Interested Article - Тиссэ, Эдуард Казимирович

Эдуа́рд Казими́рович Тиссэ́ ( латыш. Eduards Tisē ; 13 апреля 1897 , Либава 18 ноября 1961 , Москва ) — советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950).

Биография

Родился в Либаве (ныне — Лиепая) в Латвии . В 1913 году окончил мореходное училище и по совету кузена поступил в частную студию живописи и фотографии в Либаве. Там он посещал лекции по истории искусств профессора Эрнста Гренцинга, — тот и поручил Тиссэ съёмку на привезённую им кинокамеру « Пате » . Сперва снимал первые латышские документальные и хроникальные фильмы , а с началом Первой мировой войны , заставившей покинуть Либаву, — военную кинохронику. Был ранен, отравлен ядовитыми газами .

В 1916—1918 годах — военный кинооператор от Скобелевского комитета , участник Гражданской войны . С сентября по ноябрь 1918 года был начальником штаба Экспедиционного партизанского отряда Всероссийского центрального исполнительского комитета . В 1919—1923 годах снимал важнейшие военные события на Урале, в Поволжье, Сибири и Крыму как оператор Всероссийского кинофотоотдела, затем Кинокомитета и Госкино . Тиссэ не только снимал, за эти годы им было смонтировано около двухсот частей кинохроники .

С 1921 года преподавал операторское мастерство в Государственной школе кинематографии (ныне — ВГИК) .

В 1924 году на Первой кинофабрике « Госкино » на пробах к фильму « Стачка » поддержал Сергея Эйзенштейна , делавшего первые шаги в кино , и в дальнейшем был оператором всех его фильмов. По мнению писателя Валентина Катаева :

Эйзенштейн нашел в Тиссе непревзойденного мастера живой фотографии, сумевшего превратить это ремесло в настоящее искусство, где каждый кадр представлял из себя маленький графический шедевр — вполне законченную картину с великолепной композицией и безупречным распределением светотени.

Из практики кинодокументалистики для художественного кино Тиссэ перенял очень многое: стремление схватить кульминационные моменты, остроту ви́дения и умение передавать масштаб происходящего, съёмку с движения, насыщенное внутрикадровое движение.
Из отзывов советской прессы на выход «Стачки»:

Тиссэ, и до сих пор считавшийся одним из лучших операторов кино, в этой картине выказал исключительную для наших нищенских средств технику , дав прекрасный свет, удачные углы зрения, чёткие контуры, моментами буквально стереофотографию.

Николай Лебедев , «Кино-газета» № 12 1925

В последующем Тиссе снимал также с Григорием Александровым и другими режиссёрами. В 1930—1932 годах вместе с С. Эйзенштейном и Г. Александровым был в зарубежной поездке (посетил Англию, Францию, Германию, Голландию, Бельгию, Швейцарию, США, Мексику) в связи с изучением техники звукового кино и съёмками фильма « Да здравствует Мексика! ».

Член ВКП(б) с 1940 года .

Скончался 18 ноября 1961 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8) .

Семья

  • жена — Бианка Петровна Тиссэ (1921—2005) ;
  • дочь — Элеонора Тиссэ, оператор, живёт в Норвегии .

Фильмография

Оператор

Документальные

Игровые

Актёр

Режиссёр

Награды и премии

Публикации

  • Тиссэ Эдуард. // Пролетарское кино : журнал. — 1932. — № 15—16 . — С. 45—51 .
  • Нильсен В., Тиссэ Э. // Советское кино : журнал. — 1933. — № 7 . — С. 58—65 .
  • Нильсен В. С. Техника комбинированной киносъёмки / Под ред. Э. Тиссэ. — М. : Гизлегпром, 1933. — 138 с. .

Память

Комментарии

  1. По происхождению Тиссэ был из литовцев, хотя и родился в Латвии :

    Его настоящая фамилия Николайтис. А Тиссэ — это псевдоним, образованный из окончания фамилии — «тис» — и первой буквы имени — «э». А удвоение «с», вероятно, для благозвучия.

    Наум Клейман , историк кино « Коммерсантъ » № 51 12 апреля 1997
  2. …заслуга Тиссэ состоит в том, что он сразу поверил в Эйзенштейна. С первыми своими съёмками в « Стачке » режиссёр, будучи незнакомым с кино и не имея кинообразования, не смог справиться, потерялся от новой технологии. Дебютант всегда совершает ошибки. Руководство Первой фабрики Госкино было обескуражено, а Тиссэ дал подписку: Эйзенштейн — талантливый человек, и он, Тиссэ, гарантирует, что тот быстро научится.

    Наум Клейман , историк кино « Коммерсантъ » № 51 12 апреля 1997

Примечания

  1. // Коммерсантъ : газета. — 1997. — 12 апреля ( № 51 ). — С. 10 . — ISSN . 19 июля 2016 года.
  2. Меллер Люба. // Бизнес&Балтия : газета. — 2012. — 10 август ( № 115 (4367) ). — ISSN . 25 ноября 2020 года.
  3. , с. 421.
  4. , с. 33.
  5. . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 22 января 2023. 22 марта 2020 года.
  6. , с. 34.
  7. , с. 347.
  8. Катаев В. П. Собрание сочинений в 9 томах // Эдуард Тиссе. — М. : Художественная литература, 1971. — Т. 8. — С. 471. — 512 с.
  9. Лебедев Николай. // Кино-газета. — 1925. — 17 марта ( № 12 (80) ). — С. 2 . 22 марта 2020 года.
  10. . Новодевичье кладбище . Дата обращения: 25 февраля 2012. Архивировано из 14 июня 2013 года.
  11. // Советское искусство : газета. — 1939. — 2 февраля ( № 16 (596) ). — С. 3 . 4 октября 2021 года.
  12. . Wikimapia . Дата обращения: 22 января 2023. 23 января 2023 года.

Литература

  • Асилов Ст. // Кино-фронт. — 1926. — № 4.
  • Шкловский В. Эйзенштейн. «Броненосец „Потёмкин“». — М. , 1926. — С. 9.
  • Болтянский Г. Культура кино-оператора. — М. Л. , 1927.
  • Вишневский Вен. // Кино. — 1938. — 11 декабря.
  • Эйзенштейн С. 25 и 15 // Кино. — 1939. — 23 мая.
  • Иезуитов Н. Выступление на творческом вечере Э. Тиссэ: 1940 г. // КЗ. — 1996—1997. — № 32.
  • Головня А. Мастерство кинооператора. — М. , 1965.
  • Козлов Л. С. М. Эйзенштейн // История советского кино. — М. , 1969. — Т. 1.
  • Романов А. В одном ряду с режиссером. Заметки о творчестве кинооператора Э. Тиссэ // Советская культура , 15 ноября 1974
  • Александров Г. . — М. , 1976.
  • Коллектив авторов. Десять операторских биографий // Э. К. Тиссэ / Сост. М. Голдовская. — М. : Искусство, 1978. — С. 32—50. — 207 с.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Юренев Р. Сергей Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод. — М. , 1988.
  • Аксёнов И. Сергей Эйзенштейн: Портрет художника. — М. , 1991.
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. — М. , 2004. — Т. 2.
  • Эйзенштейн C. Неравнодушная природа. — М. , 2006.
  • Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России / сост. Н. М. Чемоданова. — М. : Киновек, 2011. — С. 347. — 418 с. — 500 экз. ISBN 978-5-905352-03-4 .
  • Риганов Александр. Тиссэ. Оператор Эйзенштейна . — СПб. : Сеанс, 2020. — 384 с. — ISBN 978-5-6042795-1-9 .

Ссылки

  • // Энциклопедический проект «Личности»
  • // Kinoglaz.fr
  • [www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/32137/bio/ Эдуард Тиссе: Досье на сайте «Кино-Театр.ру»]
  • Айрат Насыров, кандидат исторических наук . // Научно-документальный журнал «Эхо веков».
Источник —

Same as Тиссэ, Эдуард Казимирович