Родился
18
(
30
) октября
1828
года в семье
диакона
Казанского собора
Малоярославца
Алексея Ивановича Чистовича; мать — Екатерина Васильевна.
В 1842—1847 годах учился в
Калужской духовной семинарии
. По окончании семинарии был направлен для продолжения обучения в
Санкт-Петербургскую духовную академию
. Выпуск XIX курса состоялся в 1851 году, Чистович окончил его по первому разряду, 2-м магистром богословия (был утверждён магистром только 8 декабря 1852 года)
Чистович был оставлен при академии и в сентябре 1851 года «определён бакалавром по классу русской церковной и гражданской истории». Затем читал психологию и историю философии.
Также он занимал должности помощника инспектора (1851—1854) и помощника секретаря академического правления (1852—1857); с 1857 по 1863 годы состоял секретарём Петербургского духовно-цензурного комитета.
С 1859 года преподавал психологию и историю философии до
Канта
, с 1864 — историю философии до и после Канта.
Академия наук в 1865 году присудила И. А. Чистовичу Демидовскую премию, в 1867 —
Уваровскую премию
за труд «Феофан Прокопович и его время», который издала в 1868.
В 1871 году Чистович защитил диссертацию на степень
доктора богословия
— «Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека» (СПб., 1871). 13 декабря 1874 года был избран членом-корреспондентом
Санкт-Петербургской академии наук
.
Оставил после себя много трудов по истории церкви. Все сочинения Чистовича по истории русской церкви составлены на оснований архивных первоисточников и внесли в науку много новых фактов, а отчасти и новых взглядов на более крупных церковно-исторических деятелей.
«История перевода Библии на русский язык» (СПб.: тип. Деп. уделов, 1873)
;
«Очерк истории западно-русской церкви» (СПб.: тип. Деп. уделов, 1882—1884)
«
» СПб.: печ. В. И. Головина, 1871
Исторические статьи в различных изданиях
В «Известиях 2-го отдела Академии Наук»: «Разбор первых томов „истории Русской Церкви“ преосвященного Макария», «Обзор духовной литературы» архиепископа Филарета, «Труды Иакова Болоницкого и Славянская грамматика Иустина Вишневского».
В «Журнале министерства народного просвещения»: «Об отношениях между философией и христианством» (1856).
во «Временнике Общества Истории и Древностей при Московском Университете» — «Процесс по делу об учреждении типографии при
киевской митрополии
» (1855), «Проект издания
российских летописей
в 1734 году» (1856), «Показание игумена Симона о приездах царицы Евдокии в Кузмин монастырь» (1856)
в «Чтениях» того же общества — «Выговская раскольническая пустынь» (1859), «Переписка полковника Навицкого с разными лицами», «Материалы для биографии
Бецкого
» (1863), «Иона Сальникеев» (1868), «Опровержение (Феофелактово) примечаний на книгу Ансильйона» (1872).
в «Православном обозрении» — «Исправление славянской Библии перед изданием 1751 года» (1860), «Решиловское дело» (отдельно: СПб., 1861)
в «Духе христианина»: «Монах Зварыкин. Эпизод из истории Феофана Прокоповича».
в «Христианском Чтении» — «История
православной церкви в Финляндии
» (1853), «Об отношении между философией и христианством в первые три века христианской церкви» (1854), «Обозрение
лютеранских
и
реформатских
обществ в России с середины XVI до начала XVIII века» (1857), «Неоплатоновская философия и отношение её к христианству» (1860), «Естественное богословие» (1863), «Происхождение и бессмертие души человеческой» (1864), «Христианский восток и запад в III в.», «Ориген и Киприан» (1865), «Иконоборчество и римские папы», «Письма св. Василия Великого», «Религия в её исторических и психологических основаниях» (1866), «Неизданные проповеди
Стефана Яворского
» (1867), «Первый век христианства в писаниях мужей апостольских» (1868).
в «Страннике» — «Новгородский митрополит
Иов
и его переписка» (1861), «Митрополит
Амвросий Подобедов
» (1860)
в «Духовной беседе»: «Благочестивые матери-хриситанки», «Преподобная Макрина, сестра Василия Великого и Григория Нисского», «Новый год» (1859), «С каким расположением мы должны встречать всякую важную перемену в нашей жизни» (1854), «О прямоте и искренности характера», «О достоинстве труда и деятельной жизни», «Русская духовная литература в 1859», «Обязанность трудиться для блага потомства» (1860).
в «Сборнике Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук» — «
»
в сборнике «Антиох Дмитриевич Кантемир, его жизнь и сочинения» — статья «
»
Примечания
Многие выпускники этого курса стали выдающимися церковными деятелями: кроме архиепископа
Никанора (Бровковича)
ещё пятеро выпускников стали архиереями; также профессор
И. В. Чельцов
, протоиерей
Пётр Преображенский
, протоиерей
, духовника семейства великого князя Константина Николаевича протоиерей
.