Д’Эпине де Сен-Люк, Тимолеон
- 1 year ago
- 0
- 0
Наполеон Антуан Эжен Леон де Сен-Любен ( фр. Napoléon Antoine Eugène Léon de Saint-Lubin ; 5 июля 1805 , Турин — 13 февраля 1850 , Берлин ) — немецкий скрипач и композитор .
Родился в семье французского офицера, эмигрировавшего после Французской революции и занявшегося преподаванием французского языка. С четырёхлетнего возраста жил в Гамбурге , где начал учиться игре на арфе , но быстро перешёл на скрипку. В 1814—1817 гг. занимался в Дрездене под руководством , в 1817 году выступил с концертами в Дрездене и Берлине. Затем в 1818—1820 гг. продолжил учёбу во Франкфурте-на-Майне у Людвига Шпора .
С 1820 года обосновался в Вене , дебютировав в этом городе исполнением скрипичного концерта своего учителя Шпора. 3 октября 1822 года принял участие в торжественном концерте по случаю открытия перестроенного Театра в Йозефштадте , исполнив в музыкальной программе, написанной Людвигом ван Бетховеном , специально для этого случая сочинённую Бетховеном небольшую сольную каденцию; листок бумаги с нотами этой каденции (карандашный автограф Бетховена) Сен-Любен сохранил на всю жизнь, в дальнейшем этот листок оказался в собрании Австрийской национальной библиотеки и был утрачен во время Второй мировой войны . 1 декабря того же года Сен-Любен вместе с певицей Каролиной Унгер принял участие в первом публичном венском концерте Ференца Листа . В 1823 году сменил Антона Шиндлера на посту концертмейстера оркестра Театра в Йозефштадте, с 1827 года его второй дирижёр. Однако после венских гастролей Николо Паганини в 1828 году Сен-Любен вышел в отставку и отказался от концертной деятельности, полностью посвятив себя упражнениям с целью освоения техники итальянского виртуоза; часть этого времени он провёл в поместьях венгерского аристократа графа .
Вернувшись к публичной деятельности в 1830 году, Сен-Любен перебрался в Берлин, где до 1847 года был концертмейстером в берлинском . Одновременно проводил у себя дома широко известные квартетные вечера — в течение 15 лет они проходили еженедельно . Преподавал частным образом, среди его учеников Юлиус Штерн и Фердинанд Грибель .
Многочисленные сочинения Сен-Любена предназначены, по большей части, для его собственного инструмента. Среди них преобладают салонные пьесы, попурри на популярные темы, фантазии и вариации, из которых наибольшей популярностью пользовалась Фантазия на тему из « Лючии ди Ламмермур » (1844). Сам Сен-Любен, как сообщается, выше всего ценил свой Большой октет Op. 33 (1833) для фортепиано, флейты, кларнета, фагота, валторны, альта, виолончели и контрабаса .
Как в Вене, так и в Берлине Сен-Любен спорадически обращался к сценической музыке: ему принадлежат оперы «Волшебный рог» ( нем. Das Zauberhorn ; 1824), «Василёк» ( нем. Das Kornblümchen ; 1825), «Счастливые и несчастные дни Велизара» ( нем. Belisar's Tage des Glückes und des Unglückes ; 1829, либретто ) и «Меч короля Бранора» ( нем. König Branors Schwert ; 1830), балеты «Дафнис и Кефида» ( фр. Daphnis et Céphise ; 1830, Венская придворная опера ) и «Братец доктора Фауста» ( нем. Dr. Fausts Vetter ; 1832) — первый из этих балетов, поставленный для и Альбера , пользовался значительной популярностью (в 1832 году Эберле и Альбер гастролировали с ним в Париже, произведя неизгладимое впечатление на будущую королеву Викторию ).
В 2009 году вышел первый альбом скрипичных пьес Леона де Сен-Любена, успешно записанный скрипачкой Анастасией Хитрук в сопровождении пианистки Елизаветы Копельман .