Interested Article - Гаран

Гаран храма Хорю-дзи. Впереди — Срединные Врата.

Самгхарама ( яп. 伽藍 гаран , сокр. от яп. 僧伽藍摩 со:гарама ) означает «обитель практикующих монахов » (буквально «сад общины», санскр. saṁghārāma सँघाराम ).

В индийской традиции

В индийском буддизме ступа как центр культа первоначально возводилась отдельно от общежития монахов, однако позднее стала частью монастырской обители. В позднем индийском буддизме сформировался прямоугольный в плане монастырский комплекс вихара с широким внутренним двором, в центре которого находилось святилище с главной святыней в виде ступы или буддийского изображения. Вихара включала также зал собраний, трапезную, кухню, кладовую, место для омовения, уборную и служила не только обителью для большого числа практикующих монахов, но и предоставляла убежище для молитвы и медитации мирянам.

В литературных источниках часто упоминаются такие знаменитые вихары как Джетавана и «Обитель бамбуковой рощи» (Венувана-вихара) в древнем Раджгире ( Магадха ), однако их реальный вид доподлинно не известен.

Джетавана — это манговый сад, по преданию, дарованный Будде Шакьямуни его главным учеником-мирянином Анатхопиндикой. Археологи однако не обнаружили здесь ни типичных для буддийских монастырей остатков ступы, ни святилища, ни следов келий для бхикшу. На месте прежней Венувана-вихары, дарованной Будде царём Бимбисарой , построен монастырь японской школы Нитирэн-сю .

Наиболее типичной является Сомапура Махавихара в Пахарпуре. Внутри прямоугольной ограды шириной около 300 м находилось 177 монашеских келий, дополнительно в центре двора на возвышении площадью 109×96 м располагалось еще одно монастырское здание — крестообразное в плане, с ведущими с четырех направлений лестницами. По сторонам возвышения находится 2800 глиняных панелей с изображениями будд, индуистских божеств, людей и животных, являющиеся ценным памятником искусства Империи Пала .

В китайской традиции

Древнейшая китайская самгхарама — Футу-цы ( кит. 浮屠祠 ), построенная упоминаемым в « Троецарствии » позднеханьским военачальником Цзэ Жуном ( кит. 笮融 ). Главной святыней ее был Золотой Будда в двухъярусном павильоне- пагоде с ( яп. 相輪 со:рин ) . Оба яруса были опоясаны галереей, вмещавшей 3000 чел. В более позднее века такие святилища объединили в себе функции ступы (пагоды) и собственно храма.

Первые самгхарамы сооружались вокруг буддийских храмов, но постепенно, с распространением культа реликвий «шарира», ступы и пагоды, где хранились реликвии, стали строиться отдельно от молельных посещений, и самгхарамы, первоначально окружавшие ступы, стали строиться вокруг храмовых зданий.

Затем, в Период Южных и Северных династий , многие аристократы стали передавать свои усадьбы буддийским монастырям, и таких комплексов осталось немало. Во внутренних дворах стали возводиться залы проповедей и молельни с буддийскими изображениями, в то время как ступы и пагоды зачастую вообще не строились. Кроме того, помимо храмов оригинального китайского стиля строились и каменные храмы по индийским образцам. Среди них особенно известны пещерные храмовые комплексы Юньган ( кит. 雲崗 ), Дуньхуан ( кит. 敦煌 ) и Лунмынь ( кит. 龍門 ).

В японской традиции

Гаран храма Асука-дэра (реконструкция)
Территория гаран Хорю-дзи
A) Срединные Врата
B) Галерея
C) Золотой Зал
D) Пагода
E) Зал Проповеди
F) Хранилище сутр
G) Колокольня
Территория гаран Якуси-дзи
A) Срединные Врата
B) Галерея
C) Золотой Зал
D) Пагода
E) Зал Проповеди
F) Колокольня
G) Хранилище сутр

В комплекс основных зданий гаран традиционно входят «Горние Врата» ( яп. 山門 саммон ) , символически отделяющие святую храмовую землю от бренного мира, Главный зал ( яп. 本堂 хондо ) , где хранится основная святыня, ступа либо пагода ( яп. 仏塔 бутто ) , общежитие монахов ( яп. 庫裏 кури ) , трапезная ( яп. 食堂 дзикидо ) , колокольня ( яп. 鐘楼 сё:ро: ) , уборная ( яп. 東司 то:су ) . Их названия могут разниться в зависимости от школ, сект или эпох, однако в «Выписках из преданий Сётоку Тайси древних и нынешних времен» ( яп. 聖徳太子伝古今目録抄 сё:току тайси-дэн кокон мокурокусё: ) эпохи Камакура описана семичастная структура гаран ( яп. 七堂伽藍 ситидо: гаран ) , состоящая из главного Золотого Зала ( яп. 金堂 кондо: ) , пагоды, Зала Проповеди, колокольни, хранилища сутр, монашеского общежития и трапезной. Позднее, в дзэнской традиции, появились новые названия: «Зал Будды» ( яп. 仏殿 буцудэн , аналог Золотого зала) , Врата трех освобождений ( яп. 三門 саммон ) , Зал медитации ( яп. 僧堂 со:до: ) или ( яп. 禅堂 дзэндо: ) , обитель «куин» ( яп. 庫院 , аналог общежития «кури») , Зал Дхармы ( яп. 法堂 хатто: ) , баня «ёкусицу» ( яп. 浴室 ), уборная ( яп. 東司 тосу , либо 西浄 сэйтин) . Есть также немало крупных храмов, где под « гаран » понимается просто комплекс из нескольких сооружений.

В первой половине VI века, когда буддизм только пришел в Японию, самостоятельных храмовых сооружений еще не было, за исключением небольших молелен ( яп. 仏堂 буцудо: ) при дворцах и усадьбах. Согласно « Анналам Японии » ( яп. 日本書紀 нихон сёки ) , в 1-м году правления императора Сусюн (588) из царства Кудара ( Пэкче ) были присланы храмовые архитекторы, литейщики и черепичники, силами которых был возведен первый полноценный комплекс гаран — Храм Хоко-дзи ( яп. 法興寺 хо:ко:-дзи , «Храм Процветания Дхармы») , более известный как ( яп. 飛鳥寺 ) близ совр. города Нара . По данным раскопок на территории Асука-дэра, первоначальный храм был выстроен в когурёсской традиции и представлял собой огороженный галереей прямоугольный двор с пагодой, срединным, западным и восточным Золотыми залами: такая компоновка восходит к китайской «трехчастной обители» ( кит. санхэюань 三合院 ).

Изначальная территория возведенных в начале VII века храмов Ситэнно-дзи ( яп. 四天王寺 ситэнно:дзи , «Храм Четырех Небесных Владык», совр. Осака) и Хорю-дзи ( яп. 法隆寺 хо:рю:дзи , «Храм Вершины Учения») скомпонована линейно, где на оси юг-север вереницей расположены Срединные Врата, пагода, Золотой зал и Зал проповеди. Такая компоновка, которую в Японии принято называть «гаран по образцу Ситэнно-дзи», характерна для царства Пэкче эпохи Трех корейских государств . В регионах Токай и Санъин насчитывается порядка сорока храмов эпохи Асука , большинство которых находится в Нара, Осака и Киото и имеет структуру гаран , которая, по всей видимости, была наиболее характерна для архитектуры раннего японского буддизма.

Первой отличительной особенностью такой архитектуры является наличие пагоды — одной в центре либо двух в западной и восточной части. Пагоды могут располагаться как внутри, так вне храмовой галереи, неся в зависимости от этого различное символическое значение: здесь важен характер отношения к заключенным в них шарира . Второе отличие — размер Зала Проповеди. Золотой Зал или Зал Будды имеют прежде всего символическое и культовое значение, подобно индийским и китайским кумирням. Однако Залы Проповеди, появившиеся уже в Китае, служили для изучения дхармы, и то, где именно они располагались — внутри галереи или вне ее пределов — указывало на степень важности обучения дхарме в том или ином храме.

В VII—VIII столетиях структура главных храмов Японии приобретает законченную форму.

  • (совр. Асука). Асимметричная компоновка гаран : сразу за Срединными Вратами открывается вид на центральный Золотой Зал, слева от него западный, справа — пагода. В плане в целом повторяет структуру гаран Асука-дэра, только без восточного Золотого Зала.
  • Западная обитель храма Хорю-дзи ( яп. 法隆寺西院 хо:рю:дзи сай-ин ) . Гаран конца VII — начала VIII века: в левой части внутреннего двора находится пагода, справа Золотой Зал. Находящийся неподалёку Хорин-дзи ( яп. 法輪寺 хо:рин-дзи , «Храм Дхармачакры », совр. пос. Икаруга ) имеет схожую композицию, называемую теперь «гаран по образцу Хорюдзи». Похожее расположение зданий — с пагодой справа и Золотым Залом слева, называют «гаран по образцу Хокки-дзи » ( яп. 法起寺 ) .
  • Якуси-дзи ( яп. 薬師寺 якуси-дзи , «Храм Будды Врачевания ») . Храм был перенесен из первой столицы Фудзивара-кё ( яп. 藤原京 ) в новую — Хэйдзё-кё ( яп. 平城京 ) , в обоих случаях состоял из одного Золотого Зала с двумя пагодами на западе и востоке, опоясанных галереей.
  • Тодай-дзи ( яп. 東大寺 то:дай дзи , «Великий Восточный Храм») — структура та же, однако в отличие от Якуси-дзи пагоды расположены не внутри, а за пределами галереи.
  • ( яп. 大安寺 дайан-дзи , «Храм Великого Покоя») . Первоначально находился в Асука и назывался «Великий Храм Великого Сановника» ( яп. 大官大寺 дайкандай-дзи ) . Имел слегка урезанный вариант композиции Якуси-дзи, без западной пагоды. После переноса в Хэйдзё-кё получил свое нынешнее имя и еще одну пагоду, однако пагоды расположены южнее Южных Врат, в значительном удалении от гаран .

В период Нара по приказу императора Сёму в разных провинциях страны была построена сеть монастырей « Кокубун-дзи » ( яп. 国分寺 кокубун дзи , «Храмы пределов Государства») , каждый с одним Золотым залом и пагодой, которая, однако, была смещена с осевой линии гаран и располагалась либо внутри галереи, либо снаружи — на западе или востоке.

Коя-сан . Дандзё Гаран

В начале периода Хэйан тантричеcкие школы Тэндай и Сингон стали получать земли под горные монастыри, и устоявшаяся со времен Нара форма гаран постепенно теряет актуальность из-за особенностей рельефа. Тем не менее, построенные к востоку и западу от знаменитых ворот Расёмон ( яп. 羅城門 ) монастыри То-дзи ( яп. 東寺 то:дзи ) и ( яп. 西寺 сай дзи ) , а также другие равнинные храмы продолжают строиться по канонам нарской традиции. Особое место среди горных монастырей занимает сохранившаяся до наших дней знаменитая «Дандзё Гаран» ( яп. 壇上伽藍 дандзё: гаран , «гаран помоста») в Коя .

С развитием учения «Чистой Земли» ( яп. 浄土 дзё:до ) , получает распространение так называемая « Мандала Чистой Земли» с Залом Амиды в центре и широким прудом перед ним. Здесь прослеживается некоторое влияние усадебной архитектуры ( яп. 寝殿造 синдэндзо: , «устройство опочивальни») на храмовую. В построенном по приказу Фудзивара-но Митинага храме ( яп. 法成寺 хо:дзё:дзи , «Храм установления Дхармы», ныне утрачен) , в храме ( яп. 法勝寺 хоссё:дзи , «Храм победы Дхармы», ныне утрачен) ), возведенном императором Сиракава , храме Бёдо-ин ( яп. 平等院 бё:до:ин , «Обитель Равенства») с его знаменитым Залом Феникса ( яп. 鳳凰堂 Хо:о:до: ) — мы видим такие пруды с Залами Амиды на западном берегу, олицетворяющими Западный рай Амитабхи.

Гаран храма
A) Главные Врата ( яп. 総門 со:мон )
B) Горние Врата
C) Галерея
D) Зал Будды
E) Зал Дхармы
F) Зал медитации
G) Колокольня
H) Общежитие монахов

С началом периода Камакура в Японию приходит учение Дзэн и происходит возврат к единообразной китайской компоновке гаран : войдя в Главные Врата ( яп. 総門 со:мон ) мы видим расположенные в линию Горние Врата (трех освобождений), Зал Будды и Зал Дхармы. От Тройных Врат галерея ведет к Залу Будды, за которым находится Зал Дхармы (или «Зал фаньчжана» ), в левом и правом крыльях галереи располагались Залы Медитации, по диагонали от Тройных Врат находится баня и уборная. До настоящего времени подобную структуру вплоть до галереи сохранили только в монастыри ( яп. 瑞龍寺 дзуйрю:дзи , «Храм Благого Дракона», г. Такаока , преф. Тояма ) и Мампуку-дзи ( яп. 萬福寺 мампуку дзи , «Храм Бесчисленных Благ») в Киото. Иногда в дзэнских храмах также строятся пагоды, но они, как правило, находятся в удалении от центра гаран и не несут большого символического значения.

Планировка гаран храма . Территория огорожена глинобитной стеной.
A) Главные Врата
B) Врата Зала Святого Образа
C) Врата Зала Амиды
D) Зал Святого Образа ( яп. 御影堂 гоэйдо: )
E) Зал Амиды
F) Обитель Письма ( яп. 書院 сёин )
G) Колокольня
H) Хранилище сутр
I) Сад Ста Цветов ( яп. 百華園 хякка-эн )
J) «Сад капель и зимородков» ( яп. 滴翠園 тэкисуй-эн )
K) Башня сигнального барабана ( яп. 太鼓楼 тайко:ро )
L) Павильон летящих облаков ( яп. 飛雲閣 хиункаку )

В средневековых храмах амидаистских школ « Дзёдо-сю » и « Дзёдо-синсю » структура гаран не отличалась единообразием, однако в новое время в храмах Дзёдо-синсю появляется общая структура со стоящими рядом входами на восток «Залом Святого Образа» ( яп. 御影堂 гоэйдо: ) или «Залом Великого Учителя» ( яп. 大師堂 тайси-до: ) , где находится статуя Синрана , и Залом Амиды.

В традиции школы Нитирэн-сю храмы старались возводить в соответствии с четырьмя зодиакальными направлениями , в чем заметно влияние «тайной доктрины» Нитирэна. Так как храмы строились на земле, дарованной донаторами ( яп. 檀那 данна ) , при строительстве учитывались и их требования. При этом, не имея общей унифицированной компоновки гаран , нитирэнские храмы отчасти копировали дзэнские образцы. В храмах Нитирэн главным сооружением стал Зал Основателя ( яп. 祖師堂 сосидо: ) , именуемый иначе «Залом Святого Образа» ( яп. 御影堂 гоэйдо: ) либо «Залом Основания» ( яп. 開山堂 кайсандо: ) , вокруг которого постепенно начала формироваться гаран с Главным Залом ( яп. 本堂 хондо: ) , монашеским общежитием, гостевым залом ( яп. 客殿 кякудэн ) , Главными Вратами, Тройными Вратами, пятиярусной пагодой, монастырским постоялым двором ( яп. 宿坊 сюкубо: ) и т. д. Многие храмы с такими постоялыми дворами стали называть «тайбо» ( яп. 大坊 )

Использование термина «гаран» вне буддийского контекста

В японских переводах работ по теории архитектуры и произведений художественной литературы термин « гаран » иногда означает христианский собор .

Использованная литература

  • Г. Накамура и др. Словарь буддийских терминов Иванами / 岩波仏教辞典 . — изд. 2-е. — Иванами Сётэн, 1989. — ISBN 4-00-080072-8 .

Примечания

  1. настоятель буддийского храма или монастыря ( яп. 方丈 ходзё:, кит. фанчжан )
  2. Например, книга Ле Корбюзье «Когда соборы были белыми» (Quand Les Cathedrales Etaient Blanches) в переводе Ц. Икуты и К. Игути называется «Когда 'гараны' были белыми / Гаран-га сирокатта токи » и т. д.

См. также

Источник —

Same as Гаран