Кибальчич, Виктор Львович
- 1 year ago
- 0
- 0
Новый Гаваон (גבעון החדשה, Гив'он hа-Хадаша) — поселение в районе Биньямин между Гиват-Зеев и Бейт-Сурик. Поселение было организовано как общинный поселок и принадлежит районному совету Биньямин . Получило свое название от поселения Гаваон , которое располагалось рядом в библейские времена. Население около 1000 жителей. Поселение носит в целом светский характер, однако в нем проживает также несколько национально-религиозных семей.
Первоначальное название поселения было «Хадаша» (то есть «Новая»). Это название местности, в которой еврейские повстанцы Иуды Маккавея победили имперское войско селевкидских греков в « (греч. Адасе)», одной из самых важных битв в маккавейских войнах . Позже к нему добавилось название «Гив’он» по имени библейского города Гаваон , находившегося поблизости. Правительственный комитет по именам не утвердил название «Хадаша» из-за неясности в определении точного места битвы маккавеев с войсками Никанора. После пяти лет обсуждения комитет утвердил название «Гив’он hа-Хадаша» («Новый Гаваон»).
Символ поселения включает в себя солнце, в память о битве Иегошуа бен Нуна «… стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» ( Иисус Навин 10:12).
В 1998 году в поселке была установлена скульптура Орны Ран «Солнечное сплетение».
В 1886 году евреи попросили у оттоманских властей основать поселение недалеко от Наби-Самуил. Для нового поселения выбрали название «Рама», имея в виду место захоронения пророка Самуила и идентификацию между библейским поселением Рама в колене Биньямина , и районом Наби-Самуил. Компания «Поселение Израиля - Рама» (основанная Исраэлем Рубинштейном, Ицхаком Цви Ривлином и Авраамом Прастом) приобрела землю в этом районе и начала сбор средств для основания поселения . В течение нескольких лет было предпринято несколько попыток обосноваться на купленной земле. К ядру переселенцев присоединилось 13 семей евреев из Йемена , базируясь на невыполненном обещании построить им дома на месте . В марте 1895 г. они поселились на земле и попытались заняться земледелием , но покинули это место через несколько недель, так как средства компании закончились , а также ввиду большого расстояния между домами и возделываемыми участками, парного года и непрекращающихся посягательств со стороны арабов Наби-Самуил, которые выпалывали засаженные поселенцами участки .
В 1921 году компания «Поселение Израиля - Рама» вновь начала действовать, была зарегистрирована как «кооперативная компания по покупке земли в Земле Израиля» и занималась сбором средств для основания поселения На собранные средства был куплен дом в деревне Бейт-Икса, недалеко от Наби-Самуил. В августе 1922 года Верховный комиссар Герберт Самуэль и губернатор Иерусалима Рональд Сторрс посетили Наби-Самуил, чтобы открыть доступ к гробнице пророка Самуила после того, как она была отремонтирована по следам серьезных повреждений, нанесенных ей во время Первой мировой войны . Представители компании «Поселение Израиля - Рама» встретились с ним и попросили построить дорогу к месту. В ноябре 1922 года компания объявила, что 7 семей из Иерусалима поселятся в купленный ею дом, а еще для двух семей компания построит «жестяные дома» . В мае 1923 года компания провела лотерею на участки среди пайщиков . В 1924 году в дом въехали 10 поселенцев, но через полгода он был заброшен из-за проблем с доступом: поскольку отсутствовала асфальтированная дорога из Иерусалима, до места можно было добраться только на ослах . Компания взяла кредит, который не смогла погасить, и началась процедура взыскания . В 1931 году дом и земельный участок были проданы жителю села Бейт-Икса .
В 1977 году группа переселенцев из Советского Союза обосновалась в заброшенном военном лагере, прилегающем к деревне Аль-Джиб (которая до войны 1967 года использовалась как школа для офицеров иорданской армии), примерно в километре к востоку от нынешнего населенного пункта . Это стало возможным на основании приказа об изъятии земель «для военных нужд» . В октябре 1979 г. в рамках тенденции к расширению Иерусалима было принято правительственное решение о создании «Мицпе Гив'он» (холм «Хадаша») в качестве постоянного поселения , основываясь на утверждении, что земля в этом месте с 1921 года принадлежала исторической компании «Поселение Израиля - Рама». В январе 1980 года ядро поселенцев из 35 человек поселились на площади в 70 дунамов . Житель села Бейт-Иджаза Сабри Махмуд Аграйб, у которого была экспроприирована земля с целью строительства водоема для поселения, подал прошение в Верховный суд против экспроприации . В ходе судебного разбирательства в Верховном суде выяснилось, что земля теперь зарегистрирована не на имя компании, а как иорданская «государственная собственность», поскольку земля была экспроприирована Иорданией в 1960-х годах для нужд близлежащего военного лагеря, однако жителям было разрешено продолжать обрабатывать землю. В начале израильского контроля иорданская земля поменяла статус на основании «Указа № 59», согласно которому все земли и имущество, находившиеся в собственности иорданского правительства, были переданы израильскому военному правительству . Дома поселения были построены вокруг дома семьи Аграйб .
Во время второй интифады в 2003 году Государство Израиль начало строительство разделительного забора . Сабри Махмуд Аграйб снова обратился в Верховный суд с иском против маршрута забора, который отрезает его от села Бейт-Иджаза .С другой стороны, жители Нового Гаваона подали иск против размещения ворот в заборе безопасности между их населенным пунктом и Бейт - Иджазой . 31 июля 2006 г. оба иска были отклонены Верховным судом который определил что, поскольку члены семьи отклонили предложение системы безопасности получить компенсацию и покинуть свой дом, текущий маршрут является пропорциональным и целесообразным . Дом семьи Аграйб был окружён забором внутри Нового Гаваона. Члены семьи могут добраться до села Бейт-Иджаза через проход, окруженный забором который соединяется с разделительным ограждением .
По состоянию на 2013 год в поселке проживает около 300 семей. Большинство жителей этого места светские, но есть религиозные семьи и действующая синагога. За последнее десятилетие в поселение было принято 35 семей иммигрантов из СНГ. Этот проект стал возможен благодаря значительной помощи Еврейского агентства.