Interested Article - Эвенкийская мифология

Эвенкийская мифология — комплекс древних мировоззрений эвенков .

Мироустройство

Мир имеет три уровня: верхний ( ), средний ( ) и нижний ( ). Весь мир соединяет Мировое древо . В нижнем мире правит Харги (региональная версия Эрлика ). Вход в нижний мир охраняется мамонтом Сэли и змеем Дябдаром. В верхнем мире живут солнце, луна , радуга и дождь .Также там расположен Нгектар — обиталище нерождённых душ. Хозяином верхнего мира является , или Агды .

Мифы

Мифы о сотворении мира

Миф о двух братьях

В первозданный океан утка-мать отложила два яйца, из которых вылупились два брата — Харги (старший) и Сэвэки (младший). Харги нырнул на дно и достал глину, из которой Сэвэки создал Землю . Сэвэки изготовил из глины людей и полезных животных, а Харги — вредных . Сэвэки заснул после творения, а Харги испортил его творения, дунув (или плюнув) на них. Именно поэтому люди подвержены болезням , старости и смерти . После этого, Сэвэки переселился на небеса , а Харги ушёл в подземное царство .

Миф о мамонте и змее

Раньше земля была плоской и ровной. Однако, по ней перемещались два чудовища — Сэли и Дябдар . Где шагал Сэли, получались болота , озёра и горы . Где ползал, извиваясь, Дябдар, текли реки и ручьи . После этого, Сэли и Дябдар провалились сквозь землю и стали привратниками нижнего мира.

Мифы о животных

Медведь как культурный герой

Медведь считается первым обитателем суши, предком людей. Медведь дал людям огонь и орудия труда. Женщина расчленяет медведя и раскладывает органы на определённые места в жилище. Из частей медведя появилось целое семейство и олени со сбруей. Орудия труда в эвенкийской мифологии появляются подобным образом.

Список персонажей

  • Агды — небесный кузнец. Гром — это удары его молота , а молния — искры от наковальни .
  • (Энэкэ бугады) — хозяйка природы, тайги и зверей, покровительница рода.
  • — у эвенков Подкаменной Тунгуски считается участником миротворения, мужем первой женщины.
  • — хозяйка земли.
  • Дябдар — морской змей, выкопавший реки и ручьи своим телом.
  • Маин — судьба . Представляется в виде нитки, которую держит в руках верховное божество.
  • (Майн, Мани) — богатырь, отобравший солнце у небесного лося Хэглэна. Этим мифом объясняют смену дня и ночи, начало нового года.
  • (Мухды) — духи-покровители домашнего очага. Изваяния этих духов хранятся в ящике или мешке, лежащем на санках и прикрытом оленьей шкурой. Духов кормили, обмазывая жиром, кровью или костным мозгом, а также окуривая дымом горящего жира. Подобные кормления совершались после удачной охоты.
  • — сила движения, присущая всему живому. Также этим термином обозначают духов.
  • — обиталище нерождённых душ у истока Шаманской реки в верхнем мире.
  • — хозяин тайги у тутурских эвенков.
  • — гигантская рыба с золотым хвостом.
  • — хозяин верхнего мира, младший брат Харги.
  • Сэли — древний зверь с рыбьим телом и лосиной головой.
  • — хозяйка огня, очага.
  • — хозяин тайги у киренских эвенков.
  • — хозяин нижнего мира, старший брат Сэвэки.
  • — дух места охоты.
  • — дух-помощник.
  • — верховное божество у эвенков Подкаменной Тунгуски .

источники

Источник —

Same as Эвенкийская мифология