Interested Article - Смерть Катона Утического
- 2020-06-06
- 1
«Смерть Катона Утического» — картина французского художника Гийома Гийон-Летьера из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина основана на описании смерти римского трибуна Марка Порция Катона Утического в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха : не желая подчиняться единоличной власти Цезаря Катон, после поражения защитников республики, совершил самоубийство.
На картине изображён момент, когда Катон уже нанёс себе удар мечом в живот, врач успел наложить ему повязки, но Катон срывает их. Видно, что со стола свешивается свиток с греческой надписью «Платон. О бессмертии души» — Плутарх сообщает, что Катон перед смертью читал его. Однако тут имеется неточность, которую вслед за Плутархом повторил и Гийон-Летьер: у Платона нет такого труда, тему бессмертия души он развивал в диалогах «Федон» и «Федр» .
Картина написана в 1795 году и сразу же была выставлена в Парижском салоне . В 1863 году она находилась в Париже и числилась в собрании дочери известного врача Ганемана . В конце XIX века картина была собственностью сотрудника российского посольства в Париже коллежского асессора Н. Н. Власова и его жены Е. П. Власовой (урождённой княжны Бофремон). В 1899 году они подарили картину Эрмитажу , в дарственном письме говорилось: «Препровождая при сем, принадлежащую мне и жене моей… картину, изображающую «Смерть Катона» работы французского художника Летьера… и желаю, чтобы эта картина на вечные времена хранилась в Императорском Эрмитаже, мы покорнейше просим принять её в дар. Мы будем счастливы узнать если помянутая картина — классическое произведение французской школы конца прошлого столетия — в одной из имеющихся вновь открыться зал в Императорском Эрмитаже» .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём очерке французского искусства XIX — начала XX века писал:
Сегодняшнего зрителя, вероятно, не удовлетворит мелодраматическая трактовка смерти у Летьера. Атлетическое тело Катона развёрнуто театрально, как-то по-балетному, а не в мучительной конвульсии страшного конца… Художник- классицист не хотел изображать реальные вещи такими, как они есть, впечатления от жизни ему непременно нужно было пропустить сквозь призму прекрасного идеала… Смертельная рана Катона — точный геометрический центр композиции, к которому сходятся все остальные её линии. Рассчитанное, точёное тело Катона — это скорее совершенство отполированного мрамора , чем живой плоти .
Картина выставляется в здании Главного штаба в зале 303 .
Примечания
- Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л. : Искусство, 1983. — С. 173.
- Письмо опубликовано в издании: Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л. : Искусство, 1983. — С. 173—174.
- Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л. : Искусство, 1984. — С. 9—10.
- Дата обращения: 25 июля 2018. 25 июля 2018 года.
- 2020-06-06
- 1