Кузьминки (район Москвы)
- 1 year ago
- 0
- 0
Уса́дьба Кузьми́нки (также уса́дебный комплекс Влахе́рнское-Кузьми́нки , позже Ста́рые Кузьми́нки ) — бывшая усадьба князей Голицыных на землях Кузьминского парка в современных московских районах Кузьминки и Выхино-Жулебино . Постройки расположены по обоим берегам реки Чурилихи (Пономарки) , на которой устроен каскад Кузьминских прудов .
В писцовой книге XVII века упоминается «пустошь, что была Кузьминская мельница». Со временем мельница была восстановлена и в документе 1680-х гг. фигурирует как мельница Кузьминка. После передачи мельницы Г. Д. Строганову за имением закрепилось название «Мельница», по почти единственному находившемуся на его территории сооружению, другим его названием стало собственное наименование мельницы — Кузьминка (Кузьминская), со временем трансформировавшееся в форму «Кузьминки». Почему мельница называлась Кузьминской, неизвестно. Возможно, её первым владельцем был некий Кузьма либо рядом стоял храм Косьмы (Кузьмы) и Дамиана , никаких сведений о котором, впрочем, не сохранилось.
Кузьминская мельница, принадлежавшая подмосковному Николо-Угрешскому монастырю , предположительно, стояла на реке Голедянке (реке Голеде, современное название рек Чурилиха и Пономарка) и была сожжена в Смутное время . В 1623 — 1624 годах местность упоминается в «книге Московского уезду письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подъячего Онисима Ильина» как пустошь.
В 1704 г. (по некоторым данным в 1702 ) Пётр I подарил Григорию Дмитриевичу Строганову земли, именовавшиеся Мельницей и принадлежавшие до этого Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. С этого момента началось усадебное строительство: при Строганове или чуть позже появился дубовый господский дом и хозяйственные строения. Строганов стал владеть мельницей, вместе с прудом (ныне , ранее Мельничным), лесом и сенными покосами, за ежегодную плату 50 рублей оброчных денег. В том же году на аналогичных условиях за 24 рубля в год ему, его жене Марии Яковлевне , урождённой Новосильцевой (1678—1734) и сыновьям: Александру (1698—1754), Николаю (1700—1758) и Сергею (1707—1756) были переданы соседние пустоши: Борисково (Дубки), Волынкино, Куровая и Остеево белище, отрезанные от угодий деревни Грайвороново , принадлежавшей московскому Симонову монастырю .
Между 1716 и 1720 годом сооружена деревянная церковь, освящённая в честь Влахернской иконы Божьей матери . После строительства церкви в документах стали писать: «село Влахернское, Мельница тож». В 1653 году отцу Петра I, царю Алексею Михайловичу , из Иерусалима были присланы два списка с этой иконы, считавшейся чудотворной. Один образ был помещён в Успенском соборе Московского Кремля , а второй образ за заслуги был пожалован Дмитрию Андреевичу Строганову , отцу первого владельца усадьбы Кузьминки. Этот список Влахернской иконы Божьей матери — фамильной святыни Строгановых , ныне находится в фондах Государственной Третьяковской галереи . Позже церковь сгорела и была заменена другой, также деревянной. В 1722 году усадьбу посетил император Пётр Первый .
В 1740 г. — по разделу с братьями А. Г. Строганов стал единственным хозяином имения. При нём, путём постановки плотин на речке Чурилихе, был создан огромный пруд , ныне называемый Верхним Кузьминским .
В 1757 году Анна Александровна (1739—1816), старшая дочь А. Г. Строганова (от второго брака), вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731—1804), младшего брата вице-канцлера Александра Голицына . В приданое она принесла ему Влахернское с 518 десятинами земли. Голицыным усадьба принадлежала до самой революции.
При князе Михаиле Голицыне усадьба обновляется, благоустраивается и расширяется. Он уделял много внимания ландшафтному дизайну и в этот период на реке был сооружён каскад из четырёх прудов, сохранившихся до наших дней и придающих особый микроклимат данной местности. Его младший сын князь Сергей Михайлович Голицын (1774—1859) превращает эти земли в майорат , за счет постепенного приобретения многочисленных соседних земель, расположенных южнее и юго-восточнее: села Котельниково , сельца Мотяково (Ильинское) , деревни Чагино и покупки у «неслужащего дворянина» Е. Д. Фалеева 192 десятин в пустоши Вешки ).
На протяжении всего XIX века в усадьбе перестраивались дома, конный двор и другие постройки. Следует упомянуть построенные в середине XIX века новые въездные ворота в усадьбу (на Липовой аллее, ныне Кузьминская улица , ранее Влахернский проспект), специально отлитые на уральских заводах Голицыных и впоследствии давшие название улице Чугунные ворота .
У С. М. Голицына и его знаменитой супруги, прозванной « полуночной княгиней », в Кузьминках неоднократно бывали представители дома Романовых :
После смерти в 1859 году старого князя С. М. Голицына (был похоронен в Сергиевском приделе Влахернской церкви ), детей не имевшего, во владение усадьбой вступил его внучатый племянник, также Сергей Михайлович (1843—1915). Он проводил здесь с семьёй каждое лето до 1883 года , когда предоставил имение для проживания своей первой жены Александры Осиповны, а сам перебрался в другое дедовское имение, .
В конце XIX века на землях имения возникают наёмные дачи. Летом 1866 года в Кузьминках побывал писатель Ф. М. Достоевский . Тогда он снимал дачу в соседней усадьбе Люблино , где работал над романом « Преступление и наказание ». Также летом 1894 г. в Кузьминках бывал В. И. Ленин , живший неподалёку на даче в усадьбе Вешки (Толоконниково).
В 1912 году князь Сергей Михайлович окончательно продал усадьбу городским властям и перевёз семейные реликвии в Дубровицы. Усадебный дом в Кузьминках сгорел через несколько месяцев после смерти старого князя, 19 февраля 1916 года . Пожар продолжался почти весь день, уничтожив помимо самого княжеского дворца, хранившиеся там на антресолях драгоценную старинную мебель красного дерева, старинные картины, коллекцию в несколько сотен ценных гравюр. В прессе предполагали, что пожар возник от неисправности печных дымоходов или же от небрежности офицеров размещавшегося там военного госпиталя.
В 1917 году усадьба была национализирована и передана выведенному из Петрограда Институту экспериментальной ветеринарии , позднее ставшим Всесоюзным научно-исследовательским институтом экспериментальной ветеринарии, который занимал здания до 2001 года . В течение последующих десятилетий Кузьминки пришли в запустение и упадок. Многие постройки перестроили и переоборудовали под лаборатории , жилые и административные корпуса. Были сданы на металлолом чугунные скамейки и диваны, являвшиеся единственным в своем роде комплектом парковой мебели, все металлические памятники и чугунные ворота, украшавшие въезд в Кузьминки. На месте сгоревшего господского дома был выстроен главный корпус института ветеринарии, закрыта и перестроена церковь, частично вырублен парк, уничтожен ряд зданий, сгорели почти все деревянные объекты и т. д.
На основе дачной застройки перед въездом в усадьбу к концу 1930-х годов сложился Ново-Кузьминский посёлок . Сама усадьба, соответственно, стала называться . В 1978 году сгорел Музыкальный павильон в ограде Конного двора, впоследствии воссозданный.
В 1997 году был образован природный и историко-культурный комплекс « Кузьминки-Люблино » . В 1999 году в здании Служительского флигеля на Тополевой аллее был открыт Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных „Влахернское-Кузьминки“» как отдел музейного объединения « Музей Москвы ». В 2004 году , к 300-летнему юбилею усадьбы в Служительском флигеле была подготовлена экспозиция «Знакомьтесь, Голицыны», посвященная истории и владельцам усадьбы, дворянскому и крестьянскому быту XIX в. Сегодня музейные экспозиции и выставки размещаются также и на Конном дворе, в южном флигеле Конного двора работает Детский музейный центр.
Ныне это самая большая по количеству объектов (в настоящее время более 20) усадьба на территории города Москвы , значительную часть которых, правда, составляют новоделы .
Список архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Кузьминки на середину 19 века:
Главный господский дом был построен во времена владения усадьбой Строгановых, впоследствии значительно перестроен Голицыными. Однако при обоих хозяевах дом оставался деревянным. Господский дом соединялся галереей с боковыми флигелями, которые иногда называли Классическими павильонами. В феврале 1916 года в период, когда в доме уже был расположен военный госпиталь, в здании возник пожар, который его полностью уничтожил. В 1930-х годах на месте старого главного дома было построено новое здание (архитектор Сергей Торопов ), имитирующее дворец в стиле классицизма , сохранившиеся до наших дней, которое раньше являлось главным корпусом института ветеринарии .
По обеим сторонам его обрамляют сохранившиеся боковые флигели, отреставрированные в 2011 году . В настоящее время во флигелях размещаются экспозиции, посвященные истории усадьбы.
Современное здание института | Утраченный дворец Голицыных | Флигель | Флигель |
Объект культурного наследия федерального значения (современный адрес — ул. Старые Кузьминки, д. 4)
Здание, служившее барской кухней, было построено в 1813 — 1815 годах по проекту архитекторов Доменико Жилярди и Андрея Воронихина . Использовалось институтом ветеринарии в качестве лаборатории и операционной для животных. Здание долгие годы пустует, находится в руинированном состоянии. Сохранились элементы отделки фасада здания в египетском стиле . Находится в федеральной собственности, право хозяйственного ведения принадлежит ФГУП организации социальной сферы «Управление служебными зданиями» ( ФАНО России ). Распоряжение Правительства Москвы от 02.10.2007 г. № 2177-РП, в соответствии с которым предполагается передача в собственность города Москвы объектов усадьбы, находящихся в федеральной собственности, не выполнено. В ноябре 2016 г. утверждено охранное обязательство .
На берегу Верхнего пруда между господским домом и оранжереей в 1811 году была построена Львиная (по установленным на ней скульптурам львов) или Круглая (по форме) пристань — она соединялась паромом с пристанью на противоположном берегу пруда. В начале XX века круглая пристань была разрушена, с конца 2006 года проводилось её восстановление. В марте 2023 года объявлено о согласовании проекта реконструкции пристани.
Объект культурного наследия федерального значения (современный адрес — ул. Старые Кузьминки, д. 9) .
Здание Померанцевой (Ранжевой) оранжереи было построено в 1811 — 1815 годах на берегу Верхнего пруда на месте небольшой деревянной оранжереи по проекту архитекторов Доменико Жилярди, Афанасия Григорьева и Алессандро Жилярди . Состоит из трех частей: центральной с высокими потолками для самых крупных деревьев и двух боковых. В 1890-х годах здание частично было перестроено. В 2007 году в оранжерее случился пожар, после которого она не была восстановлена. В здании частично сохранилось первоначальное декоративное убранство начала, в том числе — роспись плафона в «египетском» стиле. В настоящее время здание в полуразрушенном состоянии. Огорожено. Не используется музеем. Восстановительные работы не проводятся. Находится в федеральной собственности, право хозяйственного ведения принадлежит ФГУП организации социальной сферы «Управление служебными зданиями» (ФАНО России). Распоряжение Правительства Москвы от 02.10.2007 г. № 2177-РП, в соответствии с которым предполагается передача в собственность города Москвы объектов усадьбы, находящихся в федеральной собственности, не выполнено. В ноябре 2016 г. утверждено охранное обязательство .
Здание Конного двора на левом берегу Верхнего пруда недалеко от плотины было построено в 1805 году , перестраивалось в 1823 году архитектором Доменико Жилярди. В помещениях Конного двора находились конюшни, склады для хранения фуража и специальной утвари, стояли сани и кареты. В стене, огораживающей двор и выходящей на Верхний пруд, встроены здания двух жилых павильонов (по углам), служивших гостиницами для приезжавших в усадьбу гостей и в центре — Музыкального павильона. По краям музыкального павильона в 1846 году были установлены скульптуры, аналогичные установленным на петербургском Аничковом мосту и также отлитыми на голицынских заводах.
В 1978 году здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора находились в заброшенном состоянии. В начале 2000-х годов весь комплекс двора был восстановлен, а в его помещениях — организованы музейные экспозиции, демонстрирующие конюшни, каретный, фуражный и сенной сараи и манеж, в котором проводятся конно-спортивные мероприятия. В Музыкальном павильоне двора организуются концерты со зрительными местами на берегу пруда. 28 января 2019 года в помещении Конного двора обрушился деревянный потолок .
Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках расположен в конце Кузьминской улицы , к северо-востоку от бывшего господского двора и места нахождения господского дома. Назван в честь Влахернской иконы Божьей Матери , которая была привезена в Россию из Константинополя в XVII веке . Икона, названная «Влахернской» по местности недалеко от Константинополя, сохранилась до наших дней; 2 июля отмечается её праздник.
Первый деревянный храм в усадьбе Кузьминки был построен в 1720 году , а каменный — в 1759 — 1774 годах на средства князя Голицына, в конце XVII века был перестроен в стиле раннего классицизма. В 1929 году храм был закрыт и перестроен под жильё.
В 1992 году передан церкви, вместе с приделами святого Сергия Радонежского и святого Александра Невского. В сентябре 1995 году по окончании реставрационных работ храм был освящён. Престолы: Влахернская икона Божией Матери, Житие святого благоверного князя Александра Невского , Житие преподобного Сергия Радонежского . Святыни: Частица мощей святого благоверного князя Александра Невского, Частица мощей апостола Андрея Первозванного .
В усадебной слободке располагались вспомогательные здания, хозяйственные строения, погреба и дома, в которых жили люди, обслуживающие усадьбу. Тут же находились квартира священника и воскресная школа. В деревянном одноэтажном здании располагалась больница, которая обслуживала не только владельцев усадьбы, но и окрестные селения.
Южный флигель, построенный в 1832 году , служил погребом. Здание перестраивалось в 1930-х годах, находится в руинированном состоянии.
Дом садовника («Серая дача») — памятник деревянной архитектуры XVIII века . В здании располагается литературный музей Константина Паустовского .
Объект культурного наследия федерального значения (современный адрес — Тополевая аллея, д. 16
; д. 16 стр. 1
).
В конце
Тополевой аллеи
на берегу Верхнего пруда в
1840 году
архитекторами Алессандро Жилярди и
Иваном Еготовым
были построены здания Скотного двора (Молочной фермы). В зданиях располагались конюшни, коровник, кладовые помещения, в боковых флигелях жили конюхи и скотники. В
1889 году
здания были перестроены для размещения в них новых помещений
. Пустует с 1990-х годов, в настоящее время — в заброшенном состоянии. Находится в собственности Москвы, передан на праве оперативного управления ГБУК города Москвы «Музейное объединение „
Музей Москвы
“». Разработан проект реставрации и приспособления для современного использования, получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Ожидается финансирование работ, но сроки неизвестны
.
Здания Птичьего двора располагались полуциркулем вблизи , во внутреннем дворе находился бассейн, наполненный водой. Здесь содержались различные птицы, в том числе, декоративных и редких пород. Во время войны 1812 года Птичий двор был разграблен, после чего птицеводческое хозяйство уже не восстанавливалось. Здания были перестроены под кузницу, центральное строение было надстроено (2-й этаж был отдан под квартиру кузнеца).