписи азербайджанских песен и песен народов Востока, певец Евгений Нестеренко за запись вокального цикла М. П. Мусоргского « Песни и пляски смерти », певица Елена Образцова за грампластинку « Романсы П. И. Чайковского», коллектив Государственного академического Большого театра Союза ССР .
Популярная музыка представлена среди призёров певицами Аллой Пугачёвой и Софией Ротару , певцом Иосифом Кобзоном , ансамблем « Песняры » — за грампластинки с записями песен советских композиторов .
В 1990 году «золотым призёром» стал Пол Маккартни . Газета « Комсомольская правда » в выпуске от 11 февраля 1990 года писала, что, по мнению руководства ВТПО «Фирма Мелодия», пластинка « Снова в СССР » может быть занесена в советскую книгу рекордов «Пари» по трем позициям: