Два товарища (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Три плюс два » — советский комедийный фильм 1963 года режиссёра Генриха Оганесяна . Совместное производство киностудии имени М. Горького и Рижской киностудии . Лента снималась одновременно в двух форматах: широкоэкранном (2,35:1) и обычном (1,37:1). При этом разные дубли снимались камерами разных форматов, но основным считался широкоэкранный . Кроме того, разнятся версии монтажа (в обычном отсутствуют некоторые эпизоды, в широкоэкранном переделаны вступительные титры).
В основе сценария — пьеса Сергея Михалкова «Дикари».
Три закадычных друга — Степан, Роман и Вадим — отправились на « Волге » Степана Сундукова в отпуск на пустынный берег Чёрного моря — отдохнуть вместе « дикарями ». Однако оказалось, что на место, облюбованное ими для стоянки, претендуют две подруги — цирковая артистка Зоя и киноактриса Наташа. Девушки, правда, подъехали на своём «Запорожце» чуть позже, но настаивают, что отдыхают именно на этом месте из года в год и «застолбили» его за собой с 1956 года.
Ни одна, ни другая сторона не хочет уезжать и не собирается уступать. По всем канонам международного права (которые отлично знает профессиональный дипломат Вадим) осуществив демаркацию границы , стороны разделили полянку с лагерем на две части, стараются не общаться и периодически (хотя и с большим трудом — хорошим людям вообще сложно даются пакости ближнему) пытаются создать соседям невыносимые условия для отдыха.
Но иногда общаться всё-таки приходится, и в итоге между Наташей и Вадимом, а также между Зоей и Романом постепенно налаживается взаимопонимание. Чтобы растопить лёд, Зоя, услышавшая, что друзья часто называют Сундукова «Доктором», симулирует солнечный ожог и просит соседа о помощи. Но Степан оказывается доктором физико-математических наук , и к девушке отправляется Роман, как ветеринар имеющий хоть какое-то отношение к медицине; в меру сил он добросовестно пытается организовать лечение «больной».
Отношения развиваются, и две пары договариваются о свиданиях. Наташа и Вадим проводят вместе время в ресторане в соседнем городе. Зоя с Романом также встречаются наедине. Сундуков же, весь отпуск читающий увлекательный детектив и ничем, кроме рыбалки, больше не интересующийся, начинает проявлять неудовольствие: его друзья поддались женскому обаянию и предали священные принципы отпускного холостяцкого братства.
В конце концов Зоя и Наташа задумывают и реализуют коварный план: рано утром они потихоньку снимают палатку и на своем « Запорожце », не заводя двигателя, накатом, заметая следы примотанным к заднему бамперу еловым лапником, покидают стоянку, оставив невнятную извинительную записку без адреса.
Вадим и Роман в отчаянии. Сундуков, которому девушки совершенно не интересны, но друзья близки и дороги, безропотно приходит на помощь — лагерь мгновенно свёрнут, и «Волга» стартует на поиски.
Безрезультатно осмотрев всё ближайшее побережье, мужчины в глубоком унынии возвращаются на старое место — и обнаруживают там знакомый «Запорожец»! Зоя и Наташа, прибыв на опустевшую стоянку, поняли, что наконец добились своей цели… и в результате пребывают в таком же отчаянии, уже успев поругаться по вопросу, кто больше виноват в исчезновении ещё недавно таких нежеланных «конкурентов». Всё заканчивается счастливо.
Пьеса Сергея Михалкова «Дикари», по которой снят фильм, впервые была поставлена в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой в сентябре 1958 года . Предполагалось, что в фильме всех мужских персонажей сыграют те же актёры ( Георгий Вицин , Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников ).
Возраст героев пьесы — люди за 30 лет. Однако режиссёр решил омолодить актёрский состав . Кастинг проходил на берегу Рижского залива в рыбацком поселке ( Латвия ) . Режиссёр Генрих Оганесян , как известный шутник, до актёрских проб допускал только тех, кто смог сразу выговорить это название; таким образом исключили актрис Татьяну Конюхову и Лилиану Алёшникову .
Одним из основных претендентов на роль ветеринара Романа Любешкина считался Никита Михалков (его отец написал сценарий фильма, а сам он снимался в предыдущем фильме Оганесяна « Приключения Кроша »). Однако режиссёр на эту роль утвердил малоизвестного на то время Андрея Миронова .
Перед началом съёмок исполнителям трёх главных мужских ролей отвели 2 недели «на загар», чтобы в кадре они выглядели как настоящие «дикари». В таком виде, в каком предстояло сниматься в фильме, т. е. в одних трусах, артисты ходили по Судаку , и их часто останавливала милиция. Дирекции фильма в итоге пришлось выдать им справки, что такой внешний вид необходим для съёмок фильма .
Телеграмму об утверждении Натальи Кустинской на роль в фильме долгое время скрывали от актрисы, чтобы та не уехала со съёмок фильма « После свадьбы » . Впоследствии актриса работала по графику, согласно которому с 05:00 до 06:00 гримировалась, с 06:00 до 16:00 снималась в Крыму, затем самолётом отбывала в Ленинград на ночные съёмки, а рано утром самолётом возвращалась обратно . Съёмки фильма проходили с конца августа до начала ноября 1962 года .
Натурные съёмки проходили в Крыму (посёлок Новый Свет , возле горы Сокол ). Часто в фильме виден восточный склон горы Коба-Кая , который ограничивает Новосветовскую бухту . Съёмочная группа жила во дворце князя Голицына , на территории завода шампанских вин в Новом Свете .
Эпизод в ресторане «Чайка», в котором Вадим и Наташа выдают себя за иностранцев, снимался на набережной Судака. На заднем плане видны Крепостная гора , Сокол и мыс Капчик . Эпизод похода за хлебом Наташи и Вадима снимался по дороге из Нового Света в Судак и возле автовокзала в Алуште . Съёмки погони проходили на трассе Судак — Алушта возле сёл Морского и Весёлого . [ источник не указан 161 день ]
Эпизоды свидания Вадима и Наташи снимались к востоку от мыса Капчик на горном маршруте Тропа Голицына , а свидания Романа и Зои — к западу от него, где декорациями выступили Голубая бухта (Делимано) и гора Караул-Оба . [ источник не указан 161 день ]
Эпизоды в палатке и в салоне « Волги » были досняты в павильонах Рижской киностудии . Эпизод с укротительницей снимался в Ленинградском цирке . Наталья Фатеева действительно входила в клетку с тиграми , но эти кадры в фильм не вошли, поскольку укротитель тигров, Вальтер Запашный , боясь за актрису, всё время держал тигра за поводок, попадая в кадр .
Фильм был снят в двух вариантах: широкоэкранном и обычном. В то время техника большинства кинотеатров СССР не позволяла демонстрировать широкоэкранное анаморфированное изображение , так как не было широких экранов и анаморфотных насадок, а также усилителей и блоков чтения магнитных стереофонограмм (3 канала за экраном и канал эффектов зала). Всё это было только в самых крупных городских кинотеатрах. Перевести широкоэкранную версию в обычную, особенно цветную, методом оптической выкопировки на киностудиях также было невозможно — отсутствовала необходимая техника, которая появилась только в середине 1960-х годов . Поэтому каждая сцена снималась дважды, причём в первую очередь — для широкоэкранной версии, которая считалась основной . Демонстрация широкоэкранной версии длится 99 минут.
Для «обычной» версии, которая длится 88 минут, дубли снимались уже после основных.
Поскольку «широкий» вариант фильма долгое время считался утраченным, почти 50 лет по советскому, а затем российскому и постсоветскому телевидению демонстрировалась обычная версия. На данный момент известно всего о двух фильмокопиях с широкоэкранной версией: одна хранилась на Рижской киностудии, вторая — в Госфильмофонде в Белых Столбах .
Фрагменты широкоэкранной версии были впервые продемонстрированы в передаче «И снова здравствуйте!» 22 января 2012 года. Телевизионная премьера состоялась 8 июня 2014 года на Первом канале , но с купюрами 12 минут, чтобы уложиться в сетку вещания . 8 марта 2015 года в эфире Первого канала состоялась трансляция полной необрезанной версии .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|