К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Семёновна Кильдибекова (урожд. Караджева ; 20 июля 1932 , Одесса , Одесская область , Украинская ССР , СССР — 4 августа 2017 , Казань , Республика Татарстан , Российская Федерация ) — советская и российская художница , деятель декоративно-прикладного искусства , гобеленист . Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2002). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2011).
Мария Семёновна Караджева родилась 20 июля 1932 года в Одессе Украинской ССР . Из семьи украинских болгар .
В 1951 году поступила во , где училась у К. Й. Звиринского и . Училище окончила в 1956 году по специальности «художественный текстиль», выполнив в качестве дипломной работы гобелен «Украинские узоры» . Там же, во Львове , она познакомилась с Рустемом Кильдибековым , студентом второго курса Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства , приехавшим из Казани , за которого вскоре вышла замуж и затем у них родилась дочь Диана . В 1960 году, после окончания мужем института, переехала вместе с семьёй в Казань .
Некоторое время преподавала в средней школе Казани . В 1974 году стала инициатором создания и руководителем творческой мастерской гобелена и секции декоративно-прикладного искусства при Татарском художественном фонде, в которую помимо её мужа входили такие художники, как А. Н. Егоров , , ряд других мастеров . В 1984 году стала членом Союза художников СССР . С 1980 года избиралась членом правления , затем являлась членом отделения Союза художников России в Республике Татарстан .
С 1966 года являлась регулярной участницей выставок декоративно-прикладного искусства на республиканском, зональном и всероссийском уровнях . Первая персональная выставка состоялась в 1982 году . Произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств и Национального музея Республики Татарстан , Музея национальной культуры Национального культурного центра «Казань» , , .
Мария Семёновна Кильдибекова скончалась 4 августа 2017 года в Казани после продолжительной болезни . Прощание прошло у храма Арского кладбища , похоронили Кильдибекову на кладбище посёлка Салмачи .
Известна как признанный и ведущий мастер гобелена, бывшая поначалу единственным художником Татарстана, имеющим профессиональное образование в этой области . Стимулирующее воздействие на творчество Кильдибековой в области гобелена оказал её муж, занимавшийся интенсивным поиском оригинальных образных решений в разных видах искусства . Гобелены, созданные Кильдибековой по эскизам своего мужа, тематически и стилистически перекликаются с его живописными произведениями — эти работы посвящены сюжетам жизни, истории, фольклора татарского народа, национальным праздникам, сказкам, обрядам . На протяжении долгих лет искусство гобелена в Татарстане держалось лишь на энтузиазме Кильдибековой, учитывая, что до её приезда в Казань такого вида декоративно-прикладного творчества как такового не существовало в художественной традиции края или же оно исчезло, не оставив после себя сохранившихся образцов .
Работала преимущественно в сложной и трудоёмкой технике ручного безворсового ковроткачества из шерсти, усовершенствовав станки для тканья. Гобелены Кильдибековой отличаются тщательностью исполнения, совершенством и слаженностью композиции, гармонией колорита, в них сочетается живая фантазия и строгий вкус в выявлении декоративных качеств материала. Работая в жанре тематического и орнаментального гобелена, художница смело обращалась к различным сюжетам, свободно сочетая в своих произведениях татарские темы и образы, стилизованный национальный орнамент, народные типажи и костюмы, фигуры людей и элементы пейзажа, советскую эмблематику . Как родоначальница гобелена в Татарстане Кильдибекова стала автором первого для татарского искусства сюжетного гобелена «Музыканты» (1964) . Вместе с мужем она проделала большую работу для развития ручного ткачества, возрождения этого ремесла, применения технических приёмов для выражения художественного замысла .
В числе основых произведений Кильдибековой критики отмечают такие гобелены, как «Сабантуй» (1969), «Алтынчеч» (1970), «Летите, голуби» (1971), «Гюльчечек» (1973), «В саду» (1974), «Солнышко» (1975), «Татарстан» (1976, для демонстрационного зала Дома быта в Казани), «1918 год» (1979), «Икар» (1970-е гг, для Дома иностранных специалистов), «Весна» (1980), «Утро» (1982), «Ночные бабочки» (1982—1983), «Г. Тукай» и «Начало» (1986, для Татарского государственного академического театра имени Г. Камала ), серия «Мир детства» (1980-е гг., для Казанского театра кукол ), «Бегство в Египет» (1990), «Двое» (1995), «Дома» (1997), «Татарское полотенце» (2000), «Паломник» (2000), «У родника» (2002) . Наиболее значительное признание получил гобелен «Труппа „Сайяр“» (2007), созданный к столетию татарского театра с изображением первой национальной труппы , а также триптих «По мотивам народных сказок» («Су анасы», «Сак-Сок», «Шурале») . Работы четы Кильдибековых отличает неповторимая чистота стиля, они всегда узнаваемы и уникальны благодаря высокому художественному мастерству и своим глубинным связям с народными традициями .