Interested Article - Райли, Терри
- 2020-08-04
- 1
Терренс Митчелл Райли ( англ. Terry Riley ; род. 24 июня 1935 , ) — американский композитор и музыкант, творчество которого относят к минимализму . Значительное влияние на него оказали джаз и индийская классическая музыка .
Биография
Терри Райли родился в , США. Получал образование в ( англ. ), Университете штата в Сан-Франциско и в Консерватории Сан-Франциско , затем получил степень магистра искусств в Калифорнийском университете в Беркли ( США ).
Принимал участие в работе экспериментального Центра Плёночной музыки в Сан-Франциско ( англ. San Francisco Tape Music Center ), работая вместе с Мортоном Саботником, Стивом Райхом , Полин Оливерос и Реймоном Сендером. Однако самое большое влияние оказал на него Пандит Пран Нат ( англ. ), мастер классического индийского пения. Во время учёбы у последнего, Райли неоднократно путешествовал по Индии , чтобы учиться играть и аккомпанировать на табле , тамбуре и учиться пению. В 1960-е он также много путешествовал по Европе, подрабатывая тапёром . С 1971 преподавал индийскую классическую музыку в ( англ. ), Институте искусств Калифорнии [California Institute of Arts], Нью-Дели. В 2007 Райли получил степень почётного доктора музыки в ( англ. ).
В 1960-х Райли давал свои известные «всенощные концерты», в которых исполнял преимущественно импровизации, с вечера и до рассвета, используя старую фисгармонию и подключённый к ней пылесос, чтобы не качать меха педалями, а также саксофон. Когда, после многих часов игры, ему требовался перерыв, он включал фрагменты записи саксофона с дилэем . Райли давал такие концерты несколько лет подряд. Зрители посещали их семьями, принося с собой складные стулья и спальные мешки.
Райли упоминает Джона Кейджа и «действительно выдающиеся камерные ансамбли Джона Колтрейна и Майлса Дэйвиса , Чарльза Мингуса , Билла Эванса и Гила Эванса » , как оказавших влияние на его творчество, что свидетельствует о совокупном влиянии на его творчество музыки Востока, западного авангарда и джаза.
Многолетнее сотрудничество с Кронос-квартетом началось, когда Райли познакомился с основателем коллектива Дэвидом Харрингтоном ( англ. ) в Миллс Колледж ( англ. ). За свою карьеру Райли написал для Кронос-квартета 13 струнных квартетов, помимо других своих работ.
Своё первое сочинение для оркестра, Jade Palace , Райли написал в 1991, и впоследствии написал на заказ ещё несколько сочинений для оркестра.
В настоящее время Райли выступает и преподаёт и как сольный исполнитель на фортепиано , и как певец индийской раги . В мае 2011 он был приглашён группой Animal Collective выступить на фестивале «Все вечеринки завтрашнего дня» ( англ. ) .
У Терри Райли есть сын, Джиан, который играет на гитаре .
Музыкальный стиль
Его раннее творчество находилось под влиянием Карлхайнца Штокхаузена , но после первого знакомства с работами Ла Монте Янга , в чьем Театре Вечной Музыки ( англ. ) он играл позднее в 1965-1966 годах, его стиль поменялся. «Струнный квартет» ( англ. The String Quartet ) (1960) стал первой работой уже в новом стиле; позже последовало струнное трио, где он впервые использовал цикличные короткие музыкальные фразы. Это сочинение считается первым, в котором впервые в нотированном тексте внедрена репетиция коротких фраз как элемент техники минимализма .
В 1950-х он уже работал с «плёночными петлями» ( англ. ), тогда ещё новой технологией, и в дальнейшем не переставал работать с магнитной лентой для создания музыкальных эффектов как в студии, так и в живых выступлениях. В ранней его «плёночной» пьесе The Gift ( «Дар» , 1963) звучит труба Чета Бейкера . Сочинял он и пьесы в натуральном строе , и микротональные пьесы.
Кроме совместной работы с Кронос-квартетом , Терри Райли в разное время сотрудничал с , Полин Оливерос ( англ. ) и .
Творчество и многочисленные идеи Терри Райли оказали влияние на многих других музыкантов, в том числе Джона Адамса , Брайана Ино , Роберта Фриппа , Филиппа Гласса , Майка Олдфилда , Фредерика Ржевски ( англ. ), группы Tangerine Dream и The Who .
In C (1964)
Музыку Райли отличает импровизация последовательностями музыкальных фраз различной длины. Так, например, пьеса In C (1964), идея которой родилась у него в Сан-Франциско , в автобусе по пути на работу , состоит из 53-х отдельных частей (фраз), в большинстве своём равных одному такту, каждая из которых содержит свой музыкальный рисунок, но каждая, как следует из названия, играется «в тоне до».
Один из исполнителей, задавая темп, отвечает за ровную пульсацию ноты «до» на клавиатуре фортепиано. Остальные музыканты, количество которых, как и количество инструментов, намеренно не оговаривается, играют вышеописанные музыкальные последовательности, следуя разве что скупым примечаниям к тексту. Исполняемые одна за другой, 53 фразы накладываются, сливаются и перекликаются по ходу исполнения произведения.
Впервые пьеса In C была исполнена Стивом Райхом , Джоном Гибсоном, Полин Оливерос и Мортоном Саботником.
Изданная в 1968 на лейбле Columbia Records , пьеса In C стала фундаментом, на котором был построен минимализм в музыке .
A Rainbow in Curved Air (1967)
Известный электронный альбом (записан в 1967–1968 годах, выпущен в 1969), вдохновлял многие из более поздних произведений электронной музыки, включая синтезаторные партии Пита Таундсена в песнях Baba O'Riley и группы The Who , которые впоследствии были посвящены Терри Райли и Мехер Бабе , а также композицию Tubular Bells (1973) Майка Олдфилда .
Используя эффект «наложения» ( англ. ), в заглавной пьесе Райли использует электроорган , электроклавесин , дарбуку и тамбурин . Начинаясь с минималистического гудения, композиция быстро развивается в захватывающую сложную игру музыкальных фраз и рисунков. Во второй пьесе альбома, Poppy Nogood and the Phantom Band , Райли играет на саксофоне-сопрано .
Заглавная композиция альбома звучит в компьютерной игре Grand Theft Auto IV (радиостанция The Journey ). Частично музыка с альбома была использована в радиопостановке « Автостопом по галактике » Дугласа Адамса на радио .
Дискография
- 1963: Music for The Gift
- 1965: Reed Streams
- 1969:
- 1968:
- 1970: Church of Anthrax , при участии Джона Кэйла
- 1972: Persian Surgery Dervishes
- 1975: Descending Moonshine Dervishes , Kuckucku Records
- 1978: Shri Camel для электрооргана -соло в натуральном строе с дилэем
- 1984: Terry Riley: Cadenza on the Night Plain , совместно с Kronos Quartet
- 1985: No Man's Land
- 1986: The Harp of New Albion , для фортепиано в натуральном строе
- 1987: Chanting the Light of Foresight , с в натуральном строе
- 1989: Salome Dances for Peace для Kronos Quartet
- 1998: Piano Music of John Adams and Terry Riley в исполнении Глории Чен ( англ. )
- 2002: Sun Rings для Kronos Quartet
- 2004: The Cusp of Magic , совместно с Kronos Quartet
- 2008: Banana Humberto , фортепианный концерт с Ансамблем Пола Дрешера ( англ. )
- 2010: Two Early Works , первая запись двух ранних сочинений Райли в исполнении Квартета Колдер ( англ. Calder Quartet )
- 2012: Aleph
Фильмография
Примечания
- . Дата обращения: 25 января 2013. 7 июня 2012 года.
- Б.Гребенщиков считает Райли основателем минимализма. См. Борис Гребенщиков. . «Аэростат» № 109 (17 июня 2007). Дата обращения: 25 января 2013. 26 августа 2012 года. .
- A virtuoso keyboard player, Riley supported himself as a composer until the late 1960s mostly by playing in piano bars. Цит. по: Strickland E. Riley // The New Grove Dictionary of Music and Musicians . Vol. 21. L.; N.Y., 2001.
- Unable to win any prizes or grants to study in Europe, Riley went there, nevertheless, in 1962. He lived briefly in Spain and then for almost two years in Paris, composing little, playing in bars and air force officers' clubs and serving as a driver and accompanist for carnival-like variety shows. ibidem
- . Bluefat.com. Дата обращения: 25 января 2013. 6 февраля 2013 года.
- . Дата обращения: 25 января 2013. 12 июля 2011 года.
- . Дата обращения: 28 января 2013. 6 февраля 2013 года.
- ...the String Trio (1961), in which the repetition of short phrases was for the first time introduced into notated minimalism. ibidem
- ↑ Kristen Grimshaw. . AllMusic.com. Дата обращения: 25 января 2013. 6 февраля 2013 года.
-
The Who: The Ultimate Collection
(Media notes). MCA Records. 2002. p. 12.
{{ cite AV media notes }}
: Неизвестный параметр|bandname=
игнорируется ( справка )
Ссылки
- . Дата обращения: 25 января 2013. 6 февраля 2013 года. (англ.)
- . Дата обращения: 25 января 2013. (англ.)
- . Дата обращения: 25 января 2013. 6 февраля 2013 года. (англ.)
- на International Music Score Library Project
- Борис Гребенщиков. . «Аэростат» № 109 (17 июня 2007). Дата обращения: 25 января 2013.
- (5 июня 2008). Дата обращения: 25 января 2013. 6 февраля 2013 года.
- Андрей Горохов. (2005). Дата обращения: 25 января 2013.
- . Длинные Руки Рекордс. Дата обращения: 25 января 2013.
- Oteri, Frank J. (англ.) . NewMusicBox — People & Ideas in Profile (1 июня 2001). — интервью от 16 февраля 2001 г., (с видео). Дата обращения: 25 января 2013. 6 февраля 2013 года.
- Gammal Haggerty, Ammon Haggerty. (англ.) . “Rhythmos” (9 октября 1992). Дата обращения: 25 января 2013. Архивировано из 6 февраля 2013 года.
- Екатерина Бирюкова. . Известия (12 октября 2005). Дата обращения: 28 января 2013. 6 февраля 2013 года.
- 2020-08-04
- 1