Окна ТАСС
- 1 year ago
- 0
- 0
«У окна» ( фр. À la fenêtre ) — картина- натюрморт французского художника- постимпрессиониста Поля Гогена из собрания Государственного Эрмитажа .
На картине изображён стол у окна, покрытый жёлтой скатертью; на столе расположены массивная глиняная кружка, небольшой стеклянный графинчик, стеклянный стакан с чайной ложкой в нём, целый лимон на блюдце и два больших куска сахара, лежащих прямо на столе. Справа внизу подпись художника и дата: P. Gauguin 1882 .
Как следует из авторской подписи картина написана в 1882 году. Предполагается, что на ней изображён уголок парижской квартиры Гогена на , где он жил с 1880 года. Неизвестно, когда картина оказалась в собрании Бьорна Стефенсона в Копенгагене , вероятно она была привезена в Данию женой Гогена Метте и продана в 1890-е годы, когда Гоген уехал на Таити , а Метте Гоген ( датчанка по происхождению) с детьми осталась без средств к существованию и была вынуждена вернуться на родину.
В 1927 году картина была выставлена в берлинской галерее Маттхизена, где её купил немецкий предприниматель и коллекционер Отто Кребса из Веймара . После смерти Кребса весной 1941 года от рака картина хранилась в хольцдорфском поместье Кребса под Веймаром . Во время Второй мировой войны коллекция Кребса была спрятана в специально-оборудованном сейфе-тайнике, построенном под одной из хозяйственных построек поместья. В 1945 году Хольцдорф был занят советскими войсками, в поместье Кребса расположилось управление Советской военной администрации в Германии . Коллекция, включая «У окна», была обнаружена и описана на месте советскими трофейными командами, занимающимися сбором произведений искусства и вывозом их в СССР, после чего в 1949 году в качестве репарации отправлена в Государственный Эрмитаж (по описи значилась под названием «Натюрморт с бутылкой») , где долгое время хранилась в запасниках и не была известна широкой публике и даже большинству исследователей. Мало того, на Западе считалось, что коллекция Кребса погибла во время Второй мировой войны .
Вновь картина была показана публике лишь в 1995 году на эрмитажной выставке трофейного искусства ; с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 412) .
Скорее всего в том же 1882 году именно этот натюрморт был выставлен на Седьмой выставке импрессионистов под названием «У окна. Натюрморт» (каталожный № 23). Ж. К. Гюисманс , оценивая показанные на этой выставке работы Гогена, отмечал их «грязный и глухой колорит» . Всего на Седьмой выставке импрессионистов Гоген показал 13 картин (№18—30 по каталогу) , из них четыре натюрморта, по мнению А. Г. Костеневича «идентифицировать которые по одним названиям довольно трудно (да и названия недостаточно конкретны)» .
Составитель первого каталога-резоне творчества Гогена первоначально полагал, что под выставочным каталожным № 23 на Седьмой выставке импрессионистов была продемонстрирована другая картина Гогена, «Ваза с цветами у окна» ( ; 1881 год; холст, масло; 19 × 27 см; инвентарный № D.54.2.1 ) . Однако, поскольку картина из бывшего собрания Кребса хранилась в закрытых фондах Эрмитажа и была недоступна для исследователей, то Вильденштейн её не знал и, соответственно, картина не была включена в каталог-резоне Гогена, вышедший в 1964 году . Костеневич сопоставил реннскую картину с работой, указанной в выставочном каталоге под № 18 и с названием «Цветы. Натюрморт» . В новый каталог-резоне, вышедший в 2001 году, картина была включена под № 92, там же составители каталога Д. Вильденштейн и С. Круссар согласились с мнением Костеневича, что именно эрмитажная картина скорее всего значилась в каталоге Седьмой выставки импрессионистов под № 23, а реннская картина под № 18 .
Большая глиняная кружка, самый приметный элемент всей композиции, является керамической копией деревянной кружки-танкарда, изготовленной то ли в Дании , то ли в Норвегии в XVIII веке; оригинал танкарда находится в частной коллекции и выставляется в Трафальгарской галерее в Лондоне . Сильвия Круссар указывает, что танкард принадлежал Метте Гоген . Впервые Гоген его изобразил в 1880 году на картине «Деревянный танкард и железный кувшин» ( Чикагский художественный институт ; холст, масло; 65 × 65 см; инвентарный № 1999.362) . В 1884 году Гоген вновь написал танкард в картине «Уснувший Кловис (Спящий ребёнок)» (коллекция Самуэля Йозефовица в Лозанне ), а в следующем году — в «Натюрморте в интерьере» (частная коллекция в Швейцария ) .
Сам Гоген в это время, вследствие крушения биржи и собственных финансовых неудач отказался от профессии биржевого маклера и решил посвятить всё своё время занятиям живописью. В связи с этим главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа А. Г. Костеневич в своём очерке истории искусства Франции, анализируя картину, писал:
Самую раннюю эрмитажную работу Гогена «У окна» ещё отличает желание художника следовать за импрессионистами в передаче эффектов света, стремление, впрочем, не противоречившее усвоению уроков старых мастеров, прежде всего Шардена. Начало 1882 г., когда писался натюрморт, знаменовало для него критический рубеж. <…> В натюрморте «У окна», отчасти в мотиве, но больше в сдержанности колорита, отразилось внутреннее состояние автора, который будет упрямо идти своей дорогой и искать равновесия в самом себе .