Освящение
- 1 year ago
- 0
- 0
Освяще́ние ико́н ( лат. Benedictio imaginum Iesu Christi Domini nostri, B. Mariam Virginem, et aliorum Sanctorum — «Благословение образа Иисуса Христа, Господа нашего, Пресвятой Марии Девы, а также других святых» ) — обряд благословения изображений , мозаик , витражей , фресок и другой монументальной живописи в исторических церквях .
Освящение рукотворных предметов известно ещё с ветхозаветных времён, так освящались скиния завета ( Исх. ) и храм Соломона ( 2Пар. ). Точное время появления чина освящения икон в христианстве неизвестно, но общепризнано позднее его происхождение. Впервые чин зафиксирован он в православных богослужебных книгах — в Требнике Петра Могилы ( 1646 год ). Чин является переработанным переводом чина освящения икон из латинского католического богослужебного сборника Rituale Romanum 1614 года. На Русь эта традиция пришла только после Раскола . В старообрядчестве и в греческих церквях данного чина нет. Отсутствие чина освящения икон служило в своё время аргументом к отрицанию святости икон иконоборцами :
…Нет также и священной молитвы, освящающей их (иконы) , чтобы сделать их из обыкновенных предметов святыми, но постоянно остаются они вещами обыкновенными, не имеющими никакого особенного значения, кроме того, какое сообщил им живописец…
— Определения иконоборческого собора 754 года
В современной практике Русской православной церкви используется особый чин освящения икон с чтением определённых молитв и окроплением иконы святой водой .
Особые чинопоследования существуют в Требнике Петра Могилы также для освящения:
Необходимость чина освящения икон в настоящее время отдельными авторами поставлена под сомнение. Один из основных аргументов противников чина освящения икон — отсутствие чина в Древней церкви .