Interested Article - Афродита Сосандра
- 2020-04-15
- 1
Афродита Сосандра ( др.-греч. Ἀφροδίτη Σωσάνδρα ) — известная по письменным источникам статуя древнегреческой богини любви Афродиты . Работа скульптора строгого стиля Каламида , выполненная, по сведениям Лукиана и Павсания по заказу знатного афинянина Каллия.
Современные ученые, основываясь на описании Лукиана (см. ниже) соотносят эту знаменитую в свое время статую со скульптурой, изображающей женщину, закутанную в покрывало ( пеплос и гиматий ), известную в более чем 20 повторениях (что говорит о славе произведения) . Датируется на основании стиля около 460 года до н. э. Данная скульптура, хотя эта атрибуция не подветрждена окончательно, теперь традиционно называется «Афродита Сосандра» , другие названия этой статуи, дошедшей в репликах и фрагментах — «Аспасия Сосандра», «Европа», «Богиня Амелунга » . В Новое время она ошибочно ссчиталась портретом Аспасии , возлюбленной Перикла, и римских матрон.
Эпитет
Эпитет «Сосандра» (Спасительница людей, мужей, воинов) применяли ко многим изображениям Афины, Артемиды и Афродиты. Известен и противоположный эпитет, чаще применяемый к изображениям именно Афродиты: «Андрофонос» ( др.-греч. Ἀφροδίτη ανδροθονος — «Афродита, убивающая мужей») .
Источники
Древнегреческий писатель Павсаний сообщает (I, 23, 2), что статуя Афродиты работы Каламида находилась на подступах к афинскому Акрополю , недалеко от Пропилей . По его словам, она посвящена Каллием, однако историк не описывает её облик .
Лукиан (Изображения, 4 и 6) называет стоящую у входа в афинский Акрополь Сосандру Каламида, отличающуюся тем, что она вся с головой закрыта покрывалом с простыми и строгими складками (открыто только лицо, с возвышенной и затаенной улыбкой). Также он её упоминает в «Разговорах гетер» (III, 2) . Возможно, упомянута как «Анабеблемена» ( др.-греч. αναβηβλεμενε , «С накинутым покрывалом») у Плиния, как работа Каламида .
Основываясь на том, что Павсаний описывает «Афродиту» Каламида, а Лукиан — «Сосандру» его же, причем стоящие в одном и том же месте, многие ученые предполагают, что речь идет об одной статуе, именуемой «Афродита Сосандра» .
Посвятитель Каллий — предположительно, сын Гиппоника, знатный богач первой половины V в. до н. э., именем которого назван « Каллиев мир », заключенный с Персией в 449 г. до н. э. после окончания греко-персидских войн .
В XX веке на афинской Агоре была найдена база от статуи с посвящением Каллия и сигнатурой (подписью) Каламида, как предполагают, от этой статуи. Исследователи сходятся в том, что это одно и то же произведение, вначале находившееся на Агоре, а затем перенесённое на Акрополь. До этой находки к статуе Афродиты относили базу с посвятительной надписью Каллия, сына Гиппоника, найденную ранее на афинском Акрополе (сигнатура художника не сохранилась); сейчас считают, что эта база относилась к статуе самого Каллия.
Некоторые, при этом, считают идентификацию статуи женщины в покрывале как «Сосандры» Каламида неправильной . На нью-йоркском экземпляре есть надпись « Европа », что, вкупе со сравнением с рисунком на вазе, позволило некоторым предположить, что это изображение этой критской царевны , или же Деметры, которую почитали с эпитетом «Европа» в Беотии .
Повторения
Греческий бронзовый оригинал не сохранился, но известно двадцать пять позднейших повторений в мраморе, большинство фрагментарных. С их помощью статуя была реконструирована соединением фрагментов головы и тела — это сделал Вальтер Амелунг , благодаря которому она получила прозвание «Богиня Амелунга» .
В 1953 году в заливе близ Бай наконец была найдена практически целая реплика (II в. н. э., в Национальном археологическом музее в Неаполе ), подтвердившая реконструкция. Однако у этого экземпляра нет улыбки, упомянутой Лукианом.
Другая важная реплика хранится в Пергамском музее в Берлине . Два фрагмента (торс и голова) в парижском Лувре , фрагмент в музее Палатина в Риме .
Схожие с ними — чаще фрагменты — гóловы с характерной «блуждающей улыбкой» (определение Луиджи Ланци ) многие годы считали изображениями римских матрон, а также Аспасии — возлюбленной Перикла .
Примечания
- ↑ Павсаний. Описание Эллады: В 2-х т. — М.: Ладомир, 1994. — Т. 1. — С. 62 (I, 23:2)
- . penelope.uchicago.edu . Дата обращения: 2 января 2022.
- . www.beazley.ox.ac.uk . Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2022 года.
- ↑ . — Cambridge University Press, 1923. — 228 с. — ISBN 978-0-521-23349-1 . 3 января 2022 года.
- Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 68 (XXXIV, 71), 356 (примечания Г. А. Тароняна)
- ↑ . annales.info . Дата обращения: 31 декабря 2021. 29 января 2019 года.
- Martin Robertson, Robertson Martin. . — Cambridge University Press, 1981-07-16. — 260 с. — ISBN 978-0-521-28084-6 . 3 января 2022 года.
- Martin Robertson. // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1957. — Т. 20 , вып. 1/2 . — С. 1–3 . — ISSN . — doi : . 3 января 2022 года.
- . www.perseus.tufts.edu . Дата обращения: 3 января 2022. 8 декабря 2021 года.
- Власов В. Г. Афродита Сосандра // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 565—566
- 2020-04-15
- 1